Самооценка ребенка

Система представлений о себе (образ собственного «Я») складывается у человека постепенно на основе приобретенного опыта. При этом на формировании образа «Я» сказываются не только собственные действия человека, но и результат общения с другими людьми, их поведение по отношению к нему.

Что такое самооценка и какой она может быть? К чему приводит завышенная самооценка человека? К чему приводит заниженная самооценка? Как влияют алкоголь и наркотики на психику?

Представление человека о самом себе складывается из двух образов — «реального Я» (т. е. из оценки человеком себя по результатам прошлых и настоящих поступков и действий) и «идеального Я», отражающего то, чем человек хотел бы быть, или то, чем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. При этом человек всегда стремится к «идеальному Я», которое во многом определяет направленность его мыслей, чувств и поведения. То, как человек оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, называется самооценкой.

Самооценка — одна из главных черт личности и выступает как важнейший регулятор поведения.

Самооценка — представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей; оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Человек может по-разному воспринимать собственное поведение и его последствия. Поэтому самооценка бывает завышенной, адекватной и заниженной. Формирование способности человека правильно оценивать себя и свои поступки — одна из важных задач воспитания.

От уровня самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Завышенная оценка часто формируется в тех случаях, когда с детства ребенку внушают представление о его большой значимости для окружающих, преувеличивают его способности. Это приводит к тому, что в будущем человек может уверенно браться за работу, превышающую его реальные возможности.

В случае же неудачи он не способен увидеть ее истинных причин и будет стремиться переложить ответственность на обстоятельства, других людей.

Он, как правило, обвиняет окружающих в отсутствии должного, с его точки зрения, понимания и в недооценке его личности. Это побуждает человека искать такой образ жизни, который обеспечил бы удовлетворение его чрезмерных притязаний, что в ряде случаев приводит к неблаговидным поступкам. При этом могут проявиться такие черты характера, как зависть, агрессивность и эгоизм.

При заниженной оценке человек постоянно боится услышать отрицательное мнение о себе; он чрезвычайно раним и обидчив, поэтому склонен избегать частых контактов с другими людьми. Для него достаточно одной маленькой промашки, чтобы зачеркнуть все свои предыдущие успехи. Он с легкостью объясняет свои неудачи недостатком способностей. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, и тогда он переносит их решение в воображаемый мир мечты. Это, как правило, личности пассивные.

Если вовремя не попытаться исправить положение, неправильная самооценка (как завышенная, так и заниженная) может привести к психическим нарушениям, таким, как психастения и психопатия.

Психастения возникает на фоне крайне заниженной самооценки и характеризуется хроническим безволием, безынициативностью, нерешительностью, мнительностью, боязливостью. Такие люди всегда боятся не успеть, опоздать, постоянно сомневаются во всем.

При психопатии человек постоянно ощущает свое мнимое превосходство над окружающими. Мелкие обиды воспринимаются очень остро. Обычно такие люди преувеличивают недостатки других, все критикуют, недоверчивы и подозрительны к окружающим. Все это часто выливается в ссоры по пустякам. Такие люди часто жалуются, что их недооценивают, беспричинно требовательны и при этом нередко агрессивны.

Особенно важно дать себе правильную оценку в подростковом и юношеском возрасте. В это время «детские» формы поведения, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а «взрослые» способы поведения, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. Поэтому люди именно этого возраста представляют собой группу повышенного риска.

Нередко в этом возрасте злоупотребление алкоголем. Люди со слабым характером, попадая в различные конфликтные ситуации, вместо поиска выхода из них предпочитают прибегать к употреблению алкоголя. Для других людей выпивка — это средство освобождения от общепринятых норм поведения. У юношей и мужчин основным мотивом пьянства часто является желание хотя бы в состоянии алкогольного опьянения почувствовать себя «сильной личностью». Особенность воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной стороны, принятый в больших дозах, он подавляет психическую активность, а с другой — в малых дозах стимулирует ее, создает иллюзию силы, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подсознательным желаниям и импульсам.

Как и пьянство, употребление наркотиков подростками связано с поиском новых ощущений, переживаний, желанием уйти от неудовлетворяющей их действительности. Часто молодые люди приобщаются к наркотикам из любопытства, из желания узнать, что «там», за гранью запретного. Первые дозы ощутимого вреда часто не приносят, но очень быстро наступает привыкание, и человек уже не может обходиться без наркотических веществ.

Как уберечь ребенка от плохого влияния сверстников

Когда же сложилась физиологическая зависимость от наркотиков, то прием их уже направлен не столько на то, чтобы отключиться от реальной действительности, испытать чувство беспричинной радости, сколько на то, чтобы избежать целого комплекса мучительных ощущений, которые сопровождают так называемую ломку. Пристрастие к наркотикам чревато разрушением здоровья, нередко необратимым.

Кроме того, регулярное употребление наркотиков требует больших денег, что неизбежно влечет включение подростка в криминальную структуру.

Развитие у себя правильной самооценки позволяет человеку сознательно управлять своим поведением, изменять свою личность в желательном направлении. Средства и приемы самовоспитания очень разнообразны и зависят от тех условий, в которых находится человек, и от целей, которые он перед собой ставит. Для становления самосознания чрезвычайно важно чувствовать себя нужным в коллективе, быть способным признавать высокую ценность других людей, считаться с мнением окружающих, учиться справляться с любыми неудачами. Большую роль при этом играет воспитание у себя высоких нравственных принципов, что дает человеку возможность самому отвечать за свои поступки, критично оценивать реальную ситуацию и свое поведение.

Живя в обществе, человеку очень важно осознавать себя личностью. Формирование положительного отношения к себе необходимо не только для установления нормальных контактов с другими людьми, но и для поддержания психологического комфорта и здоровья человека.

Обоснованная похвала формирует у ребёнка положительную самооценку.

Будьте здоровы!

Оставьте ответ