- Что такое здоровье человека
- Если б молодость знала если б старость могла
- Какие факторы обеспечивают здоровье человека
- Какие группы здоровья бывают у детей
Тема здоровье актуальна всегда, особенно во времена различных вирусов и эпидемий. Как повысить свой иммунитет и укрепить здоровье, и какие факторы его укрепляют кроме правильного питания и здорового образа жизни? Сейчас об этом узнаем.
Что такое здоровье человека
Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Понимание содержания слова «здоровье» прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие какого-либо заболевания, и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни — нигде не болит, нормальная температура тела, нет кашля, насморка.
Такое понимание понятия здоровья основано на противопоставлении: болезнь — здоровье. Оно соответствует бытовым наблюдениям. Действительно, если человек ни на что не жалуется, работает, не обращаясь к врачу, окружающие вправе считать его здоровым.
Развитие медицины привело к более глубокому пониманию смысла слова «здоровье», основанному на противопоставлении: болезнь + вероятность болезни — здоровье. Дело в том, что наукой выявлен целый ряд состояний организма, когда человек еще не может считаться больным, но вместе с тем не может считаться и здоровым. Это состояние предболезни.
Оно может расцениваться или как переход от здорового состояния к болезненному, когда человек ещё не болен, но уже не здоров и вскоре заболеет, или как такое состояние организма, когда к болезни может вести, казалось бы, малосущественная причина. Данное понимание понятия здоровья подразумевает не только отсутствие болезни, но и малую вероятность её развития в конкретных условиях жизни человека.
Девочкам, девушкам, будущим мамочкам, надо помнить всегда, что здоровье закладывается в детстве, что любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьёзная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.
Если б молодость знала если б старость могла
Это выражение справедливо не только в отношении к полезным делам, которые человек мог бы совершить в своей жизни, но не совершил и время упущено, но также и к здоровью: утраченного здоровья не вернуть, или же сделать это чрезвычайно трудно, намного труднее, чем в свое время его сберечь.
Человеку свойственна высокая познавательная активность. Интерес его всегда направлен в окружающий мир, и это хорошо и необходимо. Однако следует воспитывать у себя привычку обращать внимание и на свой организм, анализировать свое состояние и самочувствие, даже тогда, когда никаких болезненных явлений нет.
Действительно, человек обычно не замечает, как работают его печень, почки, другие органы. Лишь сердце дает о себе знать даже здоровому человеку: оно бьется то сильнее и чаще, то реже и слабее — в зависимости от эмоционального состояния и физической нагрузки, да еще учащается или урежается дыхание.
Напротив, нездоровье, болезнь может проявляться самыми разнообразными способами и столь настоятельно, что человек сразу же начинает жалеть об утраченном здоровье.
Наиболее известный и неприятный признак нездоровья — боль. Она может быть тупой, острой, пульсирующей, стреляющей, колющей, давящей, сверлящей, жгущей, схваткообразной – разной.
Другой признак нездоровья — плохое самочувствие, слабость, недомогание, мешающие или не дающие возможности полноценно выполнять привычную работу.
Еще одни признак нездоровья — нарушение деятельности отдельных органов, например, резко учащенное сердцебиение во время работы и одышка в покое, кашель и хрипы в легких, тяжесть в области печени.
Какие факторы обеспечивают здоровье человека
Какие же факторы окружающей среды, а также особенности поведения человека помогают сохранить и укрепить его здоровье?
Первый фактор. Правильный и чёткий распорядок дня.
Человек должен делать не только то к чему побуждают его естественные потребности — прием пищи, сон, но и то, что полезно для здоровья — гигиенические процедуры и физические упражнения.
Благодаря четкому режиму организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается.
Неспособность человека заставить себя придерживаться определенного и четкого режима дня— признак неорганизованности, слабохарактерности и безволия.
Второй фактор. Высокая двигательная активность, физическая нагрузка.
