До семи лет для ребёнка ведущей является игровая, а вовсе не учебная деятельность. Но игра, как известно, позволяет ребёнку очень многому научиться, многое узнать, развить мелкую моторику, что необходимо для подготовки руки к письму и очень важно для развития речи. Важность игры вовсе не оправдывает необдуманного «заваливания» ребёнка и всего дома игрушками. Когда игрушек слишком много, особенно однообразных, например мягких, пропадает интерес к игре, к изобретательству.
Детские игры очень разнообразны как по содержанию, так и по организации и степени самостоятельности детей и используемому материалу. Существует несколько классификаций игр, одна из них делит игры на две группы — творческие игры (режиссёрские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом) и игры с правилами (игры с готовым содержанием — чаще всего они решают какие-либо образовательные задачи).
Педагоги детских садов часто пользуются классификацией С.Л. Новосёловой. В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого).
В какие игры можно играть с детьми, выделяют три класса игр:
- Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей), самостоятельные игры:
- игра-экспериментирование;
- самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные;
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
- игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;
- досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные;
- празднично-карнавальные, театрально-постановочные;
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей — традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Обратите внимание, что такая важная для ребёнка сюжетно-ролевая игра предполагает не наличие ярких кукол Барби вместе со всеми их нарядами и аксессуарами (пусть простят нас их изготовители), а придумывание малышом нового назначения для имеющихся под рукой предметов (например, ложкой может служить палочка, карандаш, салатом — трава и т.д.).
Именно такая изобретательская деятельность позволяет ребёнку развиваться, обогащать свой речевой запас и пополнять жизненный опыт. Играйте с ребёнком и его игрушками в детский сад и школу! В процессе такой игры вы легко и непринуждённо расскажете ему о социальных нормах и правилах.
Предложив «примерить» разные роли — воспитателя, дошкольника, ученика, учителя, заведующей, директора, проиграйте разные ситуации общения с соблюдением норм этикета.
Примерный перечень игрушек для детей, действительно нужных для развития ребенка:
- Куклы (не Барби, которая уже выросла, — «взрослая дама», а кукла-ребёнок, позволяющая малышу играть роль её мамы или папы). Одежда для куклы (лучше самодельная). Мебель. Посуда. Набор врача, парикмахера. А вот для игры в магазин лучше использовать подручные средства.
- Машинки, паровозики (лучше, если они будут заводными и разборными).
- Конструкторы (не только Лего, но и деревянные, металлические).
- Кубики (очень много различных разновидностей).
- Головоломки.
- Мозаика (мелкая, яркая и интересная, позволяющая создавать очень красивые вещи и при этом развивать мелкую моторику, пальчики ребёнка).
- Пазлы (сейчас есть пазлы — репродукции картин известных художников, виды городов, карта мира, времена года, дикие и домашние животные и т.д.).
- Игры с фишками (например, «Прогулки по родному городу» — игра, включающая игровое поле, кубики и фишки, позволит очень быстро и без лишних усилий познакомить ребёнка с основными улицами и архитектурными памятниками вашего города, области, региона). Если таковых нет в продаже, игровое поле вы можете изготовить вместе с ребёнком!
- Всевозможные лото («Животные», «Растения», «Школьные принадлежности» и др. сейчас имеются практически в каждом магазине игрушек).
- Игра «Парные картинки» (парные карточки, например, с изображениями рыб с одной стороны и одинаковой для всего набора другой стороной, выкладываются одинаковой стороной на столе в виде прямоугольника или квадрата; играющие по очереди открывают по две карточки, пытаясь найти одинаковые). Эта игра не только прекрасно развивает внимание и зрительную память, но и позволяет быстро запомнить названия цветов, насекомых, рыб и т.д.
А вот мягких игрушек у ребёнка должно быть совсем немного. Пусть будет один, максимум два самых любимых мягких друга (из очень качественного, не вызывающего аллергических реакций и хорошо стирающегося в стиральной машине материала), с которыми приятно ложиться спать, шептаться о самом сокровенном, которым иногда можно пожаловаться, когда ты обижен.
Будьте здоровы!