Развитие самостоятельности у дошкольника

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется совместной работе педагога и воспитанников, то есть совместной образовательной деятельности. Вместе с тем важным фактором является поддержка инициативы детей и стимулирование самостоятельности.

Именно развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, направленного на воспитание всесторонне развитой личности.

Как научить ребенка к навыкам самообслуживания? Формирование навыков самообслуживания — это тоже о самостоятельности. Самостоятельность — личностное качество, подразумевающее инициативность, независимость, адекватную самооценку и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки.

Каким образом планируется самостоятельная деятельность в детском саду? Педагоги, учитывая возрастные и индивидуальные особенности своих подопечных, их интересы и пожелания, а также планирование совместной деятельности, формируют пространство группы таким образом, чтобы для каждого ребенка были доступны все зоны активности.

Зоны активности или развивающие центры бывают очень разнообразными, вот основные из них: зона двигательной активности (уголок спорта), музыкально-театральный центр (музыкальные инструменты, театральные принадлежности, уголок ряженья — костюмы разных героев, а также разных профессий, элементы сюжетно-ролевых игр), уголок природы, книжный уголок (библиотека), место для уединения (например, домик), игровой центр «Жилая комната», «Больница», «Салон красоты», уголок экспериментирования и многое другое.

В начале года педагоги рассказывают о каждом центре, показывают варианты игры, а далее дети под наблюдением взрослых действуют самостоятельно. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, проявляют фантазию и развивают воображение.

Умения, качества и навыки, которые ребенок приобретает в самостоятельной деятельности, очень важны, это:

  • развитие социально-эмоциональной сферы, особенно волевых качеств;
  • развитие процессов саморегуляции;
  • переключаемость внимания;
  • формирование способностей самостоятельно планировать, наблюдать;
  • формирование и развитие исследовательской деятельности;
  • развитие трудовой занятости.

Именно поэтому необходимо давать возможность детям быть более самостоятельными, что не исключает координации со стороны взрослых.

Что касается организации совместной образовательной деятельности с педагогом, то сейчас нет принуждения к занятиям, как нет и понятия «занятия» (только в подготовительной к школе группе такая форма возможна).

Воспитатели мотивируют детей на занятие, призывают каким-либо действием (игрой). Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они принимают деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

В Федеральном стандарте содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:

в раннем возрасте (1-3 года) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Образовательная деятельность состоит из этапов:

Начальный этап, когда педагог приглашает к деятельности — необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет, присоединяйтесь…»). Воспитатель выступает как равноправный участник отношений.

Непосредственно процесс деятельности, где воспитатель задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

Заключительный этап, когда дети, а точнее, каждый ребенок работает в своем темпе. Дети могут сами решить, когда закончить работу и закончена она или нет.

Мы видим, что важными моментами в организации образовательной деятельности в форме партнерства взрослого с детьми являются:

  • включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
  • открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

Как вы видите, это не урок и не занятие. Это совместная приятная и интересная развивающая игра, и именно такой подход служит залогом успешного обучения.

Как развить в ребенке самостоятельность

Уважаемые родители, вы сможете легко и просто развивать самостоятельность своего ребенка. Вовсе не обязательно иметь при себе какие-либо важные атрибуты или предметы.

Позволяйте ребенку помогать вам в домашних делах.

Поощряйте самостоятельность в уборке его комнаты и всей квартиры.

Предложите ребенку, например, самому придумать план проведения выходного дня. Прислушайтесь к его мнению в подготовке к семейному празднику.

Поощряйте творческую инициативу. Можно просто взять листок, нарисовать круг, спросить у ребенка, на что похож круг. Ребенок ответит: «На бублик, резинку, Луну, Солнце…». Нарисуйте лучик — ребенок нарисует другой. И так рисуем по очереди, и появится чудесная картинка.

Список навыков самообслуживания, которые необходимо сформировать у ребенка, прежде всего, на основании этих навыков родители формируют «Готовность ребенка к детскому саду»:

  1. Аккуратно и своевременно пользоваться туалетом.
  2. Аккуратно принимать пищу, пользоваться столовыми приборами.
  3. Самостоятельно одеваться и раздеваться.
  4. Чистить зубы, мыть и вытирать руки.
  5. Делать утреннюю гимнастику.
  6. Застилать постель.
  7. Убирать за собой игрушки.
  8. Аккуратно складывать свою одежду и личные вещи.

Будьте здоровы!

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *