ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОЦЕНКА РИСКОВ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА — МОЯ ДОРОГА В ШКОЛУ


Для муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, средних общеобразовательных школ, в рамках проведения конкурса для учащихся начальных классов, к примеру «КАЛЕЙДОСКОП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ» в виде ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА по теме проекта«Оценка рисков современного школьника» может быть выбрано одно из направлений, как «Моя дорога в школу». Выполнение проекта осуществляется учеником в сопровождении руководителя проекта.

Задачей ученика является наблюдение в ходе исследовательской работы доступного материала. Задачей руководителя является систематизация и обобщение полученных учеником данных наблюдений.

Совместная работа ученика и руководителя по выбранной теме способствует полному изучению указанной темы, в окончании которой делаются соответствующие выводы. Таковыми могут быть доказательства или опровержения разработанного материала, в зависимости от целей поставленной задачи.

Основной упор в ходе проведения исследовательской работы следует делать изначально при выборе темы. Распространённой ошибкой в этом являются темы, которые не предполагают исследование, а используют уже ранее изученные данные с соответствующими выводами, что в свою очередь приводит к ошибочному пониманию понятия «исследовательская работа» и являются лишь констатацией факта общеизвестного явления.

К примеру

Выбор в качестве темы исследования физических явлений, структуры предметов, образа жизни и характеристик животного и растительного мира. Всё это уже является изученным и доказанным фактом, что не может быть примером исследования.

Поэтому, при выборе подобной тематики, указанной выше, следует в качестве именно исследовательской работы, выбирать темы, которые являются следствием взаимодействия окружающего мира с общеизвестными факторами, прогнозирование которого сложно ввиду вариативности его поведения.

При выполнении исследовательской работы следует руководствоваться некоторыми стандартами, признанными либо утверждёнными в конкретной организации или отрасли.

К примеру:

Введение (обоснование данной проектной деятельности обучающихся, цели и задачи реализации проекта, план проведения проектной деятельности, этапы проекта).

Основная часть в соответствии с выделенными этапами деятельности обучающихся (цель этапа, задачи, сроки, содержание деятельности исследователя

на каждом этапе, в том числе обзор источников по теме (желательно), содержание исследования; результаты, выводы по каждому этапу).

Заключение включает в себя: анализ результатов реализации проекта в соответствии с поставленными целями (запланированными результатами), выводы; значение результатов, их новизна.

Описание продукта, полученного в результате реализации проекта (подтверждение – фото, видео, ссылка на размещенный в сети Интернет ресурс).

Список литературы и информационных источников (при оформлении списка источников сначала перечисляется источники на бумажном носителе (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем электронные источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию. В случае использования материалов электронной системы документооборота, материалов сети интернет, в т.ч. авторских и ведомственных сайтов, ссылки на  использование материалов с них определяются администрацией указанных сайтов.)

Приложение (наличие определяется материалами исследовательской работы и может быть в любом доступном виде).

В виде рекомендаций следует учесть наличие брошюр по исследовательской работе для членов комиссии в качестве дополнительного материала, позволяющего понять исследовательскую работу, а также определить степень готовности ученика по теме.

Примерное содержание исследовательской работы можно оформить подобным образом.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……………………..стр.3

Основная часть

1. Статистические данные происшествий с детьми…………….……….…..стр.5

2. Моя дорога в школу и исследуемые на ней риски………..………….……стр.7

3. Основы оценки рисков………………………………………………………………….стр.7

   3.1. Сводная таблица по факторам риска………………………………………стр.10

   3.2. Оценка опасных участков…………………………………………………….…стр.11

4. Карта моей дороги от дома в школу …………………………………………….стр.12

Заключение……………………………………………….………………………………..…..стр.13

Список источников………………………………………………………..…..…………….стр.22.

Введение

Я выбрал тему исследовательской работы, в которой будет изучаться участки моего пути в школу. Необходимо исследовать и оценить факторы риска моего пути в школу. 

Актуальность моей темы отражает исследование рисков, которые влияют на мою безопасность по дороге в школу. Тема работы играет важную роль  в современном обществе потому, что когда я перешёл в 3 класс, дорога от дома до школы и обратно стала самостоятельной. Я задумался над своей безопасностью. Ведь очень много детей пропадает по дороге в школу и обратно, ДТП, нападают дикие стаи собак, невнимательное нахождение под крышами с ледяными глыбами и сосульками, которые могут причинить вред.

 Самая главная фраза, которую мне всегда говорят родители «Будь внимателен на улице, когда идешь в школу и обратно!» По пути в школу я оцениваю все риски, которые могли бы помешать моей безопасности, и говорю про них родителям. До школы я иду 900 метров. В моём районе проживает много моих одноклассников, которые следуют моей дорогой в школу. Поэтому я решил, что моя проектная исследовательская работа важная и о ней необходимо говорить.

Практическая и теоретическая значимость моей работы высокая.

 В следующем году моя младшая сестра поступает в 1 класс средней школы, и также будет ходить в школу самостоятельно, и оценить риски по дороге в школу я считаю актуальным. И все знания, заключённые  в моём проекте, я донесу до младшего школьника.

