- Философская и этическая проблематика повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
- Мотивы бедной Лизы к самоубийству
В чем заключается проблема повести «Бедная Лиза»
Проблематика повести «Бедная Лиза»
Философская и этическая проблематика повести «Бедная Лиза»
Проблема повести Бедная Лиза становится вопрос о соотношении в человеческой личности воли, разума и чувства. Носительницей сильного, самоотверженного чувства является в повести Лиза. Чувство это заглушает в ней голос рассудка, побеждает волю. Ради него она готова на все. В полной мере она отдается своим чувствам, а когда Эраст разрушает их, то совершает новый грех — самоубийство. Героиня здесь воплощает абсолютную любовь, страсть, поставленную выше христианского идеала спасения души.
Есть ли вина за Лизой? Как соотносятся в произведении христианские нравственные нормы и сентименталистские идеалы? Эти этические вопросы очень важны в повести Карамзина.
Как мы уже отмечали выше, Лиза является носительницей яркого, всепоглощающего чувства. С образом этой героини связаны в повести различные мотивы, порой полярные по своей семантике. Один из них — мотив чистоты и непорочности. Он связан, прежде всего, с образом ландышей, которые продает Лиза. Эти ранние белые, свежие цветы символизируют юность девушки, ее чистоту. Некоторые критики считают эту сцену символической: продажа ландышей, по их мысли, символизирует продажу героиней души. Однако вряд ли это сопоставление правомерно по отношению к тому художественному типу, который воплощен в образе Лизы.
Мотивы Бедной Лизы
Противоположный мотив — мотив страсти. Он возникает в момент признания Эраста в любви и также сопровождает героиню. «…B сию минуту восторга исчезла Лизина робость — Эраст узнал, что он любим, любим страстно новым, чистым, открытым сердцем»; «Она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась…»; «Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие».
Другой мотив, сопровождающий эту героиню, — мотив забвения души. Он возникает уже в словах Лизиной матушки и в мыслях самой героини. «Ах, Лиза! — говорила она. — Как все хорошо у господа бога! Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий год новою травою и новыми цветами покрывается. Надобно, чтобы царь небесный очень любил человека, когда он так хорошо убрал для него здешний свет. Ах, Лиза! Кто бы захотел умереть, если бы иногда не было нам горя?.. Видно, так надобно. Может быть, мы забыли бы душу свою, если бы из глаз наших никогда слезы не капали». А Лиза думала: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!»». И мы видим, что героиня совершает грех, забывая о своей душе.
«Эраст целовал Лизу, говорил, что её счастье дороже ему всего на свете, что по смерти матери он возьмет ее к себе и будет жить с ней неразлучно в деревне и дремучих лесах, как в раю. — Однако же тебе нельзя быть моим мужем, — сказала Лиза. — Почему же? — Я крестьянка. — Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее душа, чувствительная, невинная душа, и Лиза всегда будет ближайшая моему сердцу». Но эта «чувствительная, невинная душа» гибнет в момент свидания героев: «Она бросилась в его объятия — и в сей же час надлежало погибнуть не порочности! … Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой! Где твоя невинность?»
«Мотив грехопадения, создавая логику причинно-следственных связей в развитии событий, входит в комплекс причин трагического разрешения конфликта: совершив грех, Лиза утратила душу, затем — любившего ее «невинную душу» Эраста, наконец — смысл жизни. Самоубийство становится последней возможностью искупления греха — попыткой очищения души чистыми водами…» — отмечали исследователи.
Раскаивается ли Лиза в своем поступке? Она испытывает жгучее чувство стыда, страха, однако гибель ее мотивирована конкретной ситуацией — расставанием с возлюбленным, а не осознанием собственной греховности. А самоубийство является еще большим грехом с точки зрения христианской морали. Однако с точки зрения сентиментального идеала поведение Лизы здесь вполне последовательно, характер ее дан в целостности и завершенности.
Раскаивается ли Эраст в содеянном? Безусловно. Поступки героя так и не принесли ему счастья.
Какова же позиция автора? Осуждает ли он своих героев? Скорее, сочувствует им, утверждая в повести культ чувства и культ следования собственной природе. Оставаясь в рамках сентименталистской традиции, Карамзин в определенном смысле возвеличивает героиню в этой истории. Если мы вспомним высказывания сентименталистов о природе страсти, то авторская позиция в этой повести будет нам очевидна. К примеру, Ж.-Ж. Руссо писал, что «критерием добродетели для человека являются его природные желания».
Радищев утверждал, что корень страстей «благой», так как они «производят в человеке благую тревогу».
Проблема повести Бедная Лиза раскрывается автором полностью. Таким образом, по мысли сентименталистов, добродетель — это следование чувству, своей природе. Героиня, таким образом, совершает грех с точки зрения христианской морали, но она оправдана с точки зрения философии сентиментализма, религии чувства.