Восприятие, толкование, оценка стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла».
Элегия «На холмах Грузии лежит ночная мгла.,.» была написана 15 мая 1829 года в Георгиевске, на Северном Кавказе. Напечатана в альманахе «Северные цветы» за 1831 год. Существует две версии того, кому посвящено это стихотворение. Одна из них: адресатом является Мария Раевская, в которую поэт был влюблен в юности.
Именно о ней он вспоминает, приехав на Кавказ. Вторая версия: стихотворение посвящено Наталье Николаевне Гончаровой, невесте Пушкина.
Именно в это время поэт сватался к ней, однако безуспешно: мать девушки нс дала поэту определенного ответа. В.Ф. Вяземская утверждала в 1830 году, что стихотворение посвящено именно Н. Гончаровой.
Один из автографов произведения был сопровожден рисунком девушки с крылышками бабочки (так обычно изображали Психею). Известно, что в петербургском свете Наталью Гончарову называли Психеей. Однако эта версия подвергается серьезной критике. В черновой редакции стихотворения мы читаем: «Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь».
В одной из версий есть следующие строки: «Я снова юн и твой». Все эти варианты опровергают то, что стихотворение обращено к Наталье Гончаровой. Поэт познакомился с ней лишь в 1828 году. Таким образом, в этом стихотворении Пушкин вспоминает о М.Н. Раевской, ставшей впоследствии женой декабриста Волконского.
С точки зрения композиции в произведении выделяются две части. Первая часть — это южный ночной пейзаж, вторая часть — рассказ лирического героя о своих чувствах. Между частями проводится символическая параллель: «ночная мгла» соответствует ноткам грусти в светлом чувстве героя.
Образ «светлой печали», в свою очередь, перекликается с образом горящего сердца в финале.
В стихотворении присутствует антитеза, характерная для романтических произведений, — полярность земного и небесного. Земная жизнь лирического героя, его настоящие впечатления в их текучести противопоставлены у Пушкина его возвышенным чувствам, их неизменности, постоянству.
Антитетичны и образы — «светлая печаль» противопоставлена «ночной мгле». И в процессе развертывания лирической эмоции это противостояние обретает символический смысл. «Ночная мгла» словно озаряется внутренним светом, горящим в душе лирического героя.
Любовь, по мысли Пушкина, чудо, способное озарить беспросветность и мглу жизни. Заканчивается стихотворение своеобразным самоанализом — герой исследует тайники собственной души и поражается тому, что в сердце его по-прежнему жива любовь:
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
В стихотворении чередуется четырехстопный и шестистопный ямб, рифмовка — перекрестная, оно написано восьмистишиями, использованы скромные средства художественной выразительности: эпитет и оксюморон («печаль… светла», «грустно и легко»), метафора («На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Печаль моя полна тобою…», «Сердце вновь горит и любит»).
В произведении мы находим поэтическую книжную лексику («мгла», «печаль светла»), нейтральную лексику, синонимы («печаль», «унынье», «грустно и легко»).
Таким образом, любовь в стихотворениях Пушкина, даже безответная, — это огромное благо, дарованное человеку Богом.
У этого поэта, в отличие от Лермонтова и Баратынского, нет неодолимых преград между людскими душами, счастье возможно, достижимо.
Манеры общения героев в поэме Мертвые души