Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге история строительства и интересные факты

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге история строительства и интересные факты


Исаакиевский собор в Петербурге

История строительства и интересные факты

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге история строительства и интересные факты
Исаакиевский собор в Петербурге вид внутри

В 1710 г. неподалеку от Адмиралтейства была сооружена небольшая деревянная церковь, освященная во имя святого Исаакия Далматского. В феврале 1712 г. в ней состоялось венчание Петра I и Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины I). Через пять лет после этого события вблизи обветшавшей деревянной церкви построили каменную по проекту Г. И. Маттарнови. Известно, что основатель Петербурга тогда издал указ, предписывавший морякам Балтийского флота принимать военную присягу только в этом храме.

Но город рос, и вскоре церковь уже не могла вместить всех прихожан. А в мае 1735 г. в ней случился пожар, вызванный ударом молнии. Восстановить полуразрушенное здание не представлялось возможным, пришлось его разобрать.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге история строительства и интересные факты
Исаакиевская площадь в 1810-е гг.

В начале 1760-х гг. архитектор С. И. Чевакинский разработал планировку новой городской площади — Исаакиевской — и представил проект собора, который предлагал соорудить в ее центре Екатерина II, взошедшая на престол, одобрила идею воссоздания храма. Однако проектирование и строительство она поручила другому зодчему — А. Ринальди. Работы велись крайне медленно, и при жизни императрицы здание было возведено лишь до карниза.

Уже при новом правителе, Павле I, собор достраивал архитектор В. Бренна, который получил приказ срочно довести до конца дело, начатое Ринальди. Но средства на возведение храма были очень ограничены: императора больше волновал сооружавшийся Михайловский замок, — и проект Ринальди пришлось значительно упростить. Так, вместо пяти легких изящных куполов возвели один массивный, а стены выше карниза остались кирпичными — мраморные плиты, приготовленные для их облицовки, ушли на отделку Михайловского замка.

В 1802 г. строительство было завершено. В художественном отношении собор получился просто нелепым: на роскошном мраморном основании высились простые кирпичные стены. В народе даже ходило шутливое стихотворение.

Се памятник двух царств,

Обоим столь приличный:

Основа его мраморна,

А верх его кирпичный.

Уже через семь лет был объявлен конкурс на проект нового храма. В нем приняли участие самые известные зодчие того времени: А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов, Ч. Камерон, Л. Руска, Ж. Ф. Тома де Томон и Дж. Кваренги. Но все эти проекты предлагали возведение нового собора, а не перестройку старого, как хотелось правившему тогда Александру I. Вскоре началась война с Наполеоном и работы вовсе пришлось отложить.

Через несколько лет после завершения войны состоялся новый конкурс. Проект, который устроил императора, был представлен малоизвестным тогда архитектором из Франции Огюстом Монферраном. Он предлагал сохранить алтарную часть и подкупольные опоры, а также южную и северную стены существовавшего здания. Собор должны были венчать один большой купол в центре и четыре малых по углам, колокольня же подлежала разборке.

Возведение нового, четвертого по счету храма во имя Исаакия Далматского началось в 1818 г. Для общего руководства строительными работами была создана специальная комиссия, в которую вошли известные инженеры и архитекторы, а также несколько сановников.

Через четыре года сооружение фундамента, под который забили больше 10 000 свай, уже подходило к концу. Однако строительство пришлось приостановить из-за серьезных технических претензий к проекту, которые в основном сводились к сомнениям относительно прочности фундамента и сохранения равновесия всего здания.

Монферран учел замечания русских инженеров и архитекторов. Был утвержден новый проект, согласно которому старые опоры все-таки пришлось снести. Фасады же решили оформить четырьмя портиками (в прежнем проекте их было два — северный и южный). Работы продолжились.

Колонны собора устанавливали раньше стен. Первая была воздвигнута в марте 1828 г., под ее основание заложили платиновую медаль с изображением Александра I. Современники удивлялись неизвестной прежде технологии подъема колонн, быстроте и слаженности в работе. Использовавшиеся при этом приспособления и механизмы не имели аналогов в отечественной практике и считались чудом строительной техники.

Установка одной колонны весом более ста тонн занимала меньше часа. Всего же собор украшает 112 гранитных колонн разного размера.

Как и задумал Монферран, храм увенчали огромным куполом и четырьмя небольшими колокольнями вокруг него. Стены здания облицевали светло-серым мрамором. Портики, ниши в стенах, купол и двери украсили скульптурными изображениями ангелов, святых, эпизодов из библейской истории и из жизни Исаакия Далматского.

После завершения основного объема строительства долгие годы занимались внутренним убранством. Над интерьерами храма трудились лучшие русские скульпторы и художники: эта работа считалась очень почетной и ответственной. Помещения отделали мрамором, малахитом, лазуритом и золоченой бронзой.

Всего на внутреннее и внешнее оформление были потрачены десятки тысяч тонн отделочного камня и более трехсот килограммов золота. В соборе устроили три алтаря: главный посвящен Исаакию Далматскому, два других — великомученице Екатерине и великому князю Александру Невскому. Настоящим шедевром изобразительного искусства стали 62 уникальные мозаики храма.

Строительство Исаакиевского собора длилось в общей сложности сорок лет, его торжественное открытие состоялось 30 мая 1858 г. Вскоре после этого Монферран умер.

Зодчий мечтал быть похороненным в созданном им соборе и просил об этом императора. Но монарх отказал: католик не мог быть погребен в православном храме.

Ограничились тем, что гроб с телом обнесли вокруг здании, а затем вдова архитектора увезла его в Париж и похоронила на Монмартрском кладбище.

Новый храм очень скоро стал одним из символов города. В нем приводили все главные церковные службы и крестили членов императорской фамилии.

Исаакиевская площадь и собор стали центром проведения почти всех городских праздников.

В советское время храм закрыли, а украшавшие его уникальные художественные ценности были изъяты. В 1931 г. в здании разместился Государственный антирелигиозный музей, а все колокола сняли и отправили на переплавку. Внутри храма установили огромный маятник Фуко — устройство, наглядно демонстрирующее вращение Земли.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге история строительства и интересные факты
Современный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Собор сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. На его фасадах до сих пор можно найти следы от осколков снарядов и авиабомб.

В 1948 г. в бывшем храме начал работать историко-художественный музей «Исаакиевский собор». Через несколько лет здание отреставрировали, а на куполе устроили смотровую площадку. С нее открывается великолепная панорама центральной части города.

В конце XX в. было решено наряду с музеем использовать здание и как храм. В его левом приделе четыре раза в год стали проходить службы, в 1992 г. демонтировали маятник Фуко, а в 2002 г. здесь начались регулярные богослужения. По сей день Исаакиевский собор — самый большой храм в Петербурге: его длина, ширина и высота составляют около 100 м. Внутри могут одновременно разместиться до 12 000 человек. Кроме того, монументальное здание остается одним из городских символов и выдающимся образцом архитектуры позднего классицизма.

Адмиралтейская часть Санкт-Петербурга : адмиралтейство. Адмиралтейство история создания

Оставить ответ