Причины возникновения государственности у восточных славян. Первые князья и принятие христианства


Содержание:

  1. Как появилось государство у восточных славян
  2. Основные этапы становления и развития древнерусского государства
  3. Политическое значение крещения княгини  Ольги
  4. Значение внешней политики Святослава
  5. Что представляло собой древнерусское государство
  6. Причины принятия Русью христианства 988 году
  7. Культурное значение принятия христианства на Руси
  8. Значение принятия русской правды Ярослава Мудрого

Причины возникновения государственности у восточных славян

Причины возникновения государства у восточных славян: экономическое развитие восточнославянских территорий, втягивание их в международную транзитную торговлю (Киевская Русь образовалась на «пути из варяг в греки» — торговом водно-сухопутном пути, функционировавшем в VIII-XI вв. и соединявшем бассейны Балтийского и Черного морей), необходимость защиты от внешних врагов, имущественное и социальное расслоение общества.

Как появилось государство у восточных славян

Предпосылки образования государства у восточных славян

Предпосылки образования государства у восточных славян: переход от родовой общины к соседской, складывание межплеменных союзов, развитие промыслов, ремесел и торговли, необходимость объединения для отражения внешней угрозы.

В XVIII в. сложились теории образования древнерусскою государства. Согласно норманнской теории государство Русь создано норманнскими (варяжскими, русское название скандинавских народов) князьями, пришедшими по приглашению восточных славян.

Сторонники антинорманнской теории считали, что определяющим фактором в процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами его создать невозможно.

Основные этапы становления и развития древнерусского государства

I этап. IХ-Х вв. — объединение восточнославянских племен, становление единого государства. Образование государства Русь происходило на основе двух центров: южный сложился вокруг г. Киева (основатели — братья Кий, Щек, Хорив и сестра Лыбедь) в середине IX в. Северный центр сформи¬ровался вокруг г. Новгорода.

Первым князем Новгорода был приглашенный варяг Рюрик (862-879) с братьями Синеусом и Трувором.

В 882-912 гг. правил Олег, объединивший Новгород и Киев в 882 г. и создавший единое государство Русь. Олег осуществил походы на Византию (907, 911), в 911 г. заключил договор с византийским императором Львом VI о праве беспошлинной торговли.

В 912 г. власть наследует Игорь (сын Рюрика). Он отразил нашествие печенегов, совершил походы на Византию: в 941 г. потерпел поражение и в 944 г. заключил первый письменный договор с византийским императором Романом I Лакапином. В 945 г. в результате восстания племени древлян Игорь был убит при попытке повторно собрать полюдье — дань, ежегодно взимаемую князем и дружиной с подвластных земель.

Ольга (945-962) совершила поход против древлян, отомстив за убийство своего мужа Игоря; установила «погосты» (место сбора дани) и «уроки» — размер дани. В Византии, в г. Константинополе приняла христианство (957).

Значение введения «уроков» и «погостов»:

  • перерастание дани как формы военной контрибуции в дань как форму натурального налога
  • полюдье превратилось из военной операции в налоговую кампанию

Контрибуция — денежные суммы, выплачиваемые побежденным государством победителю после окончания войны.

Политическое значение крещения княгини  Ольги

Причины возникновения государственности у восточных славян. Первые князья и принятие христианства
  • индивидуальный политический акт, основной целью, которою было утверждение международного престижа великокняжеской власти
  • попытка вывести Русь на более высокий уровень в европейской иерархии

Ее сын Святослав (962-972) подчинил своей власти племена вятичей (964 966), разгромил Хазарский каганат (965), совершил успешный поход в Болгарию (967); поход против Византии (970-971) окончился неудачей. В 972 г. у днепровских порогов Святослав погиб в бою с печенегами.

Значение внешней политики Святослава

Причины возникновения государственности у восточных славян. Первые князья и принятие христианства
  • продолжение политики Олега и Игоря по усилению позиций Киевской Руси в Северном Причерноморье, на восточных торговых путях, на Балканах
  • был уничтожен противник Руси в Северном Причерноморье — Хазарский каганат
  • в результате войны с Византией Русь потеряла завоевания на Балканах, однако сохранила Северное Причерноморье. Византия признала завоевания Руси в этом регионе.

