Анализ стихотворения А.А.Блока «Мы встречались с тобой на закате...»

Анализ стихотворения А.А.Блока «Мы встречались с тобой на закате…»


Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…»

Восприятие, толкование, оценка стихотворения

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…» было написано А.А. Блоком в 1902 году. История создания его связана с любовью поэта к Л. Менделеевой. Лето 1898 года поэт проводит в родовом имении под Петербургом. Тогда у него завязывается роман с шестнадцатилетней Любой Менделеевой, дочерью его соседей. Однако отношения эти не получили тогда серьезного продолжения: юная барышня не разделяла чувств поэта. В 1902 году Блок написал об этом стихотворение, которое затем показал Любови Дмитриевне.

Анализ стихотворения А.А.Блока «Мы встречались с тобой на закате...»

Стихотворение относится к любовной лирике, стиль его — романтический.
В произведении воплощен традиционный романтический конфликт мечты и реальности. В основе композиции стихотворения принцип антитезы земного и Божественного. Реальная девушка в белом платье противопоставлена утонченной мечте.

Это противопоставление сохраняется на протяжении всего стихотворения, сохраняется оно и в финале. И мечта в финале побеждает. Любовная история заканчивается — «все померкло, прошло, отошло», а мечта по-прежнему живет в душе лирического героя, в «вечернем тумане», в чьих-то мыслях «о бледной красе».
Эта антитеза мечты и реальности присутствует в каждой строфе.

В первой строфе лирический герой вспоминает о своих встречах с героиней. И любовь здесь могущественно завладевает его душой, подавляя мечту:

Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив,
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Анализ стихотворения А.А.Блока «Мы встречались с тобой на закате...»

И здесь мы отметим множество символических деталей.

Встреча героев происходит «на закате», что является своеобразным художественным предварением, намекая на возможность скорого финала, конца их романа. Они катаются на лодке, и река здесь напоминает читателю о неумолимом ходе времени. И действительно, эти вечерние встречи, любовь, надежда — все в прошлом.

Поэт использует в стихотворении глаголы в форме прошедшего времени: «встречались», «любил», «думал», «померкло», «прошло», «отошло». Эта история любви не имеет будущего — именно такое впечатление складывается у читателя.
Третья строфа словно подготавливает грядущее расставание героев:

Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Мечта героя здесь одерживает победу над реальной жизнью. Любовные отношения здесь зыбки, иллюзорны, неопределенны: встречи героев происходят в «вечернем тумане», вместо зеркальной глади озера — «у берега рябь и камыш».

В финале герой полностью освободился от завладевших его душой чувств и остался наедине со своей мечтой:

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло…
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть — воспоминания о прошлом (первые три строфы). Вторая часть — настоящее время в жизни лирического героя (заключительная строфа).

Стихотворение написано трехстопным дактилем. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («о бледной красе», «лазурная тишь»), метафору, инверсию и ряды однородных членов («Приближений, сближений, сгораний — Не приемлет лазурная тишь»).

Произведение органично вливается в поток лирических устремлений поэта к своей мечте — стихотворений «Вечереющий день, догорая…», «Странных и новых ищу на страницах…», «Вхожу я в темные храмы…».

Оставить ответ