Создавая свою комедию, Грибоедов стал новатором в области драматургии. «Горе от ума» не соответствовало художественным канонам классицизма, поражая читателей оригинальностью композиции, языка и стиля. В связи с этим в печати стали появляться критические оценки комедии Грибоедова. Так, известный в ту пору автор водевилей А.И. Писарев в 1825 г. напечатал в журнале «Вестник Европы» раздраженную статью, в которой утверждал, что в комедии Грибоедова нет завязки и развития действия. Однако именно эта простота в развитии сюжета и составляла неоспоримое достоинство пьесы.
Вот как писал об этом В. Кюхельбекер: «В «Горе от ума», точно, вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам… тут… нет того, что в драматургии называется интригою. Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов — и только. Это очень просто, но в сей-то именно простоте — новость, смелость, величие того поэтического соображения, которого не поняли ни противники Грибоедова, ни его неловкие защитники».
В защиту комедии высказался и И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний»: «Давно привыкли говорить, что нет движения, то есть, нет действия в пьесе. Как нет движения? Есть — живое, непрерывное, от первого появления Чацкого на сцене до последнего его слова: «Карету мне, карету!»
Это тонкая, умная, изящная и страстная комедия, в тесном, техническом смысле, — верная в мелких психологических деталях, — но для зрителя почти неуловимая, потому что она замаскирована типичными лицами героев, гениальной рисовкой, колоритом места, эпохи, прелестью языка, всеми поэтическими силами, так обильно разлитыми в пьесе.
Действие, то есть собственно интрига в ней, перед этими капитальными сторонами кажется бледным, лишним, почти ненужным.
Только при разъезде в сенях зритель точно пробуждается при неожиданной катастрофе, разразившейся между главными лицами, и вдруг припоминает комедию-интригу. Но и то ненадолго. Перед ними уже вырастает громадный, настоящий смысл комедии».
Композиция пьесы Горе от ума
Рассмотрим сюжетно-композиционные особенности пьесы. В основе сюжета ее лежат два конфликта — любовный и общественный, идеологический, которые активно взаимодействуют друг с другом на протяжении всего повествования.
Причем обе сюжетные линии одинаково важны у Грибоедова. Они движут сюжетное действие, раскрывают характеры героев, создают живую картину нравов. Начинаясь в одной точке, эти линии развиваются параллельно, сливаясь в кульминационной сцене пьесы и вновь расходясь в финале.
В финале мы не видим традиционного для классицизма наказания порока и торжества добродетели, да и не можем четко разделить героев на порочных и добродетельных.
Таким образом, Грибоедов нарушает принцип единства действия, столь важный для драматургии классицизма.
Однако отметим, что в сюжете пьесы первичен любовный конфликт. Чацкий приезжает в дом Фамусова в надежде обрести личное счастье. Действие завязывается именно на основе любовной интриги.
Далее герой начинает терзаться ревностью и пытается узнать, кто же является его счастливым соперником. Именно поэтому Чацкий трижды посещает дом Фамусова в течение одного дня.
Но холодность Софьи и неопределенность ситуации — все это причиняет ему душевную боль. Все более и более раздражаясь, он начинает горячиться и отвечать на поучения Фамусова, глупости Скалозуба, нелепые вопросы окружающих колко и пафосно. Одновременно в этих диалогах Чацкий обнажает свою идейную позицию, которая прямо противоположна «общественным идеалам» фамусовского общества.
Так любовная интрига движет у Грибоедова конфликт социальный. Как точно заметил И.А. Гончаров, у Грибоедова «две комедии как будто вложены одна в другую: одна… частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий.
Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно вторая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».
Сюжет комедии Горе от ума Грибоедова
Попробуем выделить основные элементы сюжета в комедии Грибоедова. Экспозиция включает в себя все сцены первого действия, предшествующие появлению Чацкого. Здесь мы попадаем в дом Фамусова, впервые знакомимся с героями, узнаем об обстоятельствах их жизни. Очень важен здесь разговор Софьи с Лизой, в котором последняя метко характеризует Скалозуба и Чацкого.
Завязка — приезд Чацкого, его появление в доме Фамусова. И после завязки сюжетные линии расходятся. Так, развитие действия в любовном сюжете — это диалоги героя с Софьей, сцена приезда Скалозуба, сцена падения Молчалина с лошади.
