Певческая капелла находится по адресу г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 20.
Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга — старейшее в России профессиональное музыкальное учреждение.
Датой ее рождения принято считать 12 августа 1476 г., когда указом великого князя Ивана III в Москве был образован Хор государевых певчих дьяков. Певчие постоянно находились при монархе, участвовали в богослужениях, сопровождали песнопениями торжественные приемы и праздники, вместе с венценосцами отправлялись на богомолье и даже на войну.
Первоначально в хоре пели только мужчины, но в конце XV в. с развитием многоголосного пения в его составе появились мальчики.
В 1701 г. Петр I переименовал Хор государевых певчих дьяков в Придворный хор. 2 мая 1703 г. певчие, вызванные из Москвы, принимали участвие в молебне по случаю взятия шведской крепости Ниеншанц, а две недели спустя — в торжественном богослужении, посвященном закладке нового города Петербурга.
И в дальнейшем Придворный хор присутствовал на всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в Северной столице. Его голоса звучали на различных празднествах, ассамблеях, маскарадах, спектаклях Придворного театра.
В правление Елизаветы Петровны, очень любившей слушать пение «придворной капелии», штат хора уже насчитывал 100 человек — 48 взрослых и 52 мало летних певчих. В 1763 г. указом Екатерины II он был переименован в Императорскую придворную певческую капеллу.
Первым директором заведения стал певец М. Ф. Полторацкий.
Затем в течение нескольких десятилетий капеллой руководили итальянские композиторы Дж. Сарти и Б. Галуппи, при поддержке которых молодые русские музыканты овладевали мастерством европейской музыкальной школы.
В 1796 г. пост директора занял композитор Д. С. Бортнянский. В то время жилье для певчих арендовали на набережной Адмиралтейского канала, а репетиции проводились в Зимнем дворце. Регулярные длительные переходы по улицам в любую погоду — будь то промозглая петербургская осень или крепкие морозы — пагубно сказывались на состоянии здоровья певчих, особенно детей.
В 1808 г. по инициативе Дмитрия Степановича для капеллы был приобретен участок на берегу Мойки с двумя домами, двором между ними и большим садом. Местность к тому времени уже обладала богатой историей.
В 1720-е гг. она принадлежала вице-адмиралу М. И. Змаевичу, затем английскому купцу Дж. Гарднеру. В правление Анны Иоанновны эта территория перешла лейб-медику X. М. Паульсену, для которого здесь построили двухэтажный деревянный загородный дом, разбили большой сад и аптекарский огород.
В 1773 г. вдова и сын Паульсена продали усадьбу архитектору Ю. М. Фельтену, который возвел здесь трехэтажный каменный особняк с флигелями, обрамляющими парадный двор — курдонер. Зодчий жил здесь с семьей до 1784 г., пока, став директором Академии художеств, не переехал в казенную квартиру. Затем усадьба сменила еще несколько хозяев, после чего и была выкуплена в казну.
В 1810 г. после необходимого ремонта, выполненного по проекту архитектора Л. Руска, певчие переехали на набережную Мойки.
Однако строения бывшей усадьбы, конечно, не предназначались для размещения множества людей и работы большого концертного заведения. Жилых и подсобных помещений не хватало, и, по словам нового директора капеллы Ф. П. Львова, здесь «не было даже подходящего место для пения».
Вместе с тем но плане Петербурга 1828 г. все эти здания уже обозначены как Певческие корпуса.
Заняться реконструкцией зданий для капеллы поручили Л. И. Шарлеманю. Зодчий представил два варианта, один из которых и был утвержден. Проект предусматривал переделку всей усадьбы с сохранением стоявших на берегу реки флигелей. К ним предполагалось пристроить длинные корпуса, уходящие вглубь участка.
В результате получался проезд от набережной Мойки до Большой Конюшенной улицы.
Однако в проект не входило самое главное — зал для пения, и в 1830 г. Львов подал прошение в Министерство Императорского двора о его пристройке. После положительного ответа Шарлемань (добавил к главному зданию трехэтажный корпус, на втором и третьем этажах которого разместил концертный зал.
В 1834 г. по проекту П. Л. Виллерса были надстроены жилые корпуса на набережной Мойки.
Этот же зодчий переделал парадные ворота капеллы.
Через несколько лет по проекту инженера Е. А. Адама около здания соорудили однопролетный чугунный мост через Мойку, украшенный литыми ажурными решетками. Торжественное открытие моста, названного Певческим, состоялось 24 ноября 1840 г.
