В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется совместной работе педагога и воспитанников, то есть совместной образовательной деятельности. Вместе с тем важным фактором является поддержка инициативы детей и стимулирование самостоятельности.
Именно развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, направленного на воспитание всесторонне развитой личности.
Как научить ребенка к навыкам самообслуживания? Формирование навыков самообслуживания — это тоже о самостоятельности. Самостоятельность — личностное качество, подразумевающее инициативность, независимость, адекватную самооценку и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки.
Каким образом планируется самостоятельная деятельность в детском саду? Педагоги, учитывая возрастные и индивидуальные особенности своих подопечных, их интересы и пожелания, а также планирование совместной деятельности, формируют пространство группы таким образом, чтобы для каждого ребенка были доступны все зоны активности.
Зоны активности или развивающие центры бывают очень разнообразными, вот основные из них: зона двигательной активности (уголок спорта), музыкально-театральный центр (музыкальные инструменты, театральные принадлежности, уголок ряженья — костюмы разных героев, а также разных профессий, элементы сюжетно-ролевых игр), уголок природы, книжный уголок (библиотека), место для уединения (например, домик), игровой центр «Жилая комната», «Больница», «Салон красоты», уголок экспериментирования и многое другое.
В начале года педагоги рассказывают о каждом центре, показывают варианты игры, а далее дети под наблюдением взрослых действуют самостоятельно. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, проявляют фантазию и развивают воображение.
Умения, качества и навыки, которые ребенок приобретает в самостоятельной деятельности, очень важны, это:
- развитие социально-эмоциональной сферы, особенно волевых качеств;
- развитие процессов саморегуляции;
- переключаемость внимания;
- формирование способностей самостоятельно планировать, наблюдать;
- формирование и развитие исследовательской деятельности;
- развитие трудовой занятости.
Именно поэтому необходимо давать возможность детям быть более самостоятельными, что не исключает координации со стороны взрослых.
Что касается организации совместной образовательной деятельности с педагогом, то сейчас нет принуждения к занятиям, как нет и понятия «занятия» (только в подготовительной к школе группе такая форма возможна).
Воспитатели мотивируют детей на занятие, призывают каким-либо действием (игрой). Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они принимают деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
В Федеральном стандарте содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:
в раннем возрасте (1-3 года) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Образовательная деятельность состоит из этапов:
Начальный этап, когда педагог приглашает к деятельности — необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет, присоединяйтесь…»). Воспитатель выступает как равноправный участник отношений.
Непосредственно процесс деятельности, где воспитатель задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
Заключительный этап, когда дети, а точнее, каждый ребенок работает в своем темпе. Дети могут сами решить, когда закончить работу и закончена она или нет.
Мы видим, что важными моментами в организации образовательной деятельности в форме партнерства взрослого с детьми являются:
- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
- открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
Как вы видите, это не урок и не занятие. Это совместная приятная и интересная развивающая игра, и именно такой подход служит залогом успешного обучения.
Как развить в ребенке самостоятельность
Уважаемые родители, вы сможете легко и просто развивать самостоятельность своего ребенка. Вовсе не обязательно иметь при себе какие-либо важные атрибуты или предметы.
Позволяйте ребенку помогать вам в домашних делах.
Поощряйте самостоятельность в уборке его комнаты и всей квартиры.
Предложите ребенку, например, самому придумать план проведения выходного дня. Прислушайтесь к его мнению в подготовке к семейному празднику.
Поощряйте творческую инициативу. Можно просто взять листок, нарисовать круг, спросить у ребенка, на что похож круг. Ребенок ответит: «На бублик, резинку, Луну, Солнце…». Нарисуйте лучик — ребенок нарисует другой. И так рисуем по очереди, и появится чудесная картинка.
Список навыков самообслуживания, которые необходимо сформировать у ребенка, прежде всего, на основании этих навыков родители формируют «Готовность ребенка к детскому саду»:
- Аккуратно и своевременно пользоваться туалетом.
- Аккуратно принимать пищу, пользоваться столовыми приборами.
- Самостоятельно одеваться и раздеваться.
- Чистить зубы, мыть и вытирать руки.
- Делать утреннюю гимнастику.
- Застилать постель.
- Убирать за собой игрушки.
- Аккуратно складывать свою одежду и личные вещи.
Будьте здоровы!