Образ Чацкого в комедии Горе от ума

Образ Чацкого в комедии Горе от ума


  1. Характеристика Чацкого с цитатами из текста

Чацкий описание героя критиками

Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И.А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина.

«…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и иритом он безукоризненно честен», — писал критик.

Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой.

Совершенно иначе Чацкого оценивал Белинский, считая этот образ почти что фарсовым: «…Что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, профанирующий все святое, о котором говорит… Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…».

Примерно так же этот образ оценивал и Пушкин. Кто же из критиков прав в оценке Чацкого?

Попробуем разобраться в характере героя.

Характеристика Чацкого с цитатами из текста

Образ Чацкого в комедии Горе от ума
Образ Чацкого в комедии Горе от ума

Чацкий — молодой человек дворянского круга, получивший хорошее образование, подающий большие надежды, умный, способный. Его красноречие, логика, глубина познаний восхищают даже Фамусова, считающего вполне реальной для Чацкого возможность блестящей карьеры.

Однако герой разочарован в государственной службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он Фамусову. По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин».

Бюрократизм, чинопочитание, протекционизм и взяточничество, столь распространенные в современной ему Москве, для Чацкого неприемлемы. Он не находит общественного идеала в своем отечестве:

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.

Великолепные сооруди палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Чацкий критикует закоснелость взглядов московского общества, его умственную неподвижность. Выступает он и против крепостничества, вспоминая о помещике, променявшем своих слуг, неоднократно спасавших его жизнь и честь, на трех борзых собак.

За пышными, красивыми мундирами военных Чацкий видит «слабодушие», «рассудка нищету». Не признает герой и «рабского, слепого подражанья» всему иностранному, которое проявляется в чужевластье мод, в засилье французского языка.

Чацкий обо всем имеет свое собственное суждение, он откровенно презирает самоуничижение Молчалина, лесть и низкопоклонство Максима Петровича. Александр Андреевич оценивает людей по их внутренним качествам, независимо от чинов и богатства.

Что же удерживает героя в обществе, которое он так критикует?

Только любовь к Софье. Как замечает С. А. Фомичев, Чацкий бросился в Москву после какого-то особенного потрясения, отчаянно пытаясь обрести ускользающую веру.

Вероятно, за время заграничного путешествия герой духовно повзрослел, испытал крушение многих идеалов, по-новому стал оценивать многие реалии московской жизни.

И теперь он жаждет обрести прежнюю гармонию мироощущения — в любви. Но Софья любит Молчалина. Чацкий не может поверить в эту любовь, и здесь он в известной степени прав. Софья лишь думает, что любит Молчалина, однако она заблуждается в своих чувствах. Александр Андреевич становится свидетелем несостоявшегося свидания героев. И здесь он становится гневным и язвительным:

Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.

Себя крушить, и для чего!

Подумайте, всегда вы можете его

Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей.

Сам роман Софьи с Молчалиным Чацкий расценивает как личное оскорбление, оскорбление своих взглядов и принципов: «Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил!»

В финале Чацкий словно прозревает: он узнает о чувствах Софьи, о пущенной ею сплетне, по-новому открывается ему отношение всего общества к его персоне.

И здесь вновь звучит мотив безумия. Только теперь Чацкий словно переиначивает эту тему — он объявляет безумным фамусовское общество, тот мир, в котором живые чувства становятся предметом сплетен и насмешек:

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором, —

Безумным вы меня прославили всем хором!

Вы правы: из огня тот выйдет невредим.

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Что же мы видим в комедии? Герой терпит поражение как на любовном, так и на общественном поприще. Но побежден ли Чацкий? Замечательно сказал об этом И.А. Гончаров: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим».

Оставить ответ