Адмиралтейская часть Санкт-Петербурга : адмиралтейство. Адмиралтейство история создания


Содержание:

  1. Адмиралтейская часть Санкт-Петербурга.

В начале XVIII в., почти сразу после закладки Петропавловской крепости, на левом берегу Невы началось строительство верфи — Адмиралтейства. Вскоре рядом образовалась слобода моряков и мастеровых, названная Морской. Со временем весь остров, на котором находилась верфь, стал именоваться Адмиралтейским. В то время он включал в себя современные острова Летний Сад, Новая Голландия и Ново-Адмиралтейский.

В1737 г. на картах Петербурга появилась Адмиралтейская часть. С развитием города ее границы сдвинулись до реки Кривуши (совр. канал Грибоедова), а позднее — до Фонтанки. Эти реки стали естественными границами административных частей города, которые по-прежнему назывались Адмиралтейскими, получив порядковые номера: 1-я, 2-я и 3-я. В 1787 г. с продлением Крюкова канала до Фонтанки сформировалась 4-я Адмиралтейская часть, которую в просторечии всегда именовали Коломной.

Адмиралтейская часть Санкт-Петербурга : адмиралтейство
Карта Адмиралтейской (1-й) части в середине XIX в. Благовещенская ул. — совр. ул. Труда, Малая Благовещенская ул. — совр. Конногвардейский бульвар, Большая Миллионная ул. — совр. Миллионная ул.

К концу царствования Екатерины II Адмиралтейской стали называть только бывшую 1-ю Адмиралтейскую часть. В дальнейшем остальные Адмиралтейские части получили новые названия: Казанская, Спасская и Коломна.

Адмиралтейская часть, с ее многочисленными императорскими дворцами, особняками знати, зданиями придворных ведомств и различных служб, всегда считалась аристократическим районом.

Долгое время одной из ее главных магистралей, помимо Дворцовой набережной, была Миллионная улица. Свое название она получила благодаря роскошному особняку графа П. Б. Шереметева, который в народе называли Миллионным.

Почти во всех домах на этой улице жили самые состоятельные люди в городе. По описанию Санкт-Петербурга И. Г. Георги, изданном в 1790 г., уже к тому времени в Адмиралтейской части не имелось ни одного деревянного строения. Цены на квартиры здесь были самыми высокими в городе, и с тех пор в этом смысле ничего не изменилось.

Сегодня территория бывшей Адмиралтейской части включена в Адмиралтейский и Центральный районы, граница между которыми проходит по Гороховой улице.

Адмиралтейская часть Санкт-Петербурга

Адмиралтейство

Адмиралтейская часть Санкт-Петербурга	: адмиралтейство. Адмиралтейство история создания
План Адмиралтейства в начале XVIII в.

План Адмиралтейства в начале XVIII в.
1 — река Нева, 2 — верфь, 3 — башня, 4 — бастион, 5 — ров, 6 — Адмиралтейский луг

Находится Адмиралтейский проезд, 1. Адмиралтейская набережная, 2, 16.

5 ноября 1704 г. в Петербурге была заложена главная верфь России на Балтийском море — Адмиралтейство. Первый чертеж верфи выполнил лично Петр I. По замыслу царя «Адмиралтейский дом» представлял собой группу одноэтажных мазанковых зданий, объединенных в одно гигантское П-образное сооружение длиной 200 сажен и шириной 100.

По периметру внутреннего двора был вырыт канал, по которому подвозили стройматериалы. На площадке находились сараи и кузницы, у Невы стояли эллинги и стапели для строительства гребных и парусных судов. В восточном крыле П-образного строения располагался канатный сарай, в западном — мачтовые, парусные, блоковые и конопатные мастерские.

Все основные работы завершились к осени 1705 г. Чтобы защитить верфь со стороны суши, ее обнесли высоким земляным валом с пятью бастионами, на котором установили пушки. Перед валом выкопали ров, через который можно было перебраться по подъемному мосту, перекинутому напротив центрального бастиона.

Въездные ворота украшал деревянный шпиль, обитый жестью. Деревья и кустарник перед крепостью вырубили, чтобы можно было хорошо просматривать и обстреливать окружающее пространство (позднее это место стали называть Адмиралтейским лугом). Уже в мае 1706 г. на верфи был спущен на воду первый корабль — 18-пушечный прам.

В 1709 г. в помещениях Адмиралтейства разместилась созданная по указу Петра I модель-камора, куда в обязательном порядке передавали чертежи и модели всех строившихся в России кораблей, а также реликвии, рассказывающие о победах молодого российского флота. К 1715 г. на предприятиях Адмиралтейства трудилось уже около 10 000 человек.

Местность неподалеку, где жили рабочие и матросы, стали называть Морской слободой. Вскоре здесь появились Большая и Малая Морские улицы.

