Семья. Семейные ценности и отношения. Стили и типы семейного воспитания

Уважаемые родители! Роли семьи в воспитании дошкольника мы уделим особое внимание, потому что именно родители — главные воспитатели для своих детей. Дом, семья, мама и папа, бабушка и дедушка… Для каждого ребёнка — это самое главное и значимое, с чего начинается знакомство с миром, познание самого себя и окружающих, принятие правил и общечеловеческих ценностей.

С ребёнком необходимо говорить о семье и значении семьи в жизни каждого человека. Но говорить с дошкольником следует на доступном языке, используя интересные сравнения и игровые формы. Можно просто играть с детьми в сюжетно-ролевые игры, предлагая разные роли: мамы или папы, старшего или младшего ребёнка, бабушки или дедушки. Уже с трёх-четырёхлетним ребёнком можно начать разговор о семейных ценностях и традициях.

Все семьи разные. В одной семье особенно значимым является общение в тесном семейном кругу, в другой — занятия спортом и туристические походы с палаткой и гитарой, в третьей — все поглощены чтением и обсуждением книг, а кто-то любит всей семьёй заботиться о животных.

Однако практически всем семьям присущи общие черты: забота о детях, уважение к пожилым, любовь и доброта родных людей друг к другу, взаимная ответственность и общий дом. Именно эти самые значимые для каждой настоящей семьи вещи и есть основные семейные ценности, которые важно передавать от поколения к поколению.

В формировании семейных ценностей помогают семейные традиции: например, рождественские концерты у домашней ёлки или ежегодный семейный пикник в первое воскресенье лета, к которому заранее начинает готовиться вся семья.

Обсудите на семейном совете, какие традиции помогают вам объединить все поколения, какую традицию вам особенно важно сберечь и передать от родителей детям, от детей внукам.

Стили семейного воспитания

Каждой семье характерен и свой собственный родительский подход. Это и есть стиль семейного воспитания, который, естественно, будет особым образом влиять на характер ребёнка, формирование его личности. Вы, конечно, встречали семьи, в которых воля родителей — закон, а мнение детей никто не спрашивает?

Это авторитарный стиль воспитания, который часто приводит к открытому (демонстративное поведение, грубость и т.д.) или скрытому (уход в виртуальный мир, «в себя» и т.д.) протесту со стороны ребёнка, достигшего подросткового возраста, или к сформировавшейся привычке молчать и подчиняться, не проявляя собственной позиции и ответственности за что-либо.

В некоторых семьях детям разрешено всё: гулять где и когда угодно, можно ложиться спать в любое время, перебивать взрослых, «встревая» в недетский разговор, шумно вести себя в общественных местах. В таких семьях просто не принято останавливать неподобающее поведение своих детей. Такое чересчур снисходительное отношение к ребёнку во всех ситуациях, даже если тот плохо себя ведёт – это попустительский стиль воспитания.

Легко догадаться, что усвоить границы и нормы поведения в такой семье ребёнку будет трудно и сложности в привыкании к правилам поведения в детском саду и школе, скорее всего, у него возникнут.

А чаще всего бывает так: сегодня родители берутся за воспитание своего чада, расписывают для него чёткий режим дня, придумывают правила поведения в семье, но сами тут же забывают об этих правилах.

То, что было запрещено вчера, сегодня уже разрешается, то, что требует от ребёнка папа, не одобряет мама, а бабушка с дедушкой не поддерживают ни ту, ни другую позицию: не согласны ни с мамой, ни с папой.

Весь этот ком разнонаправленных воздействий придавливает неокрепшую психику ребёнка, и он вообще не знает, кого слушать и как себя вести. Но очень скоро он научится подстраиваться под ту или иную ситуацию и начнёт манипулировать всеми взрослыми, получая желаемое.

Хаотический стиль воспитания (именно о нём идёт речь) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, это разногласие взрослых членов семьи в вопросах выбора воспитательных средств, которое чаще всего приводит к формированию личности ребёнка по типу манипулятора.

Известны примеры семей, в которых ребёнок — это центр всеобщей опеки до такой степени, что ему не позволяют проявить самостоятельность хоть в чём-либо, все проблемы за него решают взрослые, во всём помогают, всегда рядом с ним находятся заботливые «няньки».

Этот стиль воспитания называются гиперопека, или опекающим стилем. Очевидно, что в такой семье вряд ли вырастет самостоятельный и активный человек. Кроме того, подрастая, этот ребёнок будет требовать от окружающих постоянного внимания к собственной персоне.

Помимо эгоистических черт характера опекающий стиль может привести к формированию личности, сильно подверженной чужому влиянию и далеко не всегда позитивному. И часто родители задают себе вопрос: «Как уберечь своего ребенка от плохого влияния сверстников» в школе, в старших группах детского сада, на улице.

Очень близки подходы опекающего стиля воспитания к подходам, которые выбирают родители, придерживающиеся модели воспитания кумира семьи. В таких семьях ребёнок — центр Вселенной, которым все восхищаются, весь мир крутится вокруг него.

Но, в отличие от подхода гиперопеки, при котором ребёнка лишают возможности проявить свои способности, здесь, наоборот, родители записывают своё чадо во все секции и кружки, развивая его выдающиеся, по убеждению родителей,     таланты.

Неадекватная самооценка, формирующаяся у ребёнка в такой семье, часто мешает ему найти свой собственный путь в жизни. Завышенные ожидания родителей часто приводят к постоянному ощущению не успешности и обиды на весь мир. Самовлюблённость и эгоизм мешают «кумиру семьи» выстраивать добрые, основанные на взаимоуважении, отношения с окружающими людьми.

Демократический стиль воспитания. А вот в семьях, придерживающихся демократического стиля воспитания, в которых взрослые поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, обычно вырастают социально активные люди, имеющие собственные жизненные принципы, умеющие отстаивать свою точку зрения.

Они редко попадают под чьё-то влияние, зато сами часто становятся лидерами, способными вести за собой окружающих. Важно, чтобы родители осознавали меру ответственности, которую можно возложить на ребёнка, не превышая его возрастные возможности.

В семьях, где растёт часто болеющий ребёнок или ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, можно встретить модель воспитания «в культе болезни». Ребёнок не просто окружён всеобщей заботой, что в данном случае вполне естественно, — над ним часто «трясутся» в ожидании ухудшения состояния даже тогда, когда для этого нет особых оснований.

Ребёнка настраивают на ожидание болезни, о ней постоянно при нём говорят. Зачастую при этом он пользуется создавшимся положением, даже злоупотребляет им. Он требует, чтобы все его прихоти немедленно исполнялись и все заботились только о нём.

В таких семьях всегда есть риск вырастить тирана, который будет подчинять окружающих своей воле, своим интересам. Очевидно, что, став взрослым, он с трудом сможет приспособиться к миру и людям, для которых его особенности не будут иметь особого значения.

Разговор с ребенком о заботе и дружной семье

Расскажите своему ребёнку о том, как живут разные семьи, опираясь на примеры, описанные в рассказах и сказках, добрых фильмах.

Побеседуйте о семейных традициях и ценностях.

Давным-давно в крестьянских семьях дети очень рано начинали работать, выполняли определённые обязанности, помогая взрослым и в поле, и в доме. А как растут дети в современных семьях? Как могут и должны распределяться обязанности? Что могут по дому делать дети?

Какие обязанности в семье есть у ребёнка? Какие семейные дела вы делаете всей семьёй?

Задайте вопрос ребёнку: почему важно заботиться о своей семье?

Будьте здоровы!

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *