История Главного штаба в Санкт-Петербурге. Дворцовая площадь и здание Главного штаба во второй половине XIX в.

История Главного штаба в Санкт-Петербурге. Дворцовая площадь и здание Главного штаба во второй половине XIX в.


До середины XVIII в. юго-восточная территория современной Дворцовой площади была частью обширного Адмиралтейского луга и оставалась незастроенной. Сюда выходили задние дворы домов, парадные фасады которых украшали берега Мойки.

С возведением главной резиденции российских императоров — Зимнего дворца — вдоль границы площади началось строительство домов для государевых приближенных и сановников.

Так, в 1780-х гг. архитектор Ю. М. Фельтен возвел три здания, парадные фасады которых образовывали дугу с южной стороны площади, проезд вдоль них назывался Малой Миллионной улицей.

История Главного штаба в Санкт-Петербурге. Дворцовая площадь и здание Главного штаба во второй половине  XIX в.
Современный Зимний Дворец в Санкт-Петербурге

Но и после этого она не получила законченного оформления. Указ о придании площади «облика, подобающего столице Российской империи», появился лишь в 1819 г., в правление Александра I.

Год спустя был образован специальный комитет «по устроению против Зимнего дворца правильной площади». Строительство нового здания, в котором предстояло разместить важнейшие учреждения империи: Военное министерство, Главный штаб, Министерство иностранных дел и Министерство финансов, — было поручено выдающемуся зодчему К. И. Росси, известному проектированием не только отдельных построек, но и целых городских ансамблей.

Чуть ранее в казну у частных владельцев были выкуплены земельные участки, окружающие площадь; на это ушла огромная по тем временам сумма — более четырех миллионов рублей.

История Главного штаба в Санкт-Петербурге. Дворцовая площадь и здание Главного штаба во второй половине XIX в.
История Главного штаба в Санкт-Петербурге. Дворцовая площадь и здание Главного штаба во второй половине XIX в.

В 1820 г. состоялась закладка некого здания, развернулись масштабные работы. Росси решил повторить дугообразную линию фасадов ранее стоявших здесь строений, частично использовав их стены и даже некоторые интерьеры. Площадь преображалась буквально на глазах. Уже в 1823 г. завершилось возведение западного крыла, а год спустя — восточного.

Трехэтажное здание с колоннами на высоком гранитном цоколе, решенное в стиле высокого классицизма, протянулось на 580 м — в то время это был самый длинный фасад в Европе. По всей его длине проходит фриз с элементами воинской атрибутики. Несмотря на то, что крылья здания разной длины, выглядят они одинаковыми.

В каждом крыле устроили по домовой церкви. Храм в западном крыле был освящен во имя святого великомученика и Победоносца Георгия, в восточном — в честь святого благоверного князя Александра Невского. Образа для обеих церквей написал художник А. К. Виги. Георгиевский храм в 1822 г. посетил Александр I. Во время этого визита император преподнес Евангелие в серебряном окладе и паникадило из Зимнего дворца.

При строительстве здания широко использовали чугунное литье. В частности, чтобы уменьшить риск возникновения пожара, в помещении архива Главного штаба из чугуна изготовили стропила, колонны и даже доски для пола. Из сборных чугунных деталей были выполнены шкафы, стеллажи и ярусы галерей. Все конструкции отлили на знаменитом Александровском чугунолитейном заводе.

Внутренние интерьеры здания, богато украшенные росписью, лепными карнизами и барельефами, также создали по эскизам Росси. В их оформлении участвовали многие выдающиеся художники того времени: Д. Скотти, А. К. Виги, Ф. Торичелли.

Композиционным центром всего сооружения стала величественная арка,

История Главного штаба в Санкт-Петербурге. Дворцовая площадь и здание Главного штаба во второй половине XIX в.
Триумфальная арка Главного штаба

строительство, которой завершили в 1826 г. В первоначальном проекте Росси ее не планировал, а Дворцовую площадь и Большую Морскую улицу должна была соединять двойная колоннада.

Затем архитектор заменил ее аркой с центральным проездом и двумя проходами по сторонам. Но в итоге утвердили третий вариант — без проходов. По существу же Росси возвел две широкие арки; построенные с небольшим изгибом, они скрывают вид с площади на Большую Морскую улицу.

Оформить арку Главного штаба первоначально предполагалось в строгом классическом стиле, а наверху установить две женские фигуры, поддерживающие герб Российской империи.

