Сочинение Дорога чести Андрея Болконского или образ и духовные искания Андрея Болконского. Лев Николаевич Толстой. Война и мир.

Специфика психологизма Толстого в романе Война и мир


  1. Психологический анализ романа
  2. Внутренний монолог автора
  3. Как автор романа раскрывает внутренний мир человека

Индивидуальная манера написания романа «Война и мир» Л.Н. Толстым

Специфика психологизма Толстого Л.Н. напрямую отражается в индивидуальной манере написания романа Война и мир.

Психологический анализ романа

Исследователи неоднократно отмечали своеобразие художественной манеры Толстого, авторская речь которого насыщена обстоятельными и подробными замечаниями. Важнейшая черта стиля писателя — глубина психологического анализа.

Эту особенность творческой манеры писателя отмечал еще Н.Г. Чернышевский: «Особенность графа Л.Н Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психологического процесса: его интересует сам процесс… едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно за другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым своеобразием…». В центре внимания писателя — «диалектика души».

Правдивое изображение в романе война 1812 года

«Люди, как реки…» — писал Толстой, подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой натуры, «текучесть» внутренней жизни людей. И в романе «Война и мир» писатель демонстрирует нам всю сложность человеческой личности, динамизм внутренней жизни людей. Так, красавца Анатоля Курагина, светского льва, мы видим рыдающим в лекарской палатке на Бородинском поле, жесткий бретер Долохов предстает в роли нежного сына и брата, Наполеон оказывается растерянным и беспомощным человеком.

Внутренний монолог автора в романе

Одним из важнейших средств передачи «диалектики души» является у Толстого внутренний монолог. В.В. Стасов писал, что «в «разговорах» действующих лиц нет ничего труднее «монологов». Здесь авторы фальшат и выдумывают более, чем во всех других своих писаниях… Почти ни у кого и нигде нет тут настоящей правды, случайности, неправильности, отрывочности, недоконченности и всяких скачков. Почти все авторы (в том числе и Тургенев, и Достоевский, и Гоголь, и Пушкин, и Грибоедов) пишут монологи совершенно правильные, последовательные, вытянутые в ниточку и в струнку, вылощенные и архилогические… А разве мы так думаем сами с собою? Совсем не так. Я нашел до сих пор одно единственное исключение: это граф Толстой. Он один даст в романах и драмах — настоящие монологи, именно со своей неправильностью, случайностью, недоговоренностью и прыжками» .

Так, характерен в этом плане внутренний монолог Николая Ростова, прожравшего Долохову огромную сумму денег. «Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отвираться невозможно!.. И как бы весело было дома… Валет, но нет… это не может быть!.. И зачем же это он делает со мной?..» — думал и вспоминал Ростов. 

Как автор романа раскрывает внутренний мир человека — героя романа

Путь духовных исканий Пьера Безухова сочинение. Лев Николаевич Толстой. Война и мир

Внутренний мир человека, его душевное состояние Толстой раскрывает также с помощью пейзажей и портретов. Так, образ князя Андрея сопровождает у писателя мотив чистого, голубого неба и образ старого дуба в Отрадном. Символична картина яркой, огромной кометы, увиденная Пьером Безуховым. Исследователи отмечали, что «звезда 1812 года — звезда счастья для Пьера и Наташи. И она, звезда 1812 года, взошла над Россией, это звезда русского народа, это — звезда истории. Она пророчит беды и торжество всему народу в его исторической жизни и герою романа — в его жизни. Неразрывно и полно сливается лирическое с эпическим в этом образе, как и во всем романе».

Княжна Марья Болконская образ в романе Война и мир. Л.Н. Толстой.

Выразительны у Толстого и портреты героев, в которых он выделяет одну запоминающуюся деталь. Так, мы отмечаем «лучистые глаза» княжны Марьи, мраморные плечи Элен, «перепрыгивающие щеки» князя Василия, верхнюю губку Лизы Болконской. При этом писатель изображает изменение внешности героев в той или иной ситуации, портрет у Толстого большей частью динамичен, подвижен. Так, княжна Марья преображается во время встречи с Николаем Ростовым.

Другой излюбленный прием Толстого — принцип контраста, антитезы. Поведение Пьера писатель изображает на фоне жизни семьи Курагиных. Последние контрастно сопоставлены с Болконскими в сцене неудавшегося сватовства. Наконец, Болконские в определенном смысле противопоставлены Ростовым, так как демонстрируют иное мироощущение и иное отношение к жизни. Бездушная, ограниченная красавица Элен противопоставлена живой, эмоциональной Наташе, духовно наполненной княжне Марье. Наконец, мир светской аристократии противостоит у Толстого миру народной жизни.

Один из характерных приемов Толстого — так называемое остранение. Суть его состоит в том, что привычный предмет, явление описываются писателем как нечто новое, незнакомое, увиденное впервые. Таким образом создается эффект «свежего взгляда». Так, классический пример остранения в «Войне и мире» — это восприятие оперы Наташей Ростовой.

Что представляет собой семья Ростовых в романе

Специфика психологизма Толстого Л.Н. и его индивидуальная манера написания не только романа, но другие произведения, глубоко проникает во внутренний мир человека, обнажая его мысли и чувства. Мы чувствуем отношение автора к героям и событиям, созданные им образы оцениваются с точки зрения соответствия их законам добра, простоты и правды, а также близости их народному духу.