Проблема исследовательской работы: Необходимость снижения рисков моей безопасности, если я буду соблюдать правила поведения на улице, соблюдать правила общения с незнакомцами, ПДД, своевременно говорить взрослым о проблемах, которые  застали меня вне дома и актуальность существующей проблемы.

Объектом исследования является всё, что окружает меня от моего дома и до школы — это правила поведения с незнакомцами, дикие стаи собак, шумные компании, движение автотранспорта на дорогах общественного пользования и придомовых территориях. Природные факторы, которые  могут нарушить мою безопасность – это  сильный ветер, гололёд, снег и ледяные глыбы.

Предметом исследования является уличная обстановка, когда я иду в школу.

Цель исследовательской работы: Оценить риски моей безопасности  по дороге в школу и выяснить является ли моя дорога в школу безопасной.

Задачи исследовательской работы:

1. Определить участки пути и провести исследование факторов риска моей безопасности по дороге в школу.

2. Выявить какой участок пути в школу самый опасный.

3. Предоставить фотоотчет моей дороги в школу и доказать актуальность темы в современном обществе.

Гипотеза: Безопасность каждого школьника зависит в большей мере от самого себя, если знать и соблюдать правила поведения на улице, не нарушать правила безопасного движения в школу, вовремя рассказывать родителям о факторах, которые могли быть опасными для меня.

Основные этапы моей работы (методы исследования)

1. Исследовать мой путь в школу.

2. Поделить мой путь на участки.

3. Проанализировать 4 участка моего пути.

4. Оценить риски моей безопасности.

Основная часть

  1. Статистические данные происшествий с детьми

Рассмотрю основные риски, которые могут повлиять на мою безопасность. Приведу статистику происшествий с детьми. Источником статистической деятельности является изученная информация в интернете.

По телевизору слышу о пропаже детей. Меня это пугает, и я никому не желаю такой ситуации. В России пропало более 40 тысяч детей за 2023г. Это дети разных возрастов, полов и социальных групп. В большинстве случаев пропавшие дети — это подростки в возрасте от 10 до 17 лет. Также выявлено, что большинство детей пропало именно в период учебного года.

Профилактическими мерами во избежание пропажи детей могут быть:

 1. Образование родителей и детей, их обучение навыкам безопасности на улице и в общественных местах, а также, что делать, если дети потеряются.

 2. Организация правильной работы детских учреждений: Детские сады, школы и другие учреждения должны создавать максимально безопасные условия для детей. Принимать меры, чтобы дети не могли уйти без наличия соответствующих документов или разрешения родителей, как у нас в школе.

 3. Своевременное информирование общественности: Необходимо быстро информировать общественность о случаях пропажи детей, чтобы как можно больше людей помогло в поиске. Для этого нужно создавать специальные информационные ресурсы и активно использовать социальные сети.

4. Создание базы данных пропавших детей: Важно создать единую базу данных пропавших детей, куда можно будет внести все данные о ребенке. Это позволит вести более эффективный поиск и координацию действий правоохранительных органов по всей России.

Также  в России за 2023 год зарегистрировано в среднем порядка 360 тысяч случаев обращений по поводу укусов, нападений животных, что составляет 243 человека на 100 тысяч населения, в том числе дети.

Опасным фактором в зимнее время является падение сосулек и ледяных глыб с крыш и козырьков зданий. По России за 2023 год травмы разной степени тяжести от падения сосулек получил 21 ребенок.

За 2022 год в результате ДТП в России погибло более 480 детей. По сравнению с 2010–2011 годами показатель снизился почти вдвое.  Однако ситуация неудовлетворительная и необходимо каждому школьнику по пути в учебное заведение  соблюдать «Безопасность дорожного движения» и оценивать риски на своём пути.

Риски безопасности можно снизить, если соблюдать правила поведения на улице: не общаться с незнакомыми людьми, обращать внимание на уличные ситуации, знать и соблюдать ПДД, обходить опасные участки более безопасной дорогой.

2. Моя дорога в школу и исследуемые на ней риски

Свою дорогу от дома до школы я поделил на участки, где каждый участок смогу исследовать самостоятельно и дать оценку риска своей безопасности. Всего обследуемых участков по моему пути в школу будет четыре.

Оценка риска заключается в определении вероятности нанесения в ближайшем будущем серьёзного вреда здоровью.

Мой участок № N. Описание маршрута участка с фотографиями (к примеру). В данном описании для пояснения по теме следует полностью раскрыть все подробности перемещения, для того, чтобы члены комиссии убедились в актуальности данного исследования. Именно эти материалы и являются теми самыми вариативными факторами, которые можно предугадать, но нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью.

3. Основы оценки рисков

Для оценки рисков я использовал материалы своей исследовательской работы.

Основой для составления сводной таблицы, или матрицы рисков, послужили знания по технике безопасности в моей повседневной жизни, в том числе, информация, полученная мною от родителей, в моменты моего обучения безопасного нахождения на улице и в общественных местах.

Классической теорией оценки рисков я использовал треугольник безопасности Герберта Генриха.