Слышали такое слово «гиподинамия»? «Гипо» означает под, внизу и «динамис» означает сила. Следовательно, гиподинамия означает недостаточная физическая нагрузка или это такая особенность самого образа жизни.
Действительно, современному человеку приходится затрачивать все меньше физических усилий:
- постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности; развиваются средства транспорта;
- для того чтобы увидеть спортивные соревнования, теперь уже необязательно идти на стадион — можно посмотреть их по телевизору.
Может быть это и хорошо?
Одно время многие так и считали, и в произведениях фантастов о грядущих временах на долю человека нередко оставлялась обязанность лишь нажимать кнопки — остальное за него сделают умные машины.
Что же способствовало такому отношению к физической нагрузке, мышечным усилиям — ведь они лежат в основе любого труда?
Труд, как подчеркивал Ф. Энгельс, есть «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» (Маркс К., Энгельс Ф.— Соч.— 2-е изд.— Т. 20.— С. 486).
Дело в том, что в процессе развития человеческого общества и возникновения классов появилось и закрепилось противоречие между физическим и умственным трудом.
При этом на долю эксплуатируемых людей выпал наиболее тяжелый изнурительный физический труд, труд не в радость. Возможность не заниматься физическим трудом расценивалась как привилегия.
Не случайно русские бояре носили кафтаны с длинными рукавами: этим подчеркивалось их высокое общественное положение, возможность ничего не делать своими руками, руки были спрятаны от труда.
Отсюда, кстати, родилось выражение «спустя рукава», т. е. выполнение работы небрежно, без старания, кое-как. Для людей труда периоды отдыха были весьма кратковременны и случайны: чтобы хоть как-то прокормиться, им приходилось работать практически все время.
И в результате в повседневном обыденном сознании людей сложилось представление о том, что физическая нагрузка — это плохо, а возможность жить без физических усилий — хорошо.
Вместе с тем люди всегда мечтали о счастье и благополучии, и это благополучие непроизвольно стали связывать с возможностью жить без значительной затраты физических сил.
Интересный вопрос: «Что является главным признаком живого»? Это «способность к самостоятельным движениям».
Без движения нет жизни, и в той или иной форме оно присуще любому живому существу, независимо от степени его сложности. Как подчеркивал великий русский физиолог И. М. Сеченов, «все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».
Никакое животное не может нормально существовать без движения.
Но быть может, человек способен на это? Разумеется, тоже нет. Человек имеет основание считать себя «царем природы» потому, что он способен постигать ее законы и использовать их в своих интересах, но выйти из повиновения им он не может.
Всегда и всюду попытки неповиновения законам природы были губительными для человека, и иначе не может быть.
В полной мере это справедливо и в отношении мышечной деятельности. Самой природой в человеке заложена потребность в движении, в мышечном усилии, и подавление этой потребности неизбежно ведет к тяжелым последствиям для здоровья.
В последние десятилетия одной из главных причин преждевременной смерти людей, особенно в развитых странах, стали болезни сердечно-сосудистой системы.
Что происходит при гиподинамии?
- Во-первых, ослабляется деятельность сердца, оно детренируется.
- Во-вторых, происходят нарушения обмена веществ, одним из проявлений которых является накопление избыточной массы тела.
- В-третьих, развиваются дегенеративные изменения – дистрофия мышечной и других тканей.
- В-четвертых, нарушение нормальных соотношений между мышечными и психическими усилиями приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы.
В результате всего этого снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, разному роду перегрузкам, падает работоспособность, ускоряется процесс старения.
В конечном итоге развиваются такие болезни, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, сахарный диабет.
Постоянная посильная физическая нагрузка необходима и очень полезна, она не только не истощает организм, но, напротив, делает его выносливее и крепче, устойчивее к болезням.
Иногда приходится видеть, как некоторые с виду вполне здоровые и довольно молодые люди готовы долго ждать автобус или троллейбус, хотя проехать им нужно всего одну-две остановки.
Следуйте совету: если на поездку на транспорте или на тот же путь пешком тратится одинаковое время, лучше это расстояние пройти пешком.
