Сюжет и композиция романа «Отцы и дети»


Содержание:

  1. Какую роль играют второстепенные герои
  2. Какова роль «отцов» в романе
  3. Движение сюжета в романе

Роман «Отцы и дети» сюжет и композиция

В основе композиции «Отцов и детей» лежит принцип симметричности и параллелизма. События первой условной части романа (социальный конфликт) симметричны по отношению к событиям любовной коллизии. Так, в первой части романа мы имеем дуэль взглядов Базарова и Павла Петровича (закончившуюся дуэлью в буквальном смысле), во второй части — дуэль характеров Базарова и Одинцовой. Из первой дуэли Базаров выходит победителем, из второй — побежденным.

Симметричными оказываются жизненные истории двух героев-антагонистов. Так, трагическая, роковая любовь Павла Петровича к княгине Р. повторяется в истории несчастливой любви Базарова к Одинцовой. Симметричность прослеживается и в последствиях этого чувства для обоих персонажей.

После истории с Нелли Павел Петрович становится духовным мертвецом (человеком, безразличным к жизни), Базаров же, расставшись с Анной Сергеевной, умирает буквально. Здесь возникает тема сфинкса, что неоднократно отмечали исследователи.

Ни Кирсанов, ни Базаров так и не смогли разгадать загадку любимой женщины. Напомним, что согласно греческому мифу, сфинкс пожирал всех, кто не мог отгадать его загадку.

Совершенно симметричны первые впечатления этих героев друг от друга. Так, Базаров явно не понравился Павлу Петровичу. При первой встрече он не подал ему руки.

В разговоре с братом он весьма презрительно отзывается об их госте: «сей», «волосатый». Точно так же Евгений Васильевич в разговоре с Аркадием сразу же обращает внимание на щегольство и чудачества Кирсанова. И у первого, и у второго героя находятся свои почитатели в имении Кирсановых: Павлу Петровичу подражает Прокофьич, «поклонниками» Базарова же становятся Петр и Дуняша. Проживая в Марьино, и тот и другой герой испытывают влечение к Фенечке.

Наконец, в финале романа оба героя остаются в полном одиночестве: Базаров порывает свои прежние связи и уединенно живет в родительском доме (где и умирает), Павел Петрович уезжает заграницу, где живет в одиночестве и, вероятно, будет жить до смерти.

Параллелизм заметен и в развитии любовной темы романа. У братьев Кирсановых умирают любимые женщины, и оба они пытаются найти своеобразную замену в лице Фенечки. Трагический «поединок» Базарова и Одинцовой изображен на фоне светлой, безмятежной любви Аркадия к Кате. Параллелизм очевиден и в судьбах отца и сына Кирсановых: Николай Петрович и Аркадий вступают в брак и заводят семьи, детей.

Какую роль играют второстепенные герои

Ситников и Кукшина являются пародией на нигилистов, в отношении автора к ним присутствует ирония, переходящая порой в сарказм. На фоне этих персонажей обнажается трагическое одиночество Базарова, искренность его идейных исканий. Кроме того, Тургенев использует здесь прием контраста: красота и естественность поведения Одинцовой изображены на фоне отталкивающей внешности и кривлянья Кукшиной.

Главным героем, поставленным в центр системы персонажей, является Базаров, он носитель новых идейных веяний, взглядов.

Какова роль «отцов» в романе

Они призваны «защитить и отстоять» духовное наполнение жизни — любовь, искусство, природу, семью. Например, Николай Петрович в романе читает поэмы Пушкина, играет на виолончели, красота природы рождает в его душе глубокие чувства и воспоминания.

Родители Базарова вводят в повествование античные мотивы. Так, отец Евгения занимается земледелием, философствует, сравнивает себя с римским патрицием Цинциннатом, а сына и его друга — с Кастором и Поллуксом — сыновьями Зевса и Леды.

На этих же страницах появляется имя Горация. Василий Иванович посадил несколько любимых деревьев этого философа — акаций. И эта тема у Тургенева не случайна.

Здесь мы видим определенный параллелизм в биографиях Базарова и древнеримского поэта, отец которого был простым человеком, «бедным, честным крестьянином», «вольноотпущенником», однако сделал все, чтобы дать сыну приличное воспитание и хорошее образование.

И Гораций был благодарен отцу, в полной мере осознавая роль его в становлении собственной личности: «Если никто не может укорить меня в корыстолюбии, ни в грязном разврате, если жизнь моя чиста и безупречна, то виновником всего этого был мой отец». А Базаров же (испытывая любовь к родителям) все же нарушает вековые заповеди, относясь к родителям снисходительно-высокомерно, откровенно скучая в родительском доме.

Движение сюжета в романе

Тургенев дает нам предыстории своих героев — в первой главе дан рассказ о судьбе Николая Петровича, в седьмой — Павла Петровича. Первые сведения о Базарове, его портрет даны нам во второй и третьей главах. В пятнадцатой главе мы узнаем жизненную историю Анны Сергеевны Одинцовой.

В двадцатой главе даны сведения о судьбах родителей Базарова — Василия Ивановича и Арины Власьевны. Таким образом, эти главы являются экспозицией героев, участвующих в социальном противостоянии и любовной линии.