Социальный конфликт движут иные эпизоды — словесные «дуэли» Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, в которых обнажается противостояние героев, полярность их взглядов на жизнь и общество. Таким образом, мы видим параллельное развитие социальной и любовной линии.
В развитии обеих линий большое значение имеет мотив безумия, сумасшествия. Об этом писал Ю. Тынянов в статье «Сюжет «Горя от ума»», отмечая, что возникновение выдумки основано на собственных словах героя. «Пытаясь разгадать, кого любит Софья, и не доверяя очевидности, Чацкий как бы примиряется с концом своей любви. Он горько иронизирует над своей отвергнутой любовью, называя ее сумасшествием»:
От сумасшествия могу я остеречься;
Пущусь подалее — простыть, охолодеть,
Не думать о любви, но буду я уметь,
Теряться по свету, забыться и развлечься.
Эта невольно брошенная фраза затем невольно закрепляется высказыванием Софьи: «Вот нехотя с ума свела!» Однако здесь она еще не стремится объявить Чацкого сумасшедшим. И только выведенная из себя злоречием Чацкого, она бросает господину N: «Он не в своем уме». На что последний уточняет: «Ужли с ума сошел?» Однако и здесь Софья еще колеблется: «Не то чтобы совсем…» Но господин N и далее провоцирует Софью: «Однако есть приметы?» И она отбрасывает свои колебания, отвечая господину N утвердительно. Так желание отомстить Чацкому берет верх:
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?
И этот слух начинает обрастать все новыми и новыми подробностями. Загорецкий говорит о том, что Чацкого «в безумные упрятал дядя-плут», затем он выдвигает новую версию: «В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны».
С Загорецким охотно соглашается графиня-внучка. Новому известию дивится старуха Хлестова: «В его лета с ума спрыгнул!» Фамусов же принимает это сообщение как должное, ничуть не удивляясь и даже приписывая себе это открытие. Он кстати вспоминает о матери Чацкого:
По матери пошел, по Анне Алексеевне:
Покойница с ума сходила восемь раз.
«Распространение выдумки основано на изображении переимчивости. Однако дело не в вере, в перемене мнений, дело в полной общности согласия», — писал Ю. Тынянов. В третьем действии, в сцене бала у Фамусовых, Чацкий уже объявлен сумасшедшим.
Сцена бала становится кульминационной, и в ней сходятся любовная и общественная линии. Как отмечали исследователи, «композиционная функция образа бала состоит в том, что именно здесь главный определяющий мотив — безумие — переходит из любовной интриги в общественный конфликт».
Однако проясним идейное содержание этого конфликта. Фактически сумасшествием Чацкого здесь является его вольнодумство, пренебрежение «общественным мнением», желание жить иначе, а также его любовь, пылкость, темперамент, вся манера поведения. Общество не приняло человека, поведение которого подрывало традиционный уклад жизни.
Причем темп развития событий в комедии очень быстрый, молниеносный. Сам автор в письме к Катенину определил свою пьесу как живую и быструю, развивающуюся естественно, насыщенную внезапными и резкими поворотами. И после кульминации действие развивается столь же быстро, стремительно.
Развязкой любовной интриги становится сцена «узнавания» Чацким истинного положения вещей. Здесь мы видим разочарование и горе Софьи; Фамусова, воплощающего «оскорбленную добродетель», но так и не понявшего суть происходящего; Чацкого, страстная любовь которого сменилась горечью, злостью и разочарованием.
Социальный же конфликт не имеет своей развязки. Пьеса имеет так называемый открытый финал. Последний монолог Чацкого направлен против «мучителей толпы», он уезжает из Москвы, логически не завершив своего поединка с обществом. Таким образом, любовная интрига и общественная коллизия тесно переплетаются в «Горе от ума». Первична — любовная история. Однако «вседневный мотив» этот очень скоро переходит у Грибоедова в столкновение мировоззрений, нравственных принципов «века нынешнего» с «веком минувшим». Драматург создает новую поэтику — поэтику реализма в русской литературе.
Жанр комедии Горе от ума Грибоедова А.С.. Почему Горе от ума является комедией