Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» А.С.Пушкин. Восприятие, толкование, оценка

Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» А.С.Пушкин. Восприятие, толкование, оценка


Восприятие, толкование, оценка стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла».

Элегия «На холмах Грузии лежит ночная мгла.,.» была написана 15 мая 1829 года в Георгиевске, на Северном Кавказе. Напечатана в альманахе «Северные цветы» за 1831 год. Существует две версии того, кому посвящено это стихотворение. Одна из них: адресатом является Мария Раевская, в которую поэт был влюблен в юности.

Именно о ней он вспоминает, приехав на Кавказ. Вторая версия: стихотворение посвящено Наталье Николаевне Гончаровой, невесте Пушкина.

Именно в это время поэт сватался к ней, однако безуспешно: мать девушки нс дала поэту определенного ответа. В.Ф. Вяземская утверждала в 1830 году, что стихотворение посвящено именно Н. Гончаровой.

Один из автографов произведения был сопровожден рисунком девушки с крылышками бабочки (так обычно изображали Психею). Известно, что в петербургском свете Наталью Гончарову называли Психеей. Однако эта версия подвергается серьезной критике. В черновой редакции стихотворения мы читаем: «Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь».

Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» А.С.Пушкин. Восприятие, толкование, оценка
«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

В одной из версий есть следующие строки: «Я снова юн и твой». Все эти варианты опровергают то, что стихотворение обращено к Наталье Гончаровой. Поэт познакомился с ней лишь в 1828 году. Таким образом, в этом стихотворении Пушкин вспоминает о М.Н. Раевской, ставшей впоследствии женой декабриста Волконского.

С точки зрения композиции в произведении выделяются две части. Первая часть — это южный ночной пейзаж, вторая часть — рассказ лирического героя о своих чувствах. Между частями проводится символическая параллель: «ночная мгла» соответствует ноткам грусти в светлом чувстве героя.

Образ «светлой печали», в свою очередь, перекликается с образом горящего сердца в финале.

В стихотворении присутствует антитеза, характерная для романтических произведений, — полярность земного и небесного. Земная жизнь лирического героя, его настоящие впечатления в их текучести противопоставлены у Пушкина его возвышенным чувствам, их неизменности, постоянству.

Антитетичны и образы — «светлая печаль» противопоставлена «ночной мгле». И в процессе развертывания лирической эмоции это противостояние обретает символический смысл. «Ночная мгла» словно озаряется внутренним светом, горящим в душе лирического героя.

Любовь, по мысли Пушкина, чудо, способное озарить беспросветность и мглу жизни. Заканчивается стихотворение своеобразным самоанализом — герой исследует тайники собственной души и поражается тому, что в сердце его по-прежнему жива любовь:

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

В стихотворении чередуется четырехстопный и шестистопный ямб, рифмовка — перекрестная, оно написано восьмистишиями, использованы скромные средства художественной выразительности: эпитет и оксюморон («печаль… светла», «грустно и легко»), метафора («На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Печаль моя полна тобою…», «Сердце вновь горит и любит»).

В произведении мы находим поэтическую книжную лексику («мгла», «печаль светла»), нейтральную лексику, синонимы («печаль», «унынье», «грустно и легко»).

Таким образом, любовь в стихотворениях Пушкина, даже безответная, — это огромное благо, дарованное человеку Богом.

У этого поэта, в отличие от Лермонтова и Баратынского, нет неодолимых преград между людскими душами, счастье возможно, достижимо.

Манеры общения героев в поэме Мертвые души

Оставить ответ