История конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге

История Конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге


Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге находится на Конногвардейском бульваре, 2.

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге построен по проекту Кваренги в 1804 -1807 гг. на Конногвардейском бульваре, на месте бывшего Адмиралтейского канала. Здание предназначалось для верховых занятий солдат и офицеров Конногвардейского полка.

В 1721 г. в Петербурге был образован Кроншлотский драгунский полк. Его основой стали драгунский лейб-эскадрон князя Меншикова, личная драгунская рота генерал-фельдмаршала графа Шереметева и драгунская рота Санкт-Петербургского губернского батальона.

История конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге
История Конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге

В 1725 г. Кроншлотский полк был переформирован, составлен исключительно из дворян и назван Лейб-региментом. Пять лет спустя указом Анны Иоанновны соединение было именовано Конной гвардией и стало первым гвардейским конным полком русской армии. Лейб-гвардии Конным полк стал называться при Александре I.

Казармы гвардейцев долгое время располагались в районе Смоляного двора, а Таврический дворец в ту пору даже называли Конногвардейским домом. В начале XIX в. было решено перевести полковую слободу на южный берег Адмиралтейского канала.

В 1804 г. началось строительство новых казарм для полка в районе современных улиц Якубовича, Почтамтского переулка, Конногвардейского переулка и Конно-гвардейского бульвара. Позднее в районе современной площади Труда возвели полковую Благовещенскую церковь (она не сохранилась до наших дней).

В комплекс слободы входил и манеж, в котором объезжали лошадей и выполняли воинские упражнения, а также проводили торжественные мероприятия, смотры и парады.

Если архитектура казарм носила скорее утилитарный характер, то манеж, спроектированный выдающимся зодчим Дж. Кваренги, строили в строгих формах русского классицизма. Здание было возведено за три года, к моменту возвращения полка из Австрийского похода в 1807 г.

В плане оно представляет собой вытянутый прямоугольник. Парадный восточный фасад, выходящий на Исаакиевскую площадь, Кваренги украсил глубоким восьмиколонным портиком с тремя статуями античных героев на фронтоне.

К главному входу подвели широкую лестницу из сердобольского гранита, а для въезда в манеж с боковых сторон портала устроили пологие пандусы.

Почти весь объем сооружения занимал большой, просто оформленный зал. При главном входе располагалась небольшая галерея «для дам и знатных господ» — постоянных посетителей манежа.

На противоположной стороне размещались подсобные помещения для обслуживающего персонала.

В 1806 г. в Италии, в мастерской скульптора А. Трискорни, были заказаны два мраморных изваяния Диоскуров — героев древнегреческих мифов.

В контракте Кваренги оговорил размеры статуй: «Вышиной фигуры от пьедестала в 3,5, а лошадь 4,5 аршина». Заказ изготовили к 1810 г., но к тому времени Европу уже охватили наполеоновские войны, и в Петербург скульптурные группы доставили лишь шесть лет спустя. Еще через год они обрели свои места перед главным фасадом манежа. До этого момента вход в здание украшали статуи кентавров.

История конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге
Статуя Диоскура

В 1840 г. церковные иерархи сочли кощунственным присутствие обнаженных языческих богов неподалеку от строившегося Исаакиевского собора — главного христианского храма города. Вскоре статуи Диоскуров сняли с пьедесталов и перенесли к казармам в Конногвардейском переулке.

За все время существования манеж неоднократно подвергался ремонту и всевозможным переделкам. В ходе первой из них в 1820 г. на торцевых сторонах здания появились удобные ложи для почетных гостей полка. В 1844 г. в тимпане восточного фронтона вместо декоративных украшений был установлен императорский двуглавый орел.

В 1853 г. произвели ремонт обветшавшего перекрытия, а с фронтона сняли статуи, к тому времени почти разрушившиеся под воздействием суровой петербургской погоды.

В 1872-1873 гг. проводилась и существенная перестройка манежа под руководством архитектора Д. И. Гримма. Тогда были полностью заменены перекрытия, на южном и северном фасадах в простенках между окнами установили симметричные парные колонны, а к западному фасаду пристроили новый парадный вестибюль.

На I фронтоне над главным входом поместили новые декоративные из ваяния взамен прежних, снятых двадцатью годами ранее. Тимпаны западного и восточного фронтонов украсили барельефами с изображениями конных состязаний, выполненными скульптором, Д. И. Иенсеном. Внутри здания соорудили императорскую ложу. Все помещения оборудовали новыми отопительными приборами.

Просторное помещение манежа нередко использовали не только для обучения верховой езде, но и для иных целей: здесь устраивали всевозможные выставки, концерты и прочие развлекательные мероприятия. Постепенно манеж совсем перестал использоваться по назначению, а после Октябрьского переворота был расформирован Конногвардейский полк.

В начале 1930-х гг. в здании случился пожар. В процессе восстановления его перестроили под гараж НКВД, и манеж во многом утратил свой первоначальный облик.

Так, тимпанах фронтонов вместо барельефов разместили гербы СССР.

В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от артобстрелов и авианалетов, после завершения войны был проведен его ремонт, а в 1954 г. вновь заняли свои места у главного фасада изваяния Диоскуров.

В 1973 г. было решено реконструировать здание бывшего Конногвардейского манежа и переоборудовать его под выставочный зал. После проведенных работ фасады стали максимально соответствовать своему первоначальному облику, а внутри появились просторные помещения для экспозиций.

В 1977 г. в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась первая выставка.

В 2000 г. с фронтона главного фасада для реставрации снова демонтировали статуи. Они заняли свое место шесть лет спустя.

История конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге
Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге

К 300-летнему юбилею Петербурга были отреставрированы фасады здания и скульптурные группы Диоскуров перед главным входом.

Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге история строительства интересные факты

Оставить ответ