Тема любви в рассказе «Попрыгунья» А.П.Чехов. Краткое содержание рассказа для читательского дневника

Тема любви в рассказе «Попрыгунья» А.П.Чехов

Рассказ А.П. Чехова «Попрыгунья» насыщен различной проблематикой. Один из сюжетных мотивов его — мотив прихотливости любви.

В основе композиции рассказа лежит принцип антитезы. Скромный, незаметный доктор Дымов противопоставлен своей жене Ольге Ивановне и ее окружению — обществу знаменитостей, богеме, художникам и музыкантам.

Дымов — «простой, очень обыкновенный и ничем не примечательный человек», он служит ординатором и прозектором в больницах, частная практика почти не приносит ему дохода. Он постоянно занят работой. Основные качества героя — простота, скромность, порядочность, терпение, здравый смысл, талантливость.

Тема любви в рассказе «Попрыгунья» А.П.Чехов. Краткое содержание рассказа для читательского дневника

Дымов преданно и беззаветно любит свою жену. Ольга Ивановна же занята собственной жизнью. «Она боготворила знаменитых людей, гордилась ими… видела их во сне… жаждала их и не могла утолить своей жажды». Все они прочили ей блестящее будущее, но Чехов незначительной деталью открывает читателю истинное положение дел. «Недурственно», — замечает художник Рябовский о живописи Ольги Ивановны.

Это слово звучало у Чехова в рассказе «Ионыч», его любили в семействе Туркиных. И мы понимаем здесь, каково отношение автора к этой героине. Также значимо и само заглавие произведения — «Попрыгунья».

Героиня предстает здесь легкомысленной, капризной, избалованной женщиной, в действительности лишенной каких-либо талантов. Она заводит роман с художником Рябовским, и муж ее молча и бестрепетно переживает эти трудные времена, ни в чем не упрекая жену.

Кульминация рассказа — болезнь Дымова. Спасая больного ребенка и заразившись дифтеритом, он умирает, испытывая страшные страдания. И автор открывает нам свое отношение к этой ситуации.

«Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своею кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты, глухо страдало где-то там у себя на диване и не жаловалось. А если бы оно пожаловалось, хотя бы в бреду, то дежурные доктора узнали бы, что виноват тут не один только дифтерит. Спросили бы они Коростелева: он знает всё и недаром на жену своего друга смотрит такими глазами, как будто она-то и есть самая главная, настоящая злодейка, и дифтерит только се сообщник».

Дымов умирает, и его друг Коростелев раскрывает нам душевные качества Дымова, говорит о его таланте и самоотверженности. «— Кончается… — повторил он тонким голоском и опять всхлипнул. — Умирает, потому что пожертвовал собой… Какая потеря для науки! — сказал он с горечью. — Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем! — продолжал Коростелев, ломая руки. — Господи боже мой, это был бы такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь. Оська Дымов, Оська Дымов, что ты наделал! Ай-ай, боже мой!

Коростелев в отчаянии закрыл обеими руками лицо и покачал головой.
— А какая нравственная сила! — продолжал он, всё больше и больше озлобляясь на кого-то. — Добрая, чистая, любящая душа — не человек, а стекло! Служил науке и умер от науки. А работал, как вол, день и ночь, никто его не щадил, и молодой ученый, будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить вот за эти… подлые тряпки!»

Для героини тоже наступает «прозрение»: она не разглядела в муже «будущую знаменитость». «Стены, потолок, лампа и ковер на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: „Прозевала! прозевала!”»

Таким образом, Чехов представляет нам ситуацию, когда любовь мешает человеку жить, не дает полноценно развиваться таланту.

Оставить ответ