Анализ стихотворение «Вхожу я в темные храмы....». Восприятие, толкование, оценка

Анализ стихотворение «Вхожу я в темные храмы….». Восприятие, толкование, оценка


Стихотворение «Вхожу я в темные храмы….»

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было создано A. А. Блоком в 1902 году. Оно было написано под впечатлением встречи поэта с Любой Менделеевой в Исаакиевском соборе. Стихотворение вошло в «Цикл стихов о Прекрасной Даме». В юности поэт был увлечен философским учением B. Соловьева.

Согласно этому учению, мир, погрязший в грехах, будет спасен и возрожден к жизни неким Божественным началом, воплотившим в себе Вечную Женственность. Блок наделял этот образ идеальными чертами, давал ему различные имена: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Купина.

Анализ стихотворение «Вхожу я в темные храмы....». Восприятие, толкование, оценка

Себя же он представлял рыцарем, давшим обет служения Прекрасной Даме. В рамках этих творческих поисков и было создано данное произведение.

Композиционно в стихотворении развивается одна и та Же тема — чудесная мечта героя, описывается его свидание с Прекрасной Дамой. В начале стихотворения даны некоторые приметы реальности: «темные храмы», «бедный обряд». Все эти образы предваряют свидание героя с Прекрасной Дамой. И недаром оно происходит в храме. Это мир, в котором всегда царят любовь и гармония, доброта, тепло и совершенство.

Таким образом, образ героини в сознании лирического героя приравнен к Божественному началу. И постепенно образ героя также проясняется для читателя. Своеобразной кульминацией темы свидания становится вторая строфа:

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

Читатель здесь понимает, что Прекрасная Дама — это лишь мечта героя. Однако в душе его нет ни горечи, ни сожаления. Он полностью погружен в свою мечту, бесконечно предан ей. Реальность не тяготит его, потому что ее словно бы не существует в его душе. Мир героя — это мир «улыбок, сказок и снов». Главное — это вера и мечту: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю.
Милая — Ты».

Поэт использует здесь характерные образы и краски: мы видим мерцанье «красных лампад», золотой блеск икон, матовость желтых свечей. Цветовая палитра здесь символична: красный цвет говорит о жертвенности, намекает на готовность лирического героя отдать жизнь ради Прекрасной Дамы (красный цвет ассоциируется с кровью). Желтый же и золотой, напротив, — краски, символизирующие жизнь, солнце, тепло. Очевидно, лирический герой настолько слился со своей мечтой, что она стала неизменной частью его жизни.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­ личные средства художественной выразительности: эпитеты («темные храмы»), метафору («Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны»), аллитерацию («дрожу от скрипа дверей»).

Таким образом, произведение является «программным» для ранней лирики Блока. Молодой поэт воплощал свой миф о Мировой Душе путем иносказаний, мистических предчувствий, таинственных намеков и знамений.

Оставить ответ