Пользу повседневной двигательной активности не могут заменить никакие специальные спортивные упражнения, хотя последние и позволяют развивать различные двигательные качества — быстроту, ловкость, выносливость. Все эти упражнения следует рассматривать как дополнение к повседневному подвижному образу жизни, включающему и утреннюю гимнастику.
Известный факт: космонавтам приходится выполнять в период полета очень большой объем специальных упражнений, чтобы хоть как-то компенсировать недостаток движений вследствие длительного вынужденного нахождения в небольшом по объему помещении.
Многие люди имеют неправильное представление об истинных величинах физических нагрузок у разного рода деятельности, а они довольно любопытны.
Если затраты энергии на 1 кг массы тела (а эти затраты пропорциональны величине физической нагрузки) при вождении самолета принять зa 100%, то при мытье посуды они составляют 131%, при стирке мелких вещей — 224%, при глажении белья — 237%. Подсчитано: работа санитарки в больнице сопровождается не меньшей затратой энергии, чем работа токаря или сварщика.
Известный рисунок датского карикатуриста X. Бидструпа: здоровенный штангист с усилием ворочает тяжелую штангу, а немолодая уборщица с метлой спокойно, без видимого усилия приподнимает его вместе с его штангой и переставляет на другое место.
Третий фактор. Регулярное общение с природой, наслаждаться свежим воздухом, водой, солнцем.
Чистый свежий воздух содержит достаточное для организма Количество кислорода и способствует бодрому, активному настроению, высокой работоспособности. Сниженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе в душном, плохо проветриваемом помещении ведет к быстрому утомлению, к появлению ощущения тяжести и сжимаемой тупой боли в голове.
Катание на лыжах поднимает настроение и способсвует процессу закаливания организма.
К сожалению, многие люди, не выработали потребности дышать именно чистым свежим воздухом. Им безразлично, проветривается помещение или «нет, накурено там или нет.
Кажется, воздух в помещении сперт настолько, что можно «топор вешать» — предполагается, что он не упадет, а будет висеть вследствие густой атмосферы в помещении, а они сидят, как ни в чем не бывало.
Но это только так кажется.
Расплачиваться за это им приходится общей слабостью, разбитостью, недомоганием. У детей, постоянно находящихся в таких условиях, развивается малокровие. Между тем весьма часто приходится видеть, как в душном салоне автобуса или вагоне электрички любые попытки открыть окно вызывают бурный протест отдельных граждан, которые боятся сквозняка.
Действительно, сильный сквозняк может вести к простуде, и поэтому не рекомендуется открывать окна сразу на обеих сторонах вагона. Поток же воздуха, поступающий в вагон при открывании окон лишь с одной стороны, для нормального здорового человека совершенно безвреден.
Если же кто-то в таких условиях и простуживается, значит, ему необходимо немедленно заняться закаливанием, иначе он бесконечно будет болеть простудными заболеваниями, как бы он ни прятался от свежего воздуха.
Помимо благотворного влияния на человека уже упомянутых природных факторов физического характера, само пребывание на лоне природы дает возможность психологического отдыха, хорошо снимает нервное напряжение, успокаивает.
Очень полезно переключение от активной работы, общения на некоторое время перейти к спокойному пребыванию в лесу, провести отдых, собирая грибы, ягоды, занимаясь рыбной ловлей.
Нет других способов отдыха, которые могли бы сравниться с этими по степени благотворного воздействия на психику человека.
Научите своих детей чётко различать отдых и развлечения; шумные компании, вечеринки, танцы, посещение кино могут служить целям развлечения, но они не могут дать всего того, что дает спокойное общение с природой.
Между тем некоторые люди не понимают привлекательности природы. Они боятся буквально нескольких капель дождя, которые могут упасть на них, и прячутся даже от совсем легкого, моросящего дождя, как будто им грозит опасность размокнуть.
Между тем каждое время года, любая погода имеет свои прелести, свои положительные стороны.