Но вступивший на престол Николай I велел превратить ее в триумфальную, чтобы она олицетворяла величие государства — в память о победоносном завершении войны с Наполеоном.

В результате вершину арки украсила огромная колесница, влекомая шестеркой коней. В ней стоит крылатая богиня Ника с лавровым венком в правой руке и  штандартом с двуглавым орлом — в левой.

Крайних скакунов под уздцы держат воины с копьями. Фигуры коней, колесницы и левого воина выполнены по моделям В. И. Демут-Малиновского, изваяния богини и правого воина — по моделям С. С. Пименова. Это была первая совместная работа двух выдающихся скульпторов. По договору, подписанному в 1827 г., изготовление всех моделей, за исключением колесницы, им отводилось всего два месяца.

С земли скульптурная группа кажется большой, но на самом деле она грандиозна. Высота коней 3 м, богини Ники —10 м, ширина всей композиции составляет 16 м.

Известно, что вначале хотели отлить из чугуна, при этом по расчетам вес всей конструкции получался около 80 тонн. Такую нагрузку для арки сочли чрезмерной, и из чугуна изготовили только каркасы фигур и колесницы. Сами же изваяния выполнили из тонкой листовой меди методом выколотки. В результате общий вес уменьшился почти в пять раз.

У подножия арки на выступающих из стены пьедесталах установлены горельефные композиции воинских доспехов. Над ними между колонн стоят фигуры воинов — молодого и постарше. Они олицетворяют разные поколения россиян, участвовавших в войне 1812 года. Тимпаны арки украшены рельефными изображениями гениев Славы — летящих женских фигур с лавровыми ветвями и венками в руках. Тимпаны внутренних пролетов и фасада, выходящего на Невский проспект, декорированы рельефными композициями из воинских доспехов.

Постройкой здания Росси удалось решить важную градостроительную задачу. Зодчий оформил южную границу главной площади города и представил взорам петербуржцев великолепный вид на Зимний дворец через Триумфальную арку, ставшую парадным въездом на Дворцовую площадь.

Ее торжественное открытие состоялось в октябре 1828 г., но некоторые работы длились еще в течение двух лет. Для завершения ансамбля в центре площади Росси предложил установить памятник; позднее этот замысел был воплощен в жизнь О. Монферраном.

Как и планировали, в западном крыле здания разместилось Военное министерство и Главный штаб, в восточном — Министерство иностранных дел и Министерство финансов. Здесь же находились и квартиры министров.

В 1845-1846 гг. к зданию Главного штаба был присоединен дом Вольного экономического общества, стоявший на углу Дворцовой площади и Невского проспекта. После перестройки его фасадов по проекту архитектора И. Д. Черника два здания слились в единое целое. В реконструированный дом сразу переехало Военно-топографическое депо.

В феврале 1900 г. в помещении библиотеки Главного штаба случился пожар, во время которого сгорел Круглый зал и порядка 12 000 книг. Пять лет спустя зал был восстановлен, над ним возвели новый купол из стекла и железа, выполненный по проекту военного инженера Г. Г. Кривошеина.

После Октябрьского переворота военные и гражданские чиновники оставили занимаемые помещения, а обе церкви были закрыты. До переезда правительства Ленина в Москву в восточном крыле некоторое время находились народные комиссариаты иностранных дел и финансов. Затем здесь разместились Административный отдел Леноблисполкома, Управление милиции, при котором существовал Музей криминалистики, а в западном крыле — штаб Ленинградского военного округа.

В годы блокады Ленинграда здание было сильно повреждено вражескими снарядами и осколками бомб. На арке Главного штаба появилась надпись: «Граждане, при артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» (позднее ее закрасили). После завершение войны пришлось долгое время восстанавливать фасады и интерьер.

История Главного штаба в Санкт-Петербурге. Дворцовая площадь и здание Главного штаба во второй половине XIX в.
Дворцовая площадь

В 1993 г. восточное крыло здания было передано Государственному Эрмитажу, началась его реконструкция под музейно-выставочный центр.

С 2000 г. проводилась реставрация знаменитой скульптурной группы на арке Главного штаба.

В новогоднюю ночь 2001 г. в деревянные леса, окружавшие колесницу, попала петарда. Загорелась крыша арки, от открытого огня оплавилась фигуре богини Ники, ее пришлось восстанавливать заново.

В настоящий момент в восточном крыле здания уже размещены первые экспозиции. Западное крыло по-прежнему занимают военные.

Оставить ответ