Образ Катерины и мотивы пьесы «Гроза»
В пьесе «Гроза» Островский создаст совершенно новый для его творчества женский тип, глубокий, оригинальный, но вместе с тем двойственный, противоречивый, трагедийный характер. Катерина отличается от ранее созданных героинь Островского романтическим мироощущением, страстностью, поэтичностью.
Вспомним, как она рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Посещения церкви, занятия вышиванием, молитвы, странницы и богомолки, чудесные сны, в которых ей являлись «храмы золотые» или «сады необыкновенные», — вот что составляет воспоминания Катерины.
Это один из самых поэтических монологов героини, в котором оживает мир патриархальной идиллии, мир, где нет насилия и принуждения.
Однако эта идиллическая гармония осталась в далеком историческом прошлом, в настоящем же от нее остались лишь некие постулаты патриархальной морали, наполненные не живым, а мертвым содержанием.
Катерина живет в эпоху, «когда самый дух этой морали — гармония между отдельным человеком и нравственными представлениями среды — исчез, и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении».
Чуткая душа Катерины уловила это дисгармоничное состояние мира и отразила его по-своему, в соответствии со своей натурой, внутренним обликом, духовным содержанием.
Характер Екатерины в пьесе «Гроза»
Попробуем проанализировать характер Катерины. Это натура светлая, мечтательная, с сильно развитым воображением. Добролюбов замечает, что она «старается все осмыслить и облагородить в своем воображении… Грубые, суеверные рассказы превращаются у ней в золотые, поэтические сны…».
Таким образом, Островский подчеркивает в своей героине духовное начало, ее стремление к красоте. Катерина религиозна, однако вера ее обусловлена в значительной мере ее поэтическим миросозерцанием. Религия тесно сплетается в душе ее со славянскими языческими верованиями, с фольклорными понятиями, с мечтой о свободе и с жаждой счастья.
Вместе с тем это натура решительная, независимая, обладающая чувством с образом птицы. Катерина размышляет, почему люди не летают, в мечтах она представляет себя птицей. В своем прежнем мире она жила, «точно птичка на воле». Символом свободы, простора является в пьесе и Волга.
Так, Катерина рассказывает Варваре об одном происшествии из своего детства: «…Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега.
На другое утро уж нашли, верст за десять!» В душе се живет стремление к свободе, которое нельзя ограничить, подавить, уничтожить запретами. Мы понимаем, что Катерина будет терпеть лишь до определенного момента. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А коли уж очень мне опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты режь!» — признается она Варваре.
И здесь открываются новые черты натуры Катерины: своенравие, решительность, страстность. Мы видим, что в душе ее нет смирения, яркость индивидуальности переходит в протест против пустоты и бессмысленности жизни, но одновременно и в своеволие, вера не становится для нее подлинной духовной опорой в жизни.
При этом в душе ее живет жажда счастья. Сначала она пытается сохранить верность мужу, но в сердце ее нет любви. Уважать мужа она тоже не может: он слабоволен, не особенно умен, духовные запросы его ограничиваются выпивкой да желанием «погулять» на воле.
Как проживает любовь Катерина
Любовь же Катерины — чувство избирательное. Она влюбляется в Бориса Григорьевича, племянника Дикого. Этот молодой человек кажется ей добрым, интеллигентным, не похожим на окружающих. Образ его, вероятно, ассоциируется собственного достоинства.
Ей невыносимо в доме свекрови, где «все как будто из-под неволи», невыносимы бесконечные попреки, глупость и слабохарактерность мужа. В семье Кабановых все отношения основаны на лжи, обмане, покорности.
Прикрываясь домостроевскими заповедями, Марфа Игнатьевна требует полного подчинения от своих домашних, соблюдения ими установленных в доме норм. Но если дети ее, Тихон и Варвара, по-своему «приспособились» к этой ситуации, найдя способы разрешения ее в молчании и лжи, то не такова Катерина. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре. Правдивость и искренность — отличительные черты героини.
Целостный, законченный образ Катерины создают в пьесе и определенные мотивы. Один из них — мотив свободы, воли. Так, образ героини сопоставлен у Островского
в душе героини с иной, «некалиновской», жизнью, с иными ценностями, к которым она подсознательно стремится.
И здесь у Островского звучат мотивы соблазна, искушения, греха и своеволия. Катерина понимает, что с ней происходит «что-то недоброе»: «Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самой себя совестно делается…»
Согласно христианским представлениям, сначала смущается ум человека, его мысли, потом сердце и чувства, а затем воля. Бессознательно Катерина понимает это и говорит об этом Варваре: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»
Во втором действии она вновь говорит Варваре: «Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал». Понимая, что мечта о Борисе завладела ее мыслями, героиня все же пытается удержаться от греха, пытается заглушить свою страсть, найти опору в муже: «Я буду мужа любить», «Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!» Однако Тихон стремится вырваться на волю, он не чувствует состояния жены: «Всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»
Еще одна попытка сохранить собственную душу — страшная клятва Катерины, ставшая трагическим пророчеством: «Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…»
И финальным этапом борьбы героини с охватившим ее соблазном становится сцена с ключом. Искусительницей здесь выступает Варвара, принесшая ей ключ от калитки.
