Григорий Мелехов — главный герой романа Шолохова. Он воплощает собой тип героя-правдоискателя. Это яркая личность, богатая, талантливая, незаурядная натура. Он эмоционален, отзывчив, в нем развито чувство сострадания, любви ко всему живому.
Основное свойство Григория — прямота, открытость. Он искренен и честен в своих мыслях и действиях: он никогда не лжет самому себе. В этом убеждают нас внутренние монологи героя. При этом Мелехов — сильный и решительный человек: он способен на поступок. Так, он решается оставить нелюбимую жену и уйти с Аксиньей в Ягодное.
Спасая от казаков польку Франю, герой вступает в бой с целым взводом. В Восточной Пруссии, под городом Столыпиным, Мелехов спасает от гибели Степана Астахова, своего заклятого врага.
Путь Григория в романе — это поиск истины, «казачьей правды», которая могла бы стать «правдой для всех». Это и поиск собственного пути, своего места в мире. Первая мировая война рождает в душе его противоречивые чувства: он честно исполняет воинский долг, по натуре его претит бессмысленное убийство. Подлинным драматизмом проникнута сцена убийства Мелеховым в бою безоружного солдата. «Я, Петро, уморился душой, — говорит Григорий брату. — Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».
Новым этапом в исканиях героя становится встреча его в госпитале с большевиком Гаранжой, который изменяет Образ Григория Мелехова как тип героя-правдоискателя. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение (по роману «Тихий Дон») взгляды Мелехова. «Ну, хохол, спасибо, что глаза мне открыл. Теперь я зрячий и… злой!» — замечает Григорий.
Однако затем он попадает под влияние Изварина и вновь отходит от политики большевиков. Окружая Мелехова героями-антагонистами, писатель все время ставит его перед необходимостью выбора. Но Григорию очень трудно разобраться в происходящих событиях. «Блукаю я, как метель в степи», — замечает он.
После победы революции он остается с красными, сражается против Каледина в составе частей Красной гвардии. «Григорий Мелехов поднялся на сторону большевиков…» — замечают его земляки. Однако участие в революционной борьбе не даст ему душевного удовлетворения.
Бесчинства, устраиваемые красноармейцами на хуторах, вновь пробуждают в нем «сумятицу мыслей». Возвратившись на хутор, Григорий думает о том, «к кому же прислониться». «Поиграли и мы в большевиков на фронте, а теперь пора за ум браться, — говорит ему Петр. — «Мы ничего чужого не хотим и наше не берите» — вот как должны сказать казаки всем, кто нахрапом лезет к нам…» И Григорий вновь становится командиром белой части.
Но и тут он чувствует свою отчужденность от происходящего. «Боюсь, переметнешься ты к красным», — говорит ему Петр. «Григорию было донельзя ясно: стежки, прежде сплетавшие их, поросли непролазью пережитого, к сердцу не пройти». В результате Мелехов уходит с фронта и возвращается домой. Так завершается первый круг идейно-нравственных исканий героя.
Другим драматическим этапом в жизни Мелехова становится участие его в Верхне-Донском восстании. Осуждая неоправданную жестокость представителей советской власти. Он становится командиром повстанцев. Однако приступы сомнений, душевные муки и трагические колебания не оставляют Григория. Он убеждается, что восстание не улучшило положение казаков.
В среде повстанцев не было единства, четкой дисциплины, процветало пьянство, разврат, дезертирство. С приближением весны казаки уходили на свои хутора, чтобы заняться хозяйством, провести весенний сев. В искреннем порыве выпускает Григорий из тюрьмы заключенных, пытается спасти от смерти Ивана Котлярова и Мишку Кошевого. И постепенно участие его в этих событиях становится вынужденным, автоматическим. Григорий понимает, что надо «либо к белым, либо к красным прислониться.
В середке нельзя — задавят». Большое впечатление производит на него расправа с отрядом Подтелкова. И Мелехов вновь переходит на сторону красных, а вскоре его демобилизуют. Однако дома пожить не удастся: опасаясь ареста, он уходит в банду Фомина. Для героя это вынужденный шаг, он прямо говорит об этом: «У меня выбор, как в сказке про богатырей: налево поедешь — коня потеряешь, направо поедешь — убитым быть… И так три дороги и ни одной нету путевой…» Вскоре он уходит из банды, а после гибели Аксиньи скрывается в землянке у дезертиров. В финале Григорий выбрасывает оружие и возвращается домой.
Пройдя свой нелегкий путь, герой Шолохова остается честен перед самим собой. Глубокая привязанность Григория к дому, семье, любовь его к земле и труду — вот тс основные незыблемые чувства, что владеют им на протяжении всего повествования. «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво.
Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по гой ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем.
Но, когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выедет в степь, держась наскучавшимися по работе руками за чапиги; пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, — теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось…» «Моим рукам работать надо, а не воевать», — говорит Мелехов Аксинье.
Однако время и обстоятельства не дают ему возможности обрести желанный идеал. Образ Григория Мелехова несет в себе глубочайший трагизм человека, безвозвратно утратившего жизненные ценности, дом, семью, любовь, обреченного на гибель. Конфликт личности и эпохи обретает у Шолохова неразрешимый характер.
Исследователи сопоставляли героя Шолохова с различными персонажами — с блудным сыном из библейской притчи, с Одиссеем, Дон-Кихотом, Гамлетом, Иваном Флягиным, Андреем Болконским, Раскольниковым. Но в этом сопоставлении нужно учитывать важный аспект: Григорий Мелехов «становится «лишним человеком» нс в силу своей ущербности, а в меру своей человечности и вопреки полной пригодности к общему делу и озабоченности им.
Это нечто новое в понимании и в художественной трансформации «лишнего человека». До Мелехова «лишними» становились люди исключительно книжной культуры; Григорий — первый лишний землепашец, что усиливает трагизм этого образа… Вместе с Мелеховым «лишними» становятся и другие люди земли, пахари. В «Тихом Доне» Шолохов предугадал тот конфликт цивилизации с деревней, который будет позднее снова засвидетельствован в русской деревенской прозе».