Первым по нему проехал экипаж с императором Николаем I.
На протяжении XIX в. здания капеллы надстраивали еще трижды, почти все они стали трехэтажными. И все же к концу столетия помещений по-прежнему катастрофически не хватало.
К тому времени Певческая капелла не только осуществляла свою первоначальную функцию — службу при императорском дворе, но и вела собственную концертную деятельность.
В 1846 г. здесь были организованы регентские классы, где готовили руководителей церковных хоров, в 1858 г. начали работать инструментальные классы.
В 1883 г. было решено вновь реконструировать комплекс зданий капеллы. Разработку проекта поручили гражданскому инженеру Н. В. Султанову. Но его предложение практически свелось лишь к очередной надстройке корпусов до четырех этажей. Этот вариант отклонили, а за основу в итоге взяли проект Л. Н. Бенуа.
При создании нового ансамбля зодчий сохранил П-образный фасад главного здания и использовал все возможные элементы существовавших построек.
Части фельтеновской усадьбы были разобраны до перекрытий первого этажа и переделаны по новому проекту, трехэтажный корпус Шарлеманя с концертным залом оставили без изменений, к нему пристроили Царский павильон.
На новых фундаментах возвели школьные флигели и корпуса для регентских классов.
Все здания комплекса композиционно связал единый рисунок фасада. Архитектор также переделал ограду со стороны Мойки, заново изготовив решетку ворот, но при этом сохранив ее прежний узор, созданный Виллерсом. Кроме того, по эскизам Бенуа были выполнены интерьеры комплекса и даже заказана мебель.
Все работы по перестройке закончились в 1889 г. Новый концертный зал считался одним из лучших в Европе в плане акустики.
Однако уже через пять лет в нем из-за неисправности дымохода случился пожар. После этого в капелле ликвидировали все печи и провели центральное отопление.
К концу веко Императорская придворная певческая капелла окончательно сложилась как уникальный творческий и образовательный музыкальный центр, где процесс обучения и воспитания молодых музыкантов органично сочетался с концертно-исполнительской деятельностью.
Еще с 1884 г. занятия здесь проходили по программе консерватории, с выдачей выпускникам документов, подтверждающих высшее музыкальное образование.
С приходом новых властей Придворная капелла стала государственной, а ее структура подверглась коренной реорганизации.
Так, были ликвидированы регентские классы и школа, где мальчиков обучали театральному мастерству. Теперь концерты давались в основном на рабочих, студенческих и военных площадках, а на сцену капеллы стал выходить не только собственный хор, но и другие коллективы.
В 1920 г. в хоре капеллы наряду с мужскими зазвучали и женские голоса.
Изменения коснулись даже интерьеров заведения. Под влиянием государственного режима стоявшие на специальных постаментах бюсты бывших директоров капеллы Бортнянского и Львова, выполненные скульптором А. Л. Обером, сменились бюстами Маркса и Ленина.
В годы советской власти капелла многократно подвергалась перестройкам и перепланировкам — например, регентский корпус был реконструирован под квартиры.
В 1928 г. в концертном зале капеллы установили орган, перевезенный сюда из Голландской реформатской церкви на проспекте Двадцать Пятого Октября (Невском).
С началом Великой Отечественной войны часть артистов ушла на фронт. Основной состав и хоровая школа были эвакуированы в Кировскую область. Оставшиеся в Ленинграде выступали с концертами в воинских частях, госпиталях, на фабриках и заводах.
Комплекс зданий сильно пострадал от бомбежек и артобстрелов, Царский павильон был расколот надвое прямым попаданием неразорвавшейся немецкой бомбы.
После завершения войны начали устранять повреждения, на месте разобранного Царского павильона разбили газон.
В 1946 г. при капелле открылось Хоровое училище. В 1954 г. к 150-летнему юбилею М. И. Глинки капелле и училищу было присвоено имя этого выдающегося композитора.
В 2000 г. в рамках проекта «Дворы капеллы», связанного с благоустройством пешеходной зоны, был восстановлен Царский павильон. Пять лет спустя после реставрации открылся концертный зал. В 2012 г. свои места вновь заняли воссозданные бюсты Бортнянского и Львова.
Сегодня некоторые здания комплекса, признанного памятником архитектуры, уже используются не по назначению: в них располагаются рестораны, гостиница, выставочная галерея и элитное жилье.
Мариинский театр история создания