Готов ли ребенок к детскому саду

Как узнать родителям готовность ребенка к детскому саду? Первое, на что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к поступлению в дошкольную образовательную организацию, это положительное отношение к детскому саду самих родителей, отсутствие страхов и тревоги, доверие и уважительное отношение к воспитателям и всему персоналу.

Поиграйте с ребёнком в сюжетно-ролевую игру «Детский сад». Предлагайте ему разные роли: воспитателя и его помощника, заведующей, музыкального руководителя, дошкольника. Это поможет запомнить названия профессий, преодолеть неуверенность и страх перед новым этапом в его жизни. Нарисуйте вместе с ребёнком картину «Я в детском саду». Если есть такая возможность, сходите в детский сад на экскурсию или посмотрите фото на сайте.

За некоторое время до начала посещения детского сада стоит рассказать ребёнку о том, что это такое. Можно посмотреть на детский сад со стороны — посетить детскую площадку на его территории. Покажите фотографии с мероприятий, которые организует детский сад, чаще всего они также есть на сайте.

Подготовьте ребенка к новому режиму дня

С момента поступления ребёнка в дошкольную образовательную организацию режим дня в семье поменяется. К этим изменениям должен быть подготовлен не только ребёнок, но и другие члены семьи. Обсудите на семейном совете время утреннего подъёма, время завтрака, дороги в детский сад с учётом возможных пробок: очень важно приходить каждый день вовремя — к утренней гимнастике, на завтрак.

Сформируйте у ребенка навыки самостоятельности – полезные привычки

Согласитесь, что научить ребёнка-дошкольника всегда мыть руки перед едой, делать утреннюю зарядку, чистить зубы по утрам и вечерам, убирать за собой игрушки и правильно одеваться на прогулку очень важно, но не так-то просто.

Формирование полезных привычек — это кропотливый труд, который требует от взрослых много времени и терпения. Но от результатов этого труда зависит здоровье ребёнка, его успешная социальная адаптация (сначала в детском саду, потом в школе и в дальнейшей жизни), а также эмоциональное благополучие взрослых.

Выработке полезных привычек предшествует формирование определённых умений, на основе которых в дальнейшем и будут развиваться навыки (или автоматизированные действия — полезные привычки).

Как сформировать у ребенка навыки самостоятельности или полезные привычки

С чего следует начать?

1. Определите, какие конкретно умения прежде всего нужно сформировать. Для этого рекомендуем составить список тех проблем, которые вы наблюдаете у ребёнка (например, малыш не умеет застёгивать пуговицы или испытывает трудности при пользовании столовыми приборами).

ПроблемаУмениеНавык
1. Ребёнок (роди­тели) использует подгузникиХодить на горшок либо в туалетОщущает потреб­ность сходить в туалет, просится, отвыкает от подгуз­ников
2. Ребёнок не чистит зубыПользоваться зуб­ной щёткой и чис­тить зубыЧистит зубы каждый день
3. Ребёнок не убирает за собой игрушкиАккуратно скла­дывать свои вещи, игрушкиВсегда убирает за собой игрушки

2. Добейтесь желания и согласия ребёнка — это умение приобрести. Необходимо обсудить с ним те трудности, которые он может испытывать, не умея делать что-то, и те преимущества, которые он приобретёт, научившись.

3. Некоторые психологи советуют предложить ребёнку дать оригинальное название формируемому умению (дать ему имя) и придумать волшебного друга-помощника, к которому можно обращаться за поддержкой в сложных ситуациях. Например, умение застёгивать пуговицы малыш назовёт Пуговкой, а волшебным помощником он назначит Умейку. Игровой момент создаёт положительный эмоциональный настрой и стимулирует продвижение вперёд.

4. Определите круг людей, которые будут помогать малышу учиться конкретному действию. Это может быть бабушка, дедушка, старший брат или сестра и даже сверстник — авторитетные и позитивные люди, которым ребёнок доверяет.

5. Продумайте, как вы будете поощрять продвижение к намеченной цели. Необходимо отмечать даже маленькие успехи. В этом поможет портфолио, а также маленькие наклейки, значки или другие стимулы, которые вы выберете вместе с ребёнком.

6. Когда ребёнок справится с поставленной задачей (умение будет сформировано), устройте для него небольшой праздник дома или на природе. На празднике необходимо создать ситуацию, которая позволит ребёнку продемонстрировать своё достижение.

7. Обсудите с ребёнком возможности утраты умения. Пусть он сам подумает, какие трудности у него могут возникнуть, если он не будет использовать освоенное действие.

8.Создавайте ситуации, при которых ребёнок сможет обучить сформированному у него умению кого-то другого. Помните, что самый эффективный способ учения — это обучение других.

9. Зафиксируйте вместе с ребёнком момент перехода к освоению нового умения. Пусть малыш снова придумает название действию, которое он будет осваивать, и выдумает себе нового волшебного помощника.

10. Демонстрируйте ребёнку уверенность в его возможностях. Ваш оптимизм и положительный настрой придадут ему сил.

Наберитесь терпения: научить чему-то ребёнка не слишком трудно, а вот перевести это умение в автоматизированное действие — задача не из лёгких.