В 1717 г. на запад от Адмиралтейства прорыли канал, соединивший верфь с «Новой Голландией», где располагались склады морского ведомства.

К январю 1725 г. на верфи было создано более 40 кораблей различных типов. Однако мазанковые строения Адмиралтейства быстро приходили в ветхость, и в 1727 г. их начали перестраивать в камне.

В 1732 г. дошла очередь и до главного здания, проект для которого разработал И. К. Коробов. Архитектор сохранил прежний план сооружения, придав ему монументальность. Теперь в центре над воротами красовалась башня с позолоченным шпилем, который на высоте 72 м завершал позолоченный кораблик-флюгер. В помещениях башни располагался высший орган управления военно-морскими делами в России — Адмиралтейств-коллегия.

К началу XIX в. стало ясно, что утилитарная архитектура Адмиралтейства не соответствует его центральному положению в столице и совершенно не гармонирует с находящимся рядом Зимним дворцом. В 1805 г. к проектированию нового главного здания приступил зодчий А. Д. Захаров. Несмотря на размеры предстоявших затрат, Александр I утвердил проект.

Адмиралтейская часть Санкт-Петербурга	: адмиралтейство. Адмиралтейство история создания
Главный фасад современного Адмиралтейства. Архитектор А.Д.Захаров

Захарову пришлось решить целый комплекс градостроительных и архитектурно-художественных проблем. В итоге, сохранив конфигурацию существовавшего здания, он создал совершенно новое, грандиозное, придав ему величественный облик и подчеркнув его статус. В каждом элементе, вплоть до мельчайших деталей убранства, прославлялось становление флота в России и утверждался ее образ как великой морской державы.

Новое Адмиралтейство представляло собой два П-образных в плане корпуса (один внутри другого), между которыми прорыли канал. Во внешнем корпусе расположились административные учреждения Военно-морского флота, во внутреннем — по-прежнему производственные мастерские. Главный фасад длиной около 405 м обращен к Адмиралтейскому проспекту.

В его центре расположена монументальная башня со шпилем, ставшая одним из символов города. Боковые фасады — восточный (со стороны Дворцовой площади) и западный (со стороны Сенатской) — композиционно повторяют друг друга. Длина каждого из них 163 м.

Фортификационные сооружения у верфи в процессе реконструкции были срыты, на их месте устроили бульвар.

Первоначально все работы над новым комплексом планировали завершить за три года. Однако строительство затянулось, а во время войны с Наполеоном и вовсе остановилось. Оно было закончено лишь в 1820 г., отделка же продолжалась до 1823 г.

В украшении Адмиралтейства принимали участие лучшие скульпторы того времени: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, Ф. Ф. Щедрин, И. И. Теребенев и др.

С 1821 по 1858 г. в связи с кардинальной перестройкой Исаакиевского собора в западном крыле Адмиралтейства размещался временный храм.

К 1844 г. в Адмиралтейской верфи было спущено на воду около 300 новых судов. Затем строительство кораблей прекратилось, а в здании Адмиралтейства остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Гидрографическое управление и др. Продолжало свою работу и открытое здесь в 1834 г. Училище корабельной архитектуры.

Закрытие верфи сказалось и на планировке окружающей территории. Часть Адмиралтейского канала от верфи до «Новой Голландии» за ненадобностью заключили в каменную трубу и засыпали (позднее на ее месте появился Конногвардейский бульвар). Освободившийся участок земли со стороны Невы застроили роскошными особняками. В 1870-е гг. была создана гранитная Адмиралтейская набережная, а перед главным фасадом Адмиралтейства разбили Александровский сад.

После февральских событий 1917 г. в здании располагался Центрофлот — созданный Временным правительством орган управления флотом. После Октябрьского переворота он был распущен, а вместо него создан Военно-морской революционный комитет, который разместился в западном крыле Адмиралтейства.

В 1925 г. в здание переехало и Военно-морское инженерное училище (сегодня это Военно-морской политехнический институт). В 1932-1933 гг. здесь находилась Газодинамическая лаборатория, занимавшаяся разработкой ракетных двигателей. В 1939 г. Военно-морской музей, основанный на базе петровской модель-каморы, был переведен из Адмиралтейства на Васильевский остров, в здание Биржи.

В годы Великой Отечественной войны шпиль и купол Адмиралтейства тщательно замаскировали, но на его территорию все равно попало более 70 вражеских бомб и снарядов. Ликвидация повреждений началось сразу после снятия блокады.

Последняя же реставрация здания (она касалась главной башни) была проведена к 300-летнему юбилею Петербурга. До своего переезда в Кронштадт в 2008 г. в главном здании Адмиралтейства располагался штаб Ленинградской военно-морской базы. В настоящее время рассматривается вопрос о переводе сюда из Москвы штаба Военно-морского флота.

Приморский парк Победы на Крестовском острове история создания парка

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *