Анализ стихотворения «Незнакомка» А.А. Блок. Восприятие, толкование, оценка

Анализ стихотворения «Незнакомка» А.А. Блок. Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Незнакомка»

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Незнакомка» было написано Блоком 24 апреля 1906 г. в Озерках. Оно вошло в цикл «Город». Это был очень сложный, трудный период в жизни поэта: трагическое дыхание эпохи ощущалось в его произведениях. Сложности были и в личной жизни: он тяжело переживал роман Любови Дмитриевны с Андреем Белым. Вот в этой атмосфере и была создана «Незнакомка».

Анализ стихотворения «Незнакомка» А.А. Блок. Восприятие, толкование, оценка

К. Чуковский вспоминал, как Блок впервые прочитал это стихотворение: «Я помню ту ночь, перед самой зарей, когда он впервые прочитал «Незнакомку»…Читал он ее на крыше знаменитой башни Вячеслава Иванова, поэта-символиста, у которого каждую среду собирался для всенощного бдения весь аристократический Петербург.

Из башни был выход на крышу… и Блок, медлительный, внешне спокойный, мо-юдой, загорелый… взобрался на большую железную раму, соединявшую провода телефонов, и по нашей неотступной мольбе уже в третий, в четвертый раз прочитал эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным, трагическим голосом. И мы, впитывая в себя се гениальную звукопись, уже заранее страдали, что сейчас се очарование кончится… В ту пору далекой юности поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».


В этот период изменяется лирический герой Блока. Он переживает крушение прежних иллюзий: «Давно звезда в стакан мой канула». В новом воплощении предстает у поэта и Вечная Женственность, образ Прекрасной Дамы. Теперь она является то в ресторанах, то в «неосвещенных воротах», оказывается падшей звездой:

Поверь, мы оба небо знали:

Звездой кровавой ты текла,

Я измерял твой путь в печали,

Когда ты падать начала.


(«Твое лицо бледней, чем было…»)


Вот как писал об этом сам Блок: «Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим «анатомическим театром», или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами… <…> Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством… Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец-то то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо. Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено» («О современном состоянии русского символизма»).


Жанр этого произведения — рассказ в стихах. Некоторые исследователи называют это стихотворение балладой, учитывая наличие сюжета и элемент мистицизма.


В основе композиции стихотворения — принцип антитезы. Мечта героя противопоставлена окружающей его обыденности, скучной, пошлой и однообразной. Подчеркнуто гротескная картина ее предстает перед нами уже в первой части стихотворения:


По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.


Атмосферой скуки, обыденщины пропитывается у Блока и сама природа: весенний дух становится «тлетворным», воздух пропитывается «переулочной пылью», в небе «бессмысленно кривится» диск луны. Дисгармоничен здесь нс только пейзаж, но и звуковое наполнение этой картины: пьяные окрики, скрип уключин, женский визг и детский плач — все это оскорбляет чувства лирического героя. И он отвергает этот мир:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Здесь развивается мотив опьянения, заданный еще в первой строфе («И правит окриками пьяными…»). Развитие этого мотива наблюдаем в стихотворении и далее: посетители ресторана — «пьяницы с глазами кроликов», Незнакомка идет одна «меж пьяными», опьянение испытывает лирический герой. Однако его опьянение — это погружение в мир иллюзий, мечты, это способность безраздельно отдаваться чувствам:

И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

Вторая часть стихотворения посвящена образу Незнакомки, задастся этот мотив неясным видением лирического героя:

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

Далее образ этот приобретает четкие, реальные очертания благодаря отдельным деталям: «упругие шелка», «темная вуаль», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука». Вместе с тем в образе Незнакомки есть что-то загадочное, непостижимое, мистическое: в дыхании се смешан запах духов и туманов, ее упругие шелка «веют древними поверьями». Она возникает из страны грез:

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Исследователи отмечали, что антитеза присутствует и в стиле стихотворения. Так, в «Незнакомке» есть повествовательное и описательное начало, определенный сюжет, последовательность в развертывании картин. Как мы уже отмечали ранее, это стихотворный рассказ, достаточно конкретный и тщательно выписанный. Вместе с тем это и отражение мимолетного впечатления лирического героя, игра его воображения. Это одно мгновение жизни, запечатленное на бумаге. И в этом плане Блок приближается к импрессионистам.

И это особое видение мира подтверждается финалом стихотворения:

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Таким образом, в стихотворении Блока возникает романтический мотив «двоемирия», намекающий на раздвоенность, противоречивость сознания лирического героя. Прекрасная Незнакомка существует в мире обыденности, который он отвергает. Или же она лишь плод воображения героя? Поэт не дает нам ответа на эти вопросы. Все это лишает лирического героя цельности и душевной гармонии, придает его облику трагические черты.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («воздух дик и глух», «влагой терпкой и таинственной»), метафору («Мне чье-то солнце вручено», «И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу»), анафору («И шляпа с траурными перьями. И в кольцах узкая рука»). На фонетическом уровне находим аллитерацию («По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух») и ассонанс («Дыша духами и туманами»).

Оставить ответ