Катерина мучительно борется с этим искушением, и автор обнажает всю душевную борьбу героини: «Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на погубу мою. Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. Нет, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!» На этом заканчивается душевная борьба героини: отдавшись во власть страстей, она тайно встречается с Борисом, пока муж находится в отъезде.
Исследователи отмечали, что Катерина поступает здесь по своей воле, по своему произволу. И образ ее соотносится с образом Кабанихи не только в плане противостояния, но и в плане единства, т. к. самодурство Марфы Игнатьевны и своеволие Катерины — понятия, в известном смысле родственные друг другу.
В этом плане большое значение для прояснения образа Катерины и самой ситуации приобретает ее высказывание: «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Думается, это ключевая фраза, раскрывающая саму суть этой героини.
Катерина не находит духовной опоры ни во внешнем мире (в семье), ни в своем внутреннем мире (в вере, в своих моральных принципах).
Мотив своеволия, по мнению исследователей, пронизывает все образы пьесы, варьируясь в том или ином виде. Так, своеволие Кабанихи — это ее деспотизм, утверждение своих порядков в семье, гнев, гордыня.
Своеволие Дикого — это закабаление бедных, утверждение своей полной власти над племянниками. Тот же мотив звучит в и словах Кудряша, который мечтает отомстить Дикому: «Жаль, что дочери у него подростки… Я б уважил его. Больно лих я на девок».
Таким образом, Островский показывает общее состояние мира. «В «Грозе» представлена трагическая картина жизни, лишенной общего смысла, жизни, в которой каждый стремится утвердить свою волю во что бы то ни стало. Чертами этого безблагодатного псевдовольного бытия станут общая неуверенность человека, ложность его сознания, подчиненность… чужой воле, жажда забытья, разочарованность, стремление к смерти.
Островский показывает состояние нации, проходящей переломный, кризисный период своей истории».
Впечатлительность, экзальтированность, максимализм усиливают трагическое мироощущение Катерины. Мучась сознанием совершенного греха, она признается во всем мужу и свекрови, однако внутренний конфликт не может разрешиться этой сценой. Раскаявшись в грехе, героиня не обрела истинного покаяния, смирения, стремления изменить свою жизнь.
Она так и не смогла преодолеть свою страсть — все помыслы ее по-прежнему обращены к Борису, она даже готова бежать с ним из дому. Однако ее избранник оказывается робким, заурядным человеком, не способным решиться на бунт.
И теперь уже ситуация представляется Катерине совсем безвыходной, ею овладевает тоска: «Ночи, ночи мне тяжелы! Все пойдут спать, и я пойду; всем ничего, а мне как в могилу… Свету-то не рада сделаешься! А вставать не хочется, опять те же люди, те же разговоры, та же мука. Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Прежде, говорят, убивали».
Она испытывает острое чувство вины, и упреки окружающих поддерживают в ней это чувство — она находит их справедливыми. Однако, если бы все простили, пожалели ее — чувство постоянного стыда, владеющее ее душой, было бы еще сильнее.
Окружающие не могут спасти Катерину, т. к. она не в силах примирить свои поступки со своими чувствами, со своими представлениями о добре и зле. И в этом неразрешимость внутреннего конфликта в «Грозе», в этом состоит трагедийность пьесы.
Финал пьесы «Гроза»
Финал пьесы Островского Гроза трагичен. В финале новые страсти (отчаяние и уныние) завладевают душой героини. Единственным выходом, избавлением от невыносимой действительности представляется ей смерть. И Катерина бросается в Волгу.
«Друг мой! Радость моя! Прощай!» — вот последние слова ее, свидетельствующие о жажде свободы и любви. И вновь здесь звучит мотив своеволия, забвения христианских норм. Героиня Островского бросает вызов своей смертью не «кабановским представлениям о нравственности» (Добролюбов), а самому Богу, т. к. самоубийство — это страшный грех с точки зрения православия.
Таким образом, как отмечали исследователи, Катерина у Островского «пала не жертвой темного царства только, но жертвой распадения собственной веры…».
Жизненные обстоятельства не могли дать ей счастья, любви, душевной гармонии, а внутренних сил для смирения ей недоставало. Поэтому она оказалась в духовном одиночестве.
«Духовное одиночество одолевается верой. Но вера ее разрушена грехом и отчаянием. Страх наказания, олицетворённый жуткими обличениями безумной барыни, завладевает душою героини без остатка. Но это уже не подлинный страх Божий, а языческий трепет при нежелании смиренного приятия скорби душевной. Подлинный страх Божий действует в вере. Но в Катерине происходит полное угасание веры, приведшее сё к самоубийству», — замечает М.М. Дунаев.
Таким образом, в «Грозе» Островский задается вопросом: возможна ли иная, новая, не христианская мораль? И драматург отвечает читателям: «нет никакой новой нравственности, душа живет по вечным законам, есть одна единственная нравственность на все времена. Человек сам избирает путь праведности или греха, но, даже согрешив, можно победить зло духовным борением, великим нравственным усилием».