Многие взрослые возмущаются: «Как это так! Уже научились чистить зубы (убирать игрушки и т.д.), а он (она) всё время забывает это делать!» Но, к сожалению, ждать от ребёнка такой сознательности и ответственности можно долго, а упрёки и одёргивания со стороны взрослых только ухудшат положение.

Задача родителей, а в детском саду — педагогов — создать условия, при которых навык у ребёнка будет формироваться изо дня в день, постепенно, а малыш при этом будет чувствовать себя комфортно и спокойно, станет ощущать заботу и поддержку взрослых.

Формировать полезные привычки необходимо, основываясь на понимании ребёнком, почему он должен выполнять требования взрослых. Для этого следует объяснить, почему он должен регулярно выполнять конкретное действие. Можно придумать ритуал, который всегда будет сопровождать действие, и использовать систему поощрений, здесь нужно отталкиваться от особенностей ребёнка, его интересов и предпочтений; но главное — многократное повторение до тех пор, пока действие не станет автоматизированным.

Список навыков самообслуживания, которые необходимо сформировать у ребёнка, поступающего в детский сад:

1. Уметь ходить или проситься на горшок или в туалет. В группах раннего возраста почти все дети пользуются подгузниками. Важно, чтобы была динамика с отвыканием от них. В данном случае всё происходит в семье, и вы можете активно способствовать этому процессу. Нет ничего страшного, что в этом возрасте дети в тихий час спят в подгузниках. Всему своё время, и методик для «отучения» от подгузников и «приучения» к горшку или туалету очень много. Сотрудники детского сада готовы способствовать этому умению.

2. Определять свои вещи среди чужих и знать, что и куда он надевает. Этот навык может сформироваться не сразу, и вряд ли в ясельной и младшей группе дети знают свою одежду, хотя опыт показывает, что дети двух-трёх лет легко определяют, где их вещи, а где — нет. Не лишним будет промаркировать всё и показать маркировку ребёнку (см. главу «Внешний вид ребёнка»).

3. Аккуратно и своевременно пользоваться туалетом. Для многих детей дошкольного возраста проблемой является пользование туалетом в общественном месте, например в детском саду. Терпение и тактичность взрослых — необходимое условие для формирования этого навыка.

4. Аккуратно принимать пищу, пользоваться столовыми приборами. Большинство детей овладевают навыком самостоятельного приёма пищи к двум годам. В четыре года ребёнок, как правило, уже может пользоваться приборами практически как взрослый, и в этом возрасте можно обучать его правилам этикета и нормам поведения за столом.

5. Самостоятельно одеваться и раздеваться. Важно, чтобы дошкольник умел застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, завязывать шарф, одевать куртку и шапку достаточно быстро и аккуратно.

6. Чистить зубы. Малыш может проявлять желание участвовать в этом процессе примерно с 16 месяцев. Но делать это самостоятельно он сможет только в промежутке между двумя и четырьмя годами. До семи лет родителям необходимо контролировать этот процесс.

7. Мыть и вытирать руки, соблюдать личную гигиену. Это умение формируется у ребёнка в возрасте полутора — двух с половиной лет, как правило, одновременно с умением ходить в туалет, но и в три-четыре года многим дошкольникам ещё необходим контроль со стороны взрослых.

8. Делать утреннюю гимнастику. Ребёнок в возрасте двух-трёх лет уже может запомнить несложный комплекс упражнений утренней зарядки, важно, чтобы взрослые объяснили необходимость этой полезной привычки.

9. Застилать постель. В три-четыре года ребёнок уже способен убирать свою постель при помощи взрослых, а к семи годам он уже может делать это самостоятельно.

10. Убирать за собой игрушки, аккуратно складывать личные вещи. Уже к трём годам малыш может сложить свои игрушки в коробочку или корзину, которую предложат ему для этого взрослые. В шкафу дошкольнику необходимо выделить полку для личных вещей, а в комнате — стульчик.

Алгоритм формирования навыков («полезной привычки»)

ШАГ 1. Осознание необходимости. Объясните ребёнку, почему он должен освоить то или иное действие.

Ш А Г 2. Формирование умения. Покажите ребёнку (лучше на собственном примере), что и как он должен делать.

ШАГ 3. Закрепление умения. Вместе с ребёнком проделайте это действие несколько раз.

ШАГ 4. Самостоятельное применение. Предложите ребёнку попробовать выполнить действие самостоятельно.

Ш АГ 5. Оценка. Оцените вместе с ребёнком его умение, что уже хорошо получается, а что нужно ещё потренировать.

ШАГ б. Введение в ежедневную практику. Переход от умения к автоматизированному навыку. Определите регулярность выполнения этого действия: время, место. Введите сопутствующий ритуал — например, песенку или короткий стишок, хлопок в ладоши и т.д., которым вы будете сопровождать действие.

ШАГ 7. Подкрепление. Пока навык не сформируется, подкрепляйте ребёнка своей положительной реакцией (словами, улыбкой, а иногда и небольшими подарками).

ШАГ 8 — самый важный! Постоянство в применении и единство требований взрослых. Всегда добивайтесь выполнения действия. Все взрослые должны высказывать одни и те же требования и демонстрировать ребёнку навык на собственном примере.

Будьте здоровы!

Оставьте ответ