Что представляло собой древнерусское государство

Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию, где власть передавалась по наследству. Во главе государства стоял великий князь, ему принадлежала верховная законодательная, исполнительная власть. Он выполнял обязанности верховного военачальника, возглавлял дипломатическую деятельность. Помогал князю в управлении Совет (верхушка дружины — княжьи мужи). Дружина состояла из «старшей» (выполняли поручения князя) и «младшей» (личные слуги князя). Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя (личная зависимость мелких феодалов от крупных).

II этап. Конец X-XI в. — расцвет государства, создание системы власти и военной организации.

С 972 по 980 гг. на Руси вспыхнула первая междоусобная война между сыновьями Святослава. Победу одержал Владимир I Святославич (Красное Солнышко). Он совершил успешные походы на вятичей (981, 982), радимичей (984), предпринял попытку реформирования языческих культов (980), отвоевал у поляков Червенские города в Юго-Западной Руси (981). Для борьбы с печенегами на южных границах Руси построил оборонительные рубежи (засеки и сторожевые башни), разгромил печенегов на р. Трубеж (992). Осуществил походы в Волжскую Булгарию (985).

В 988 г. Русь приняла христианство по византийскому образцу.

Причины принятия Русью христианства 988 году

  • дипломатическое признание Руси ведущими державами мира
  • идеологическое обоснование социального неравенства
  • объяснение единоначалия (один бог — один правитель)
  • развитие культуры до уровня ведущих стран Европы.

Культурное значение принятия христианства на Руси

  • ускорение консолидации древнерусских народов
  • создание единой государственности и единой церковной организации
  • активизация социальной дифференциации общества
  • укрепление центральной власти
  • развитие и формирование единой русской культуры

Следствие принятия христианства на Руси

  • существенные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.

В результате второй междоусобицы (1015-1019) к власти приходит сын Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Ярослав Мудрый (1019-1054), который создал первый письменный сборник законов «Русская Правда» (1015/1016), установил удельно-лествичную систему престолонаследия (старший мужчина в роду наследует власть), окончательно разгромил печенегов, заключил мир с Византией (1046). В 1051 г. был избран местный митрополит Иларион.

«Русская Правда» дошла до нас в трех редакциях:
  1. Краткая (XI в.) состояла из двух частей: Правда Ярослава и Правда Ярославичей
  2. Пространная (XII в.) включала Устав князя Ярослава и Устав Владимира Мономаха
  3. Сокращенная (XV в.)
Значение принятия русской правды Ярослава Мудрого
Причины возникновения государственности у восточных славян. Первые князья и принятие христианства
  • способствовала усилению центральной власти
  • стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного закона
  • всегда оставалась основным источником, который брался законодателями за основу как образец единого правового документа

Категории населения но «Русской Правде» и «Правде Ярославичей»: свободное население — князья, духовенство, бояре; дружинники; людины — свободные крестьяне; купцы; ремесленники. Смерды —  вся масса сельского населения, первоначально свободная, но постепенно попадающая в зависимость.

Зависимое население: закуп — человек, взявший ссуду (купу) деньгами или товарами в долг у феодала и обязанный работать на феодала до возвращения купы.

Изгой — холоп, отпущенный на волю без земли.

Рядович — временнообязанный, полусвободный смерд, попавший во временную зависимость в силу «ряда» — договора, на основании которого он работал на хозяина.

Холопы — категории зависимого населения на Руси, находившаяся в полной собственности своего господина.

III этап. Конец XI первая половина XII в. — начало распада государства, раздробленности, княжеских усобиц.

В 1097 г. состоялся съезд князей в Любече, юридически оформивший феодальную раздробленность. Князья заключили соглашение, фактически упразднившее удельно-лествичную систему престолонаследия. Княжества-уделы признавались вотчинами их держателей и их потомства.

Владимир II Мономах (1113—1125) на короткое время приостановил распад государства. В 1111 г. окончательно разгромил половцев, подавил восстание в Киеве (1113), издал новый сборник законов «Пространная Правда» (или Устав).

1132 г., смерть Мстислава Великого ((1125- 1132), сын В. Мономаха) — официальное начало периода феодальной раздробленности.

Самые значимые даты в истории России. Древность и средневековье. Народы и древнейшие государства на территории России.