В треугольнике Генриха определено основное значение рисков:

  1. Риск недопустимый – необходимо немедленно прекратить движение или принять срочные меры для безопасности.
  2. Риск приемлемый – двигаться можно, но необходимо что-то ещё предпринять для своей безопасности.
  3. Риск допустимый – двигаться можно, соблюдая существующие правила безопасности.

Риск недопустимый – это появление агрессивных собак, проезд автомобиля на красный свет, выход незнакомца мне на встречу на узкой дороге в отсутствии других людей поблизости и его обращение ко мне с просьбой следовать за ним или предложением чего-либо. В качестве мер безопасности можно использовать громкий крик, свисток, электронный звуковой сигнал, или движение в сторону ближе к возможному нахождению людей с просьбой помощи.

Риск приемлемый – появление в моей стороне собак или незнакомцев с намерением подойти ко мне, находящихся дальше, чем взрослые люди, которые могут прийти мне на помощь. Вероятность проезда автомобиля на красный свет при гололёде на дороге, или вероятность его заноса при резком торможении.

В качестве мер безопасности против собак или незнакомцев можно использовать изменение маршрута на более безопасный, ближе к людям, а в отношении автомобиля учитывать погодные условия.

Риск допустимый – появление собак или незнакомцев  на значительном удалении от меня, с условием, что я могу безопасно продолжать движение, или наличие взрослых людей рядом со мной, в пределах моего обращения к ним. Движение автомобилей с соблюдением ПДД.

В качестве мер безопасности я использую полученные знания от родителей по правилам безопасного движения в школу и ПДД, и информирование родителей о ситуации по дороге в школу и обратно.

3.1. Сводная таблица по факторам риска

    УчастокНападение собакВстреча с незнакомцамиДвижение автомашин на придомовых территориях и по дорогеНерегулируемый пешеходный переходРегулируемый пешеходный переходЖелезнодорожный переезд
1Средний рискСредний рискВысокий рискОтсутствует рискОтсутствует рискОтсутствует риск
2Средний рискСредний рискВысокий рискОтсутствует рискВысокий рискВысокий риск
3Низкий рискНизкий рискВысокий рискНизкий рискОтсутствует рискОтсутствует риск
4Низкий рискНизкий рискВысокий рискСредний рискОтсутствует рискОтсутствует риск

Пояснение к таблице.

Высокий риск, средний риск, низкий риск моей безопасности, характеризуются тяжестью последствий от возникновения риска и количества опасных факторов.

(высокий: может сбить автомобиль вплоть до причинения смерти; средний: вероятность получить повреждения не угрожающие жизни; низкий: ничего не угрожает жизни и здоровью при соблюдении правил поведения; отсутствует: опасные факторы отсутствуют)
3.2. Оценка опасных участков

Все «Высокие риски» связаны с вероятностью получения повреждений не совместимых с жизнью или тяжелыми увечьями.

Движение автомашин и регулируемый пешеходный переход.

Количество проезжающих автомобилей увеличено с утра и до окончания школьных уроков. Усложняется данный фактор ещё в период полярной ночи, а также при обильном снегопаде, что создаёт на дорогах и во дворах плохое сцепление колёс и колею.

В последнее время мною отмечено намеренное значительное количество проездов автомобилей на запрещающий сигнал светофора.

Железнодорожный переезд.

Включение запрещающего сигнала светофора может быть несвоевременным. Т.е. в случае отказа управления светофором, последний не будет выдавать запрещающий сигнал на переход, соответственно, по аналогии с дорожным светофором, переход не будет регулироваться правилами.

Вывод по таблице: Больше всего опасных факторов риска на участке № N.

Исследование моего пути в школу завершилось, я сделал выводы и изложил их в заключительной части моей работы.

4. Карта моей дороги от дома в школу

Заключение

Исследуя мои участки на пути в школу, делаю вывод, что исследовательская работа по теме «Оценка рисков современного школьника. Моя дорога в школу» достигла поставленной цели – я оценил риски моей безопасности по дороге в школу и выявил, что рассмотренные участки имеют факторы риска.

Цель работы была достигнута с помощью решения поставленных задач – провёл самостоятельно исследование, выявил опасные факторы риска и самые опасные участки на моём пути в школу, подтвердил актуальность существующей проблемы.

Проблема исследовательской работы изучена, определены риски и способы их снижения. Гипотеза работы – подтверждена.  

Вывод: Всегда мои знания, соблюдение правил поведения на улице и знания ПДД снизят риски моей безопасности по дороге в школу.

На основании выводов моей исследовательской работы рекомендую:

—  всем своим одноклассникам осуществить анализ оценки безопасности своей дороги в школу;

— вместе с родителями изучить правила поведения с незнакомцами, как обезопасить себя при встрече с дикими собаками, как обходить сосульки на зданиях, сугробы по пути в школу и повторить ПДД.

Исследовательская работа научила меня анализировать, наблюдать и делать выводы относительно моей безопасности и принимать верные решения.


Список использованной литературы:

  1. Перечисление в соответствии с требованиями.

Оставить ответ