Образ Кирсанова сочинение

В Марьино, в имении Кирсановых, происходит завязка общественного конфликта — знакомство Базарова с его идейным противником Павлом Кирсановым. Далее следует развитие действия — обнажившаяся с самого начала взаимная антипатия этих героев, их идеологические разногласия, споры, взаимное презрение.

Затем Базаров и Аркадий отправляются в город, посещают Ситникова и Кукшину, гостят у Одинцовой, а затем у родителей Базарова. В этом месте социальная линия прерывается, уступая место любовной.

Развитие социального конфликта (к которому примешиваются и личностная неприязнь, и мотив соперничества) продолжается в двадцать второй и двадцать третьей главах (герои возвращаются в Марьино).

И итогом этих отношений становится дуэль — писатель сталкивает героев в их интересе к Фенечке.

Павлу Петровичу она напоминает его давнюю любовь — княгиню Р., Базаров же бессознательно ищет в этом флирте подтверждение своих взглядов на любовь.

Развязкой этой истории становится легкое ранение Кирсанова и отъезд Базарова из Марьино.

Острота взаимной неприязни и идейное противостояние притупляются: оба героя испытывают чувство стыда и взаимной неловкости.

Идейное противостояние, таким образом, комически снижается Тургеневым в этой сцене дуэли.

Двенадцатая и тринадцатая главы, изображающие «местных нигилистов», подготавливают развитие внутреннего конфликта — борьбы чувств и мировоззрения в душе главного героя.

Главы эти подчеркнуто пародийны. Как отмечает Ю.В. Лебедев, «комическое снижение — постоянный спутник трагического жанра начиная с Шекспира.

Пародийные персонажи, оттеняя своей низменностью значительность характеров двух антагонистов, гротескно заостряют, доводят до предела и те противоречия, которые в скрытом виде присущи и главным героям. С комедийного «дна» читателю становятся виднее как трагедийная высота, так и внутренняя противоречивость пародируемого явления».

В четырнадцатой главе (описание губернаторского бала) дана завязка внутреннего конфликта и любовной коллизии — знакомство Базарова с Одинцовой.

В пятнадцатой, шестнадцатой, семнадцатой главах мы видим развитие действия — неожиданные чувства Базарова. Кульминацией любовной истории героя становится сцена его объяснения с Одинцовой, развязкой ее — отъезд Базарова.

После этого конфликт в романе из внешнего переходит во внутренний. И последний путь странствий героя сопровождают разрывы его связей — с семейством Кирсановых, с Аркадием, окончательный разрыв с Одинцовой, в известной степени разрыв с родителями (в стенах родного дома Базаров испытывает «тоскливую скуку и глухое беспокойство»), наконец, разрыв со своим собственным миропониманием — герой пытается сохранить цельность собственной личности, однако это ему не удается.

Развязкой внутреннего конфликта становится смерть Базарова. И в этой развязке — не только «веление времени» («фигура, обреченная на погибель»), но и глубинный философский, символический смысл.

Дело в том, что мертвенность была заложена в самой философии Базарова, в его отношении к миру, в стремлении свести все многообразие живой жизни к механическим законам науки.

Путь этого героя был парадоксален: он стремился утвердить собственную личность путем полного обезличивания окружающих, отказывая им в индивидуальности: «Люди, что деревья в лесу…».

Образ Николая Кирсанова в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева
Образ Николая Кирсанова в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева

Последняя глава является эпилогом, рассказывая читателю о счастливых переменах в семействе Кирсановых, о судьбе Павла Петровича. Заканчивает роман Тургенев описанием сельского кладбища, где похоронен Базаров. И здесь у писателя вновь звучат философские мотивы: Тургенев размышляет о вечной жизни, о смирении человека перед лицом вечности, судьбы, природы.

Заканчивается роман образом молитвы, любви, родительских слез. Вот, по мысли Тургенева, истинные ценности: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…».

«Неутолимая духовная жажда веры в Бога и бессмертие, предчувствие „жизни бесконечной…” для людей как детей общего Отца Небесного — последнее упование в романс Тургенева „Отцы и дети”». Также отмстим тот факт, что последняя сцена «Отцов и детей» рифмуется с началом (мы видим здесь скрытую кольцевую композицию).

Открывается роман картиной дороги, здесь возникает мотив жизненного пути героя. Завершается же — подведением итога этою жизненного пути. При этом мысль писателя обретает философскую глубину, обращаясь к вечности. Природа, любовь и смерть, по мысли Тургенева, непобедимы, и перед лицом их бессильна борьба «грешного, бунтующего сердца».

Таким образом, в основе движения сюжета у Тургенева — модель круга. Дважды проводит писатель своего героя по одному и тому же кругу: Марьино — Никольское — родительский дом. И эта спираль символична — жизнь Базарова воплощает собой хождение по кругу, за границы которого он не может вырваться. В этом проявление ограниченности жизненной философии героя. Одновременно здесь угадывается мысль автора о цикличности жизни, о вечном круговороте ее, о повторяемости исторических циклов, жизненных обстоятельств.

Образ Николая Кирсанова в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева

Образ Евгения Базарова сочинение

Оставьте ответ