Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге история строительства интересные факты

Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге история строительства интересные факты


Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге — достопримечательность истории Петербурга

По замыслу Петра I Петербург должен был стать центром российского судостроения. В Адмиралтейской верфи спускали на воду в основном крупные многопушечные корабли, но молодому флоту требовались суда разного назначения. Поэтому в 1712-1713 гг. в устье Мойки устроили Скампавейную верфь (по наименованию небольших быстроходных гребных судов — скампавей), позднее названную Галерным двором или Галерной верфью.

В 1 720 г. между ней и Главным Адмиралтейством для нужд судостроителей прорыли канал, названный Прядильным (неподалеку располагались прядильные амбары). Тогда же от Невы до Мойки проложили Крюков канал, получивший имя по фамилии подрядчика Семена Крюкова. Между двумя новыми каналами образовался небольшой остров.

Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге история строительства интересные факты
План Новой Голландии
1 гаванец, 2 река Мойка, 3 — Крюков канал, 4 — Прядильный (Адмиралтейский) канал, 4 — здание бывшей морской тюрьмы

В 1732 г. на острове началось строительство новых складских помещений для нужд Адмиралтейств-коллегии. Всеми работами руководил главный архитектор Адмиралтейства И. К. Коробов. Чтобы было удобнее транспортировать грузы, в центре острова вырыли бассейн-гаванец и два небольших канала от него — Южный (к Мойке) и Восточный (к Крюкову каналу).

К 1738 г. по периметру острова уже построили семь складов для корабельного леса. В том же году Прядильный канал стал именоваться Адмиралтейским.           

Прежде древесину для строительства судов складировали недалеко от здания Адмиралтейства в месте, названном Голландией. Лес здесь хранили и сушили по голландскому способу, то есть стволы устанавливали почти вертикально под небольшим наклоном — так сводилась к минимуму вероятность гниения. Поэтому новые склады на острове и сам остров окрестили «Новой Голландией».

К 1750-м гг. деревянные строении обветшали, и в Адмиралтейств-коллегии решили возвести новые, каменные, более просторные. Их проектирование поручили ученику Коробова С. И. Чевакинскому. Руководил строительством военный инженер И. К. Герард, а затем архитектор M. Н. Ветошников. Всего с 1765 г. до середины XIX в. на и острове было сооружено 26 складах корпусов.

Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге история строительства интересные факты
Арка Новой Голландии

Возведение знаменитой арки «Новой Голландии» (через Южный канал), соединившей два расположенных вдоль Мойки корпуса и ставшей одним из символов города, было начато в 1770 г. Автором ее проекта, а также проекта фасадов зданий стал Ж. Б. Валлен-Деламот.

Портал по сей день впечатляет своей монументальностью: его высота 23 м, а ширина пролета — немногим более 8 м. При его создании архитектор использовал сочетание красного кирпича фасадов с тесаным гранитом классических колонн. Склады же, построенные Чевакинским и Валлен-Деламотом, стали уникальным памятником промышленной архитектуры раннего классицизма.

Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге история строительства интересные факты
В 1828 г. на острове по проекту зодчего А. Е. Штауберта возвели здание морской тюрьмы

В 1828 г. на острове по проекту зодчего А. Е. Штауберта возвели здание морской тюрьмы, кольцеобразное в плане, с внутренним круглым двором. В народе его сразу окрестили Арестантской башней. На третьем этаже здания для заключенных была устроена церковь Николая Чудотворца. Позднее рядом с тюрьмой соорудили кузницу.

В конце XIX в. на острове, в специально построенном для этого бассейне, проводил опыты выдающийся кораблестроитель А. Н. Крылов, много работавший над теорией непотопляемости судов. В одной из располагавшихся здесь лабораторий трудился над созданием бездымного пороха всемирно известный химик Д. И. Менделеев. В годы Первой мировой войны на острове была оборудована самая мощная в стране радиостанция, принадлежавшая Морскому штабу.

Планы переустройства «Новой Голландии» под гражданские нужды разрабатывались еще в 1880-е гг., но по разным причинам так и остались нереализованными.

В советское время остров был закрытой зоной, на нем размещались воинские части и склады Ленинградской военно-морской базы. Различные службы Балтийского флота занимали постройки «Новой Голландии» до 12 декабря 2004 г., когда все принадлежавшие военным объекты были переданы городу.

Через несколько дней в покинутых зданиях случился пожар, нанесший им серьезный урон.

На Острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге в настоящее время ведется строительство общественно-делового многофункционального комплекса.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге история строительства и интересные факты

Оставить ответ