Анализ стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…»
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» было написано А.А. Блоком в 1905 году, в период первой русской революции, назревавшей Гражданской войны. Также исследователи связывают это произведение с событиями русско-японской войны, с Цусимским сражением.
Стихотворение построено по принципу антитезы. Прекрасное пение, девушка в белом платье, напоминающая ши ела, красота, покой и умиротворенность храма — вес это противопоставлено грубой действительности, ужасам и жестокости времени войн и революций.
Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Это прекрасная картина, увиденная поэтом в храме:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Пение девушки становится здесь ее молитвой о всех тех, кому сейчас трудно. Мотив ушедшего в море корабля предполагает и возвращение его домой. Корабль у Блока — это символ обновления, надежды. Исследователи отмечали, что образ поющей девушки переходит в стихотворении в образ ноющего голоса, «летящего в купол», а затем — в образ поющего платья: «белое платье пело в луче».
Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей. Это прекрасное пение вселяет в душу надежду, веру в будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы.
Церковный мрак символизирует мрак жизни.
И мрак этот постепенно рассеивается под воздействием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на белом плече девушки, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь.
Вторая часть произведения — это четвертая строфа.
Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту, музыку, песню — и реальную жизнь. Образ плачущего ребенка, «Причастного Тайнам», возвращает нас к жестокой реальности. Здесь поэт развертывает библейский фразеологизм: «Устами младенца глаголет истина». И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю:
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко у Царских Врат,
Причастный Тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Стихотворение написано дольником. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («в тихой заводи»), анафору (в каждой строфе), метафору («голос, летящий в купол»). Музыкальность, напевность этого произведения создастся с помощью многочисленных анафор, ассонансов («Девушка пела в церковном хоре»), синтаксического параллелизма («И голос был сладок, и луч был тонок…»).
Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций.
Написал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту. Каждое свое публичное выступление он заканчивал чтением именно этого стихотворения.