Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Сюжетно-композиционные особенности романа.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Сюжетно-композиционные особенности романа


Сюжетно-композиционные особенности романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» отличается стройной, четкой и продуманной композицией. Во-первых, стоит отметить ее симметричность, о чем писал еще Д. Благой. Основные сюжетные ситуации в романс как будто отражены в зеркале.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Сюжетно-композиционные особенности романа.

Попробуем проследить это, проанализировав текст произведения. В «Евгении Онегине» два главных героя, которые поставлены в сходные ситуации: Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Каждый из героев имеет свой «собственный сюжет», со всеми компонентами его — экспозицией, завязкой, развитием действия и т. д. Причем компоненты двух сюжетов во многом полярны по своему смыслу и содержанию.

Так, экспозиция в сюжете Татьяны — рассказ о ее семье, о детстве, характере и образе жизни. Рассказывая о родителях героини, поэт разом вводит нас в неспешный, по-русски размеренный ритм тихой уездной жизни:

Они хранит в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод…

Здесь же Пушкин раскрывает нам внутренний мир героини, подчеркивая оригинальность Татьяны, ее непохожесть на окружающих.

Картины детства и юности Онегина представляют собой экспозицию в сюжете героя. И все детали детства Евгения явно противопоставлены тому, что составляет воспоминания Татьяны о детстве. Его воспитывает француз-гувернер, ее — «Филипьевна седая», старая няня, русская крестьянка.

Француз-гувернер прививает русскому мальчику любовь к западной культуре — девочка же неосознанно тянется к культуре русской, которая началась для нее с русских сказок, рассказов няни в долгие зимние вечера. Его водят гулять в Летний сад, для нее же местом прогулок становятся бескрайние просторы деревенской природы — поля, холмы и рощи. Да и сам ритм петербургской жизни противостоит деревенской тишине:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтинка спешит.

Под ней снег утренний хрустит.

Характерно, что если в «экспозиции Татьяны» Пушкин подчеркивает ее оригинальность, непохожесть на окружающих, то в «экспозиции Онегина», напротив, подчеркнута его типичность. Он обычный светский повеса, ловкий и любезный молодой человек, живущий в полной гармонии с окружающими.

Завязка в сюжете Татьяны — се знакомство с Онегиным (любовь героини зародилась в момент знакомства):

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.

Завязкой в сюжете Онегина является встреча его с Татьяной в Петербурге:

«Ужели, — думает Евгений, —

Ужель она? Но точно… Нет…

Как! из глуши степных селений…»

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил смутно

Ему забытые черты.

Если появление Евгения в деревне сопровождается неким ореолом, можно сказать, что вокруг имени его поднимается шум, то первенство Татьяны в светском обществе Петербурга принято негласно, поведение ее вызывает молчаливое одобрение. Вокруг ее имени нет шума, сплетен, нелепых догадок, «все тихо, просто было в ней».

Развитие действия в сюжете Татьяны — дальнейшее развитие ее чувства. Здесь звучит мотив юности, первой любви, надежды, однако любовь героини пока замкнута в сферу ее интеллектуальных интересов: «Воображаясь героиней своих излюбленных творцов», Татьяна присваивает себе «чужой восторг», «чужую грусть».

Развитие действия во втором сюжете — развитие чувств героя (любовь Онегина зародилась в момент знакомства, хотя он и не осознал этого):

Сомненья нет: увы! Евгений

В Татьяну как дитя влюблен;

В тоске любовных помышлений

И день и ночь проводит он.

В сюжете Татьяны развитием действия являлась первая любовь юной девушки. Здесь же, скорее, речь идет о последней любви зрелого мужчины. Там была надежда, здесь — безнадежность (о которой догадывается читатель).

В первом сюжете любовь проявляется «по-книжному», во втором — любовь свободна от литературного влияния.

Полюбив Онегина, Татьяна решает признаться в своих чувствах и пишет ему письмо — «души доверчивой признанья». Это кульминация первого сюжета. В этом послании раскрывается внутренний мир героини — ее вера в Провидение. И одновременно здесь звучит мотив покорности судьбе:

Быть может, это все пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное…

Онегин тоже пишет Татьяне «страстное посланье» (как и в первом сюжете, письмо является кульминацией). И главный герой этого письма — он сам.

Если в письме Татьяны основной акцент был сделан на личности ее избранника, то в письме Онегина доминирует собственно-личностное восприятие. Он пишет о себе, о своих чувствах. Как и в письме Татьяны, здесь возникает мотив покорности судьбе, однако мотив этот ощутим лишь в словах героя: «Все решено: я в вашей воле, И предаюсь моей судьбе».

В действиях же Онегина все то же неуважение к настоящему положению вещей, «бунт», желание «перекроить все» по своему разумению.

Развязкой первого сюжета является объяснение героев в саду, снисходительная «проповедь» Онегина. Герой рассматривает возникшую ситуацию банально: для него «не новость  смиренной девочки любовь».

За уверенными интонациями Онегина стоит гордыня: он и мысли не допускает о том, что ему улыбнулось счастье.

Развязка второго сюжета — объяснение героев в Петергбурге. Онегин встречается с Татьяной и выслушиваел ее «урок». И в словах героини (в противоположность первой развязке) звучит смирение. Татьяна вышла замуж — судьба ее решена, и она не считает себя вправе что-либо менять в ней.

Пушкин заканчивает роман внезапно: Онегин, пораженный суровостью и непреклонностью Татьяны, остается растерянным и страдающим (как и Татьяна в начале романа).

Мы можем только гадать, что будет с героем далее. Как отмечает Д. Благой, «в последней главе «Евгения Онегина» заключается как бы два слитых воедино конца: конец всего произведения и конец романа Евгения и Татьяны, начавшегося в третьей главе…».

«Водоразделом» между любовными историями героев в романе является дуэль, которая заканчивается смертью Ленского. Смерть Ленского — переломный момент в содержании романа, в духовном развитии Онегина.

Именно это событие в значительной степени создает в романе симметричность любовных сюжетов.

При этом начинается и заканчивается действие в Петербурге, т. е. мы можем говорить о кольцевой композиции.

Также очень важен «открытый» финал романа, который Белинский связывал с не сложившейся жизнью героя («силы без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца»).

Исследователи отмечали антитетичность образов в романе: скептик Онегин противопоставлен поэту-романтику Ленскому, глубокая, мечтательная натура Татьяны контрастна по отношению к поверхностному, примитивному характеру Ольги.

Следует также подчеркнуть параллелизм определенных сюжетных ситуаций романа. Любовь Татьяны не находит отклика в душе Онегина, поэтому счастье героев невозможно.

Точно так же не имеет счастливого финала роман Ленского и Ольги: юный поэт погибает на дуэли. Свадьбе Ольге с уланом соответствует брак Татьяны с генералом, письмо героини к Онегину дублируется элегией Ленского, обращенной к Ольге. Образы чудовищ из сна Татьяны перекликаются с описанием гостей на именинах в доме Лариных.

Исследователи отмечали, что Пушкин в своем романе отказывается от традиционных сюжетных ходов (счастливая любовь), оставляя у читателя ощущение непредсказуемости событий.

Так, С.Г. Бочаров заметил, что композиционное развертывание романа происходит благодаря рассмотрению двух вариантов какой-либо возникающей ситуации, падающих направо и налево от основной сюжетно-композиционной оси.

Так, Пушкин рассматривает два возможных варианта судьбы Ленского, Онегин представляется Татьяне «ангелом» или «демоном» и т. д.

Характерно, что, кроме героев, в романе есть еще один персонаж — сам автор. Автор является не просто свидетелем всех происходящих событий, он живо и непосредственно реагирует на них: сочувствует героям в трудную минуту, защищает их от сурового суда читателя, делится собственным жизненным опытом.

В авторских отступлениях поэт рассуждает о литературе и театре, о дружбе и любви, о женщинах, о парадоксальности человеческой души, о прихотливости желаний.

Лирические отступления в романе «исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты, личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною» (В.Г. Белинский).

Именно образ автора, касающегося в лирических отступлениях, казалось бы, всех явлений и предметов «современной действительной жизни», во многом определяет энциклопедизм романа.

Именно образ автора создает в романе пересечение сюжетного и реального времени. Вымышленные герои встречаются у Пушкина с реальными людьми (Онегин сравнивается с Чаадаевым, герой проводит время в обществе автора и Каверина. Татьяну на балу развлекает Вяземский, автор бережет письмо Татьяны).

В романе присутствуют композиционные вставки: письма героев, песня девушек, сон Татьяны. Сон Татьяны наиболее важен с точки зрения композиции. Эта сцена не только погружает читателя в духовную жизнь героини, но и является композиционным предварением будущих событий — гибели Ленского, именин в доме Лариных.

Рассуждая о влиянии «Евгения Онегина» на нравы современного общества, Белинский назвал роман «актом сознания для русского общества… великим шагом вперед для него». Идейной глубине произведения полностью соответствует и его композиционное совершенство.

Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» А.С.Пушкин. Восприятие, толкование, оценка

Оставить ответ