Анализ оды Фелица. Восприятие, толкование, оценка

Анализ оды Фелица. Восприятие, толкование, оценка


Ода «Фелица»: восприятие, толкование, оценка

В 1782 г. Державин пишет оду «Фелица», посвященную Екатерине II. Ода была напечатана в журнале «Собеседник любителей российского слова» и сразу же привлекла внимание современников своей необычностью.

Первоначальное название ее — «Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелипе, писанная татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка 1782 года».

В этом стихотворении Державин использует «Сказку о царевиче Хлоре», сочиненную Екатериной II для своего внука Александра. Сюжет сказки был поучителен.

Киргизский хан похищает русского царевича Хлора и дает ему задание — найти «розу без шипов» (символ добродетели). Царевичу вызвалась помочь Фелица (лат. felicitas — счастье), дочь хана. Она дает ему в провожатые своего сына Рассудка. И герой отправляется на выполнение трудного задания. По дороге его приглашает к себе мурза Леньтяг, который соблазняет царевича отдыхом, развлечениями, угощением и пытается отговорить его от трудного дела.

Однако Рассудок помогает ему выстоять перед соблазнами. Они вновь отправляются в путь. По дороге старик со старухой дарят им два посоха. Один зовется Честностью, а второй — Правдой. С их помощью и с помощью Рассудка царевич все-таки находит розу без шипов на вершине высокой горы. И соответственно, навсегда обретает добродетель. И благополучно возвращается домой.

Екатерина предстает в оде Державина в образе Фелицы. Однако само изображение героини далеко от одических традиций. «Взамен торжественно-тяжелого, давно заштамповавшегося в руках «подносителей похвальных од» образа «земной богини» поэт с воодушевлением и небывалым дотоле поэтическим мастерством изобразил Екатерину в лице деятельной, умной и простой «киргизкайсацкой царевны, не подражающей своим ленивым и изнеженным мурзам»:

Мурзам твоим не подражая.

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом;

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем

И всем из твоего пера

Блаженство смертным проливаешь;

Подобно в карты не играешь.

Как я, от утра до утра.

Фелица изображена нарочито сниженно, обытовленно, образ ее становится ярким, индивидуализированным, жизненно правдивым. И уже в этой строфе присутствует антитеза. Образ умной, добродетельной царевны противопоставлен образу порочного мурзы, который ходит в клуб, играет в карты, ведет неправедную жизнь.

Хвалебная ода становится политической сатирой-памфлетом. Исследователи отмечали, что в образе мурзы современники узнавали фаворитов императрицы: и Потемкина, и Орлова, и Нарышкина, и князя Вяземского.

Так ода сливается у Державина с жанром сатиры. Однако образ мурзы в стихотворении двойствен. Порой он подразумевает типичного светского вельможу, порой сливается с образом самого автора. Так, путь поэта — это путь ошибок, порой путь мучительных заблуждений:

Нашел, — но льзя ль не заблуждаться

Нам, слабым смертным, в сем пути,

Где сам рассудок спотыкаться

И должен вслед страстям идти;

Где нам ученые невежды,

Как мгла у путников, тмят вежды?

Везде соблазн и лесть живет,

Пашей всех роскошь угнетает. —

Где ж добродетель обитает?

Где роза без шипов растет?

И опять здесь можно говорить о новаторстве Державина.

Образ автора у него становится не условным лицом, а подлинной, живой личностью, со своим характером, привычками, со своими чувствами, сомнениями.

И лишь Фелица у Державина этих сомнений лишена. Она добра, великодушна, мудра, «не горда», милосердна, «Любезна и в делах и в шутках, Приятна в дружбе и тверда».

Она покровительствует музам, науке и просвещенью. Здесь поэт явно идеализирует образ императрицы, но при этом тон его остается искренним и правдивым:

Тебе единой лишь пристойно.

Царевна! свет из тьмы творить;

Деля Хаос на сферы стройно,

Союзом целость их крепить;

Из разногласия согласье

И из страстей свирепых счастье

Ты можешь только созидать.

Так кормщик, через понт плывущий.

Ловя под парус ветр ревущий,

Умеет судном управлять.

Заканчивается стихотворение прославлением великих дел императрицы и пожеланием ей земных благ.

Стихотворение насыщено метафорами («Где добродетель обитает, — Она мой дух и ум пленяет, Подай найти ее совет», «Как укрощать страстей волненье…», «А завтра прихотям я раб», «Блаженство смертным проливаешь», «Путь добродетели прямой…»).

Поэт использует в оде разнообразную лексику. Так, мы находим разговорные выражения, просторечие: «проспавши до полудни», «к портному по кафтан», «имея шапку набекрене», «кулачные бойцы», «сидя дома, я прокажу, играя в дураки с женой», «качели», «шинок», «голубятня», «жмурки», «свайка», «лентяй», «брюзга».

Воспевание мудрой правительницы составляет одну из центральных тем поэзии Державина, поэтому современники прозвали его «певцом Фелицы». За первой одой последовали стихотворения «Благодарность Фелице», «Изображение Фелицы», ода «Видение мурзы».

Оставить ответ