Есть поговорка: «Не может быть плохой погоды, может быть плохая одежда».
Какие группы здоровья бывают у детей
Как уже отмечалось, основы здоровья, сформированные в период роста и развития организма, в значительной мере определяют продолжительность жизни и работоспособность взрослого человека.
Но уровень здоровья самым непосредственным образом сказывается и на успешности обучения в школе. Условия обучения и характер учебной нагрузки в целом рассчитаны на здоровых детей.
И, естественно, что дети с отклонениями в состоянии здоровья испытывают значительные трудности в учении, учебная нагрузка, с которой успешно справляются остальные учащиеся, для них может оказаться чрезмерной, вести к дальнейшему ухудшению их здоровья.
Это понятно, поскольку ослабленным детям, с недостаточным уровнем физического развития, или каким-либо заболеванием, свойственны повышенная утомляемость и сниженная работоспособность.
Многие неблагоприятные для здоровья детей факторы впервые отчетливо проявляются именно в период их обучения в школе.
К ухудшению состояния здоровья детей, ведут не только отсутствие четкого распорядка дня, малая двигательная активность, пренебрежение гигиеническими процедурами и закаливанием, но и такие факторы, как нерациональное питание включая переедание, недостаточный по продолжительности сон, чрезмерное увлечение просмотром телевизионных передач, а также такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя.
I группа — здоровые учащиеся с нормальным физическим и психическим развитием;
II группа — здоровые учащиеся, но с некоторыми функциональными и морфологическими отклонениями — со слабым развитием мышц, с нарушениями осанки; учащиеся с функциональными отклонениями, являющимися временным следствием недавно перенесенных заболеваний; дети, склонные к частым простудным заболеваниям, т. е. со сниженным иммунитетом; учащиеся с умеренными нарушениями зрения;
III группа — дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии; дети с физическими недостатками или серьезными последствиями травм, не нарушающими, однако, возможности нормально учиться и приспосабливаться к разнообразным условиям среды;
IV группа — дети с хроническими заболеваниями в субкомпенсированном состоянии, затрудняющими возможность нормально учиться и приспосабливаться к разнообразным условиям среды;
V группа — дети с хроническими заболеваниями в декомпенсированном состоянии, а также дети с неустранимыми тяжелыми нарушениями в состоянии здоровья (инвалиды).
Из групп здоровья наиболее многочисленной во всех возрастах является II группа. У учащихся этой группы снижены функциональные возможности организма и устойчивость к неблагоприятным факторам среды, нарушена гармоничность развития организма.
При несоблюдении гигиенического режима и переутомление организма этих детей возможно ухудшение состояния их здоровья, развитие хронических заболеваний.
Вместе с тем эти дети еще не являются больными и не нуждаются в специальном лечении. Улучшения состояния их здоровья можно добиться путем закаливания, любимым видом спорта, рациональной организацией их учебной деятельности, правильным дозированием умственной и физической нагрузки.
Учащиеся III и IV групп должны находиться под постоянным наблюдением медицинских работников. Вопрос о возможностях их обучения в обычной школе решается индивидуально. Дети, подростки, юноши с неустранимыми нарушениями в организме получают образование в специальных школах.
Среди хронических заболеваний и отклонений от нормального состояния здоровья, имеющих наибольшую распространенность в школьном возрасте, на первом месте стоят заболевания ЛОР-органов, на втором — нарушения нервно-психической сферы и функций органов чувств — близорукость, на третьем — нарушения обмена веществ — ожирение, избыточная масса, на четвертом— заболевания сердечно-сосудистой системы, на пятом — заболевания органов пищеварения.
Теперь достаточно понятно как повысить свой иммунитет и укрепить здоровье, из чего состоит понятие «здоровье человека», как сохранить самое драгоценное, что может иметь человек, чтобы прожить счастливую жизнь, пропуская мимо себя лишнюю информацию и не озадачивая свой мозг различной вирусоподобной паникой, которая заражает нашу землю из различных источников.
Будьте здоровы!