Исторические объекты Санкт-Петербурга: здания сената и синода в Санкт-Петербурге

Исторические объекты Санкт-Петербурга находятся на Сенатской площади 1-3.

После объявления в 1712 г. Петербурга новой столицей Российской империи сюда из Москвы были переведены многие правительственные учреждения. Для них на Васильевском острове построили здание Двенадцати коллегий. Две из его двенадцати частей предназначались для правительствующего Сената и Священного Синода.

В 1763 г. Сенат был переведен с Васильевского острова на противоположны берег Невы, в дом опального канцлера А. П. Бестужева-Рюмина на Английской набережной.

Специально для этого дом перестроил архитектор А. Ф. Вист, а позднее он подвергся еще одной переделке под руководством зодчего И. Е. Старова. Однако с возведением здания Адмиралтейства прежние постройки перестали соответствовать новому облику Петровской (будущей Сенатской) площади.

В правление Николая I был объявлен конкурс на лучший проект новых зданий для Сената и Синода. В нем приняли участие многие известные архитекторы того времени: К. И. Росси, В. П. Стасов, В. А. Глинка, П. П. Жако и др.

Жако предлагал возвести одно общее сооружение, напоминающее галерею Лувра, Стасов считал, что нужно лишь перестроить уже существовавшее здание Сената, Росси же представил проект двух корпусов, соединенных между собой аркой по образу Главного штаба.

В феврале 1829 г. был утвержден проект Росси как способный «придать зданию характер, соответствующий огромности площади».

Исторические объекты Санкт-Петербурга : здания сената и синода в Санкт-Петербурге
Здание Сената и Синода

Уже в августе состоялась торжественная закладка здания Сената. В его основание поместили памятную доску с надписью: «Чертеж фасада, высочайше утвержденный, составлен был архитектором Карлом Росси». Непосредственно строительством занимался зодчий А. Е. Штауберт.

В следующем году в казну был выкуплен соседний дом, принадлежавший купцам Кусовниковым, и на его месте начали возводить здание Синода. В 1834 г. строительство обоих корпусов и их отделка завершились и взорам горожан предстали два величественных здания, прекрасно дополняющие друг друга и выглядящие единым целым.

Центральные части их фасадов украшены восьмиколонными портиками коринфского ордера. По всей длине зданий расположены четыре лоджии с широкими полукруглыми окнами, оформленные парами колонн. Ко входам ведут гранитные лестницы.

Вначале по их сторонам планировали поставить чугунные изваяния львов, но впоследствии от этой идеи отказались.

В нишах фасадов обоих зданий установили 16 статуй-аллегорий Вера, Истина, Мудрость, Правосудие, Законоведение, Беспристрастие, Бдительность, Благочестие, Богословие и др. Украсили фасад множеством барельефов, выполненных лучшими скульпторами того времени: В. И. Демут-Малиновским, С. С. и H. С. Пименовыми, П. П. Соколовым, Н. А. Токаревым, П. В. Свинцовым, И. И. Леппе и Н. А. Устиновым.

Центр всей композиции — величественная арка над Галерной улицей, соединяющая два корпуса. Она была задумана архитектором как символ единения церкви и государства. Арка украшена четырьмя парными колоннами, а ее аттик венчает скульптурная группа «Правосудие и Благочестие». Высота арки вместе со скульптурой 26 метров.

Скругленный угол здания Сената, также украшенный монументальной колоннадой, создает плавный переход от площади к набережной Невы.

Здесь в двухсветном зале устроили домовую церковь, которую освятили во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Ее интерьеры были выполнены по рисункам А. Е. Штауберта. В храме хранилась старинная икона Святителя Николая, подаренная первым обер-прокурором Сената рифом П. И. Ягужинским.

Богато оформили и убранство остальных помещений, из которых особо выделялся Зал заседаний Сената. Его стены, пилястры и карнизы отделали искусственным мрамором. В центре зала стоял императорский трон, обитый малиновым бархатом. Великолепный потолочный плафон расписывал итальянский художник Б. Медичи, а парадная лестница, ведущая в зал, украшена плафоном работы Ф. Рихтера.

Постройкой здания Сената и Синода завершилось архитектурное формирование западной границы площади, которая стала именоваться Сенатской. В 1912 г. к комплексу зданий был присоединен особняк графини Лаваль на Английской набережной.

После событий семнадцатого года Сенат и Синод были упразднены, а в 1918 г. наряду с десятками других городских храмов закрыли церковь Александра Невского. Через семь лет в зданиях разместился Центральный исторический архив, под нужды которого реконструировали интерьеры: устроили новые коридоры, поставили перегородки, стойки и стеллажи.

В 1929 и 1936 гг. проводилась реставрация фасадов и скульптурного убранства зданий.

Исторические объекты Санкт-Петербурга : здания сената и синода в Санкт-Петербурге
Здание Сената. Угловой фасад середина XIX в

В годы Великой Отечественной войны комплекс сильно пострадал: в него попало восемь тяжелых снарядов. Ремонтные работы начались в 1944 г., сразу после снятия блокады. К началу 1950-х гг. удалось восстановить декор фасадов здания, скульптуру и парадные лестницы. К 1976 г. отреставрировали Зал заседаний Сената. Интерьер церкви возрождать тогда не стали.

В 2006 г. Государственная дума РФ приняла законопроект о переводе Конституционного суда из Москвы в Петербург. Он должен был разместиться в здании Сената, особняке Лаваль и доходном доме Борхов-Поляковых на Галерной улице.

Российский государственный исторический архив переехал в новое строение на Заневском проспекте. После этого в бывших зданиях Сената и Синода были проведены масштабные реставрационные работы. В их ходе, помимо всего прочего, наконец, восстановили домовую церковь, над ней вновь появился крест, покрытый сусальным золотом.

Здания сената и синода в Санкт-Петербурге
Здания сената и синода в Санкт-Петербурге

В 2008 г. в обновленном комплексе состоялось первое заседание Конституционного суда.

В мае 2009 г. в здании Синода была открыта Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина.

История Конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *