Стихотворения С.А.Есенина. Восприятие, толкование, оценка. АНализ стихотворений С.А.Есенина

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было написано С.А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведения — тема Родины. Мы можем отнести его к пейзажной и патриотической лирике с элементом философского осмысления собственного существования.

Композиционно в стихотворении мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж:

Стихотворения С.А.Есенина. Восприятие, толкование, оценка. Анализ стихотворений С.А.Есенина

Край любимый!
Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, образ его проясняется в глазах читателя. Это юноша, тихий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню:

С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Поэт здесь использует прием олицетворения: ивы — «кроткие монашки» «вызванивают в четки», болото «курит облаком».

Вторая часть — это мысль героя о преходящем земном счастье. Она присутствует в последней строфе:

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Первые две строчки являются пограничными. Они словно подводят итог картинам скромной и прекрасной природы и умиротворенным чувствам лирического героя. И небольшим диссонансом звучат здесь последние строчки, представляющие собой вторую часть стихотворения.

Стихотворение стоит в ряду лучших произведений Есенина о русской природе и родине — стихотворений «Сыплет черемуха снегом…», «В том краю, где желтая крапива…», («Я снова здесь, в семье родной…», «О красном вечере задумалась дорога…».

Стихотворение «Запели тесаные дроги…» Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Запели тесаные дроги…» было написано С.А. Есениным в 1916 году. Основная тема его — тема Родины. В нем присутствуют элементы русского пейзажа. Мы можем отнести произведение к пейзажной и патриотической лирике.
Открывается стихотворение мотивом дороги. И здесь невольно вспоминаются лермонтовские строчки:

Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.

Также вспоминаем мы здесь и Н.В. Гоголя, его Русь-тройку, безудержно летящую вперед, и А. Блока, его «три с тертые шлеи», «спицы расписные», «расхлябанные колеи». В первой и второй строфах даны характерные детали русского пейзажа и русской жизни: «равнины и кусты», «часовни на дороге», поминальные кресты, колокольни.

В третьей строфе все эти детали сливаются в единый образ России, бесконечно родной для лирического героя. И он признается в своей любви к ней:

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Поэт использует здесь свою любимую цветовую палитру — малиновый, синий цвет. «Синь, упавшая в реку» — воплощение небесного идеала. Россия для лирического героя не просто дорога, но и свята. Он осознает при этом всю драматичность, трудность ее судьбы, но готов разделить с ней ее участь:

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.

Этот же мотив жертвы, терпения, готовности нести героем свой крест звучит и в последней строфе:

И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

Тот же самый мотив «креста», жертвы звучит в стихотворении А. Блока «Россия», А. Ахматовой «Мне голос был. |Он звал утешно…», М. Цветаевой «Родина».

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («теплой грустью», «холодной скорби»), метафору («синь, упавшая в реку»), анафору («И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном»).

В. Корнилов однажды заметил, что «городскому человеку никогда так глубоко не ощутить русскую природу, тоску ее полей. Все это Есенин выразил как никто до него и после него». Это высказывание справедливо и по отношению к данному стихотворению.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано С.А. Есениным в 1921 году. Жанр его — элегия, стихотворение относится к философской лирике.

Композиционно произведение построено на основе антитезы. Юность лирического героя противопоставлена зрелому возрасту, возрасту «осени». Эта тема быстротечности жизни развертывается в стихотворении постепенно, набирая обороты в каждой строфе.

Вначале лирический герой отмечает, как быстротечно время, он словно бы фиксирует свой возраст:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Затем он обращается к «сердцу», к «духу бродяжьему», отмечая охлаждение чувств, скупость желаний. В голосе лирического героя звучит душевная усталость, тоскливые ноты. Чувства его подчеркнуты многократными отрицаниями (тройным отрицанием в первой строфе и двумя отрицаниями далее). Обращение к своей «утраченной свежести» и к жизни является в стихотворении кульминационным в развертывании темы быстротечности времени:

О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Этот образ розового коня символизирует у поэта юность, ее мечты и идеалы, нежность души. Одновременно лирический герой здесь осознает приметы иллюзорности жизни в целом.

Последняя строфа завершает развитие мотива и является своеобразной развязкой, окрашивая все произведение совершенно иной интонацией:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Здесь уже нет отрицания, но присутствует утверждение, утверждение разумности жизни, времени и природы. Таким образом, антитетичность присутствует в каждой строфе стихотворения. Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовых «листьев медь») создают у Есенина кольцевую композицию.

Стихотворение написано пятистопным хореем, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («с белых яблонь дым», «гулкой ранью», «на розовом коне»), метафоры («сердце, тронутое холодком», «расшевеливаешь пламень уст»), сравнение («Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне»), инверсию («с белых яблонь дым»), риторический вопрос («Жизнь моя? иль ты приснилась мне?»), аллитерацию («Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст»), ассонанс («Проскакал на розовом коне»).

Стихотворение «Отговорила роща золотая…» Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Отговорила роша золотая…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Основная тема произведения — прощание поэта с юностью. Стихотворение относится к пейзажной и философской лирике, жанр — элегия. Жизнь человека здесь уподобляется жизни природы.

Лирический герой осознает, что юность ушла безвозвратно, что впереди — «возраст осени». И он грустит о ней, о прошедшем «веселом лете»:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Эта грусть в душе лирического героя порождена осознанием быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь человеческая очень коротка, мгновенна. Здесь возникает мотив противостояния вечной природы и человеческого бытия:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.

Наиболее остро в русской поэзии этот мотив звучит у Тютчева:

За годом год, за веком век…
Что ж негодует человек,
Сей злак земной!..
Он быстро, быстро вянет — так,
Но с новым летом новый злак
И лист иной!
(«Сижу задумчив и один…»)

Тютчев не находил для себя разрешения этого конфликта, мироощущение его было пронизано извечным трагизмом бренности человеческого бытия. Равнодушная природа вселяла ужас, тоску, страх в сознание его лирического героя. У Есенина же мотив этот не получает дальнейшего развития.

Внимание наше концентрируется на чувствах лирического героя. Он вспоминает о юности, и в интонациях его звучат тоскливые ноты. Это подчеркнуто многочисленными отрицаниями: «Но ничего в прошедшем мне не жаль», «Не жаль мне лет, растраченных напрасно», «Не жаль души сиреневую цветь», «Но никого не может он согреть», «Не обгорят рябиновые кисти», «От желтизны не пропадет трава».

Эмоции лирического героя переданы в его мыслях, грустных словах, которые, по его мнению, никому не нужны:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И когда это чувство безысходности достигает в стихотворении кульминации, поэт внезапно снимает его в последней строфе:

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Интонации вопроса, ответа, воспоминаний сменяются у героя интонацией обращения. Поэт признает разумность законов природы и человеческой жизни.
Стихотворение написано пятистопным ямбом.

Есенин использует различные средства художественной выразительности: эпитет («роща золотая», «березовым, веселым языком»), вопросно-ответную форму стиха («Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), развернутое сравнение («Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова»).

Произведение характерно для лирики Есенина. Печаль по уходящей юности пронизывает многие его стихи — «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Эта улица мне знакома…», «Этой грусти теперь не рассыпать…». Однако здесь мы видим примирение героя и с природой, и с жизнью.

Стихотворение «Клен ты мой опавший…» Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано в 1925 году (согласно версиям исследователей). Оно завораживает нас глубочайшим лиризмом, исповедальными, грустными интонациями, искренностью чувств. Создается впечатление, что лирический герой делится с нами самым сокровенным. Разговорные интонации переданы соответствующей лексикой, поэт использует просторечия («чтой-то», «нынче», «одуревши в доску»). За природными образами угадываются размышления о жизни. Мы наблюдаем здесь полное взаимопроникновение человеческого и природного миров. Обращаясь к клену, поэт использует прием олицетворения:

Или что увидел?
Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

И наоборот, лирический герой сравнивает себя с кленом, но только «не опавшим, а вовсю зеленым». Этот образ зеленого клена, воспоминания о теплом лете воплощают мечту героя о той гармонии, которой нет в жизни.

Стихотворение написано шестистопным хореем, поэт использует двусложную рифму с ударением на первом слоге. Музыкальность и эмоциональная выразительность стихотворения обусловлены использованием средств художественной выразительности: эпитетов («клен заледенелый», «под метелью белой»), сравнений («как жену чужую, обнимал березку»), инверсий («сам себе казался я таким же кленом»), аллитераций («там вон встретил вербу»), ассонансов («Утонул в сугробе, приморозил ногу»).

Произведение связано с традициями фольклора. На эти стихи создан прекрасный романс, музыка к которому была написана неизвестным I композитором. Также музыку к нему писали Д.С. Васильев-Буглай, А.Н. Покровский, В.Н. Липатов.

В чем своеобразие поэтической манеры С. Есенина? Цветопись и образность в лирике поэта

В своих ранних стихотворениях поэт тяготеет к народно-песенному стилю, усвоенному им, однако, через литературную традицию — поэзию Некрасова, Суркова Кольцова. Есенин использует песенно-частушечные размеры (хорей, трехдольник, малостопный ямб), простые и точные рифмы, соблюдает четкую строфичность: «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. Выходи встречать к околице, красотка, жениха» («Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…», 1912). В зрелой лирике поэт опирается на традиции городского романса, тяготеет к ямбам, опираясь на пушкинские традиции.

Лирический герой Есенина выступает в различных обличьях. Порой в нем присутствуют автобиографические черты, в ранней лирике — это юный деревенский парень, человек чистой, девственной души, в поздней — хулиган, человек, уставший от жизни. Но искренность, исповедальность лирики неизменно сохраняется на протяжении всего творчества поэта.

В поэзии Есенина устойчивая цветовая гамма. Любимые цвета его — голубой, синий, белый, розовый и золотой, зеленый. Синий, небесный цвет, традиционно ассоциирующийся в художественном мире с образом Богородицы становится главным в цветовой палитре поэта: «Только синь сосет глаза», «низкий дом с голубыми ставнями», «Опять передо мною голубое поле», «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля», «море, полыхающее голубым огнем», «несказанное, синее, нежное», «время в синих дремах», «заметался пожар голубой», «Май мой синий! Июнь голубой!».

Синий цвет ассоциируется у поэта со счастьем, с Россией, с чем-то вечным и прекрасным: «Синее счастье! Лунные ночи!». Причем цветовая палитра здесь не только создает пейзаж, но и метафорически передает настроение лирического героя: «Васильками сердце светится, горит в нем бирюза».

Часто использует поэт и все оттенки красного цвета: «О Русь, малиновое поле», «в кустах багряных», «с алым соком ягоды на коже», «полей малиновая ширь», «горит костер рябины красной», «проскакал на розовом коне», «уста — вишневый сок», «помыслы розовых дней». Красный цвет часто становится у Есенина символом любви, страсти, горения, революции (образ красного коня).

Встречаются у Есенина и различные оттенки желтого цвета. Он может быть и ржаным, и овсяным, и золотистым, и соломенным, и песочным: «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», «рыжие стога», «золотой Октябрь», «головы моей желтый куст», «желтый тлен». Этот цвет ассоциируется у Есенина с увяданием, осенью, порой зрелости в человеческой жизни: «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым».

Кроме того, золотой и серебряный цвета передают у Есенина необычность природы, особое восторженное, благоговейное отношение к ней поэта: «И горят снежинки в золотом огне», «златое затишье», «листва золотая», «в лучах золотых». С помощью этого цвета поэт создает необычные, образные метафоры: «Сердце станет глыбой золотою».

В поэзии Есенина присутствует и черно-белая гамма. Контрастное сочетание черного и белого было характерно для древнерусской литературы. Черный символизировал зло, белый — нежность, чистоту, невинность. Такое же значение этих цветов и в лирике Есенина: «розу белую с черной жабой Я хотел на земле повенчать», «вес пройдет, как с белых яблонь дым», «белый месяц», «Словно белою косынкой Повязалася сосна», «белый перезвон», «дорога черная», «черный человек Спать не дает мне всю ночь», «черная погибель».

Черно-белая цветовая гамма доминирует в зимних пейзажах поэта, в стихотворениях о смерти, несчастьях, загубленной жизни.

Цветовые решения в поэзии Есенина очень разнообразны, он воссоздаст мельчайшие оттенки цветов: «тихо льется с кленов листьев медь», «волос твоих цветом в осень», «глаза, как яхонты, горят». Цветовая гамма поэта многокрасочна, многоцветна, эмоциональна, она способствует передаче настроений и чувств лирического героя.

В своем творчестве Есенин использует цветопись русских икон (синий, красный, золотой и зеленый). Кроме того, поэт мастерски передает свои обонятельные и слуховые ощущения. Краски, запахи и звуки сливаются в его стихах воедино. Статичность образов, покой, тишина и неподвижность в стихотворениях Есенина часто преобладают над динамичностью.

Характерная черта стиля Есенина — это яркая образность, метафоричность. Критик А. Воронский отмечал орнаментальность образов поэта. Поэт использует неожиданные, яркие метафоры, эпитеты, сравнения, оксюмороны, олицетворения: «Заметался пожар голубой», «Холодный яд в душе моей», «Буйство глаз и половодье чувств», «И сердце напилось иной Кровь отрезвляющею брагой», «Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод», «Плачет метель, как цыганская, скрипка», «Был я весь — как запущенный сад», «смешная потеря», «Курит облаком болото», «плачет и смеется песня лиховая».

Для пейзажей Есенина характерен панпсихизм, одушевленность природы, которая у поэта неизменно связана с миром человека. Картины природы у поэта совершенны, они обнажают чувства лирического героя, его взгляд на мир. Сами пейзажи его — исконно русские, близкие сердцу каждого из нас. Именно поэтому стихотворения Есенина дороги многим поколениям читателей.

Оставьте ответ