Жанр комедии Недоросль Фонвизин. Художественный метод комедии Недоросль


Содержание:

  1. Черты классицизма в комедии Фонвизина
  2. Говорящие имена и фамилии в комедии Недоросль

Смысл жанра комедии и ее художественный стиль в образах героев

Жанр и художественный метод комедии «Недоросль» исследователи обычно определяют как ранний просветительский реализм, зарождающийся в рамках классицистской традиции.

«В «Недоросле» борются между собой два литературных стиля, причем классицизм оказывается побежденным. Классические правила запрещали смешение комических и печальных, веселых и серьезных мотивов. Комедия должна была смешить и только смехом, «издевкой» исправлять нравы.

В «Недоросле» же вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора», -— писал Г.А. Гуковский.

Черты классицизма в комедии Фонвизина

Отметим черты классицизма в комедии Фонвизина. Влияние этого художественного метода сказалось уже в тематике пьесы, в обозначении авторской позиции. Состояние просвещения в России, крепостное право и манифест о «вольности дворянства», каким должен быть истинный дворянин и в чем его предназначение — все эти вопросы определяют идейное содержание «Недоросля».

Фонвизин проводит здесь мысль о том, что закон и просвещение способны исправить общественные нравы, что воспитание и образование определяют нравственный облик человека, что «просвещенный государь» — благо для Отечества.

В построении пьесы драматург следует каноническим правилам классицизма. Во-первых, Фонвизин соблюдает здесь правило «трех единств». Так, «Недоросль» состоит из пяти действий, в нем сохраняется единство места и времени. Все события происходят в поместье Простаковых в течение суток.

Сюжет комедии основан на традиционной любовной интриге: мы видим борьбу за руку Софьи нескольких персонажей — Милона, Скотинина и Митрофана. В финале у Фонвизина происходит наказание порока и торжество добродетели. Персонажи пьесы четко делятся на положительных, сгруппированных вокруг Стародума, и отрицательных, сгруппированных вокруг Простаковой. Простакова и Стародум это два полярных художественных центра пьесы.

Говорящие имена и фамилии в комедии Недоросль

Речевые характеристики героев в комедии Недоросль Д.И.Фонвизин

Наконец, наличие говорящих фамилий также было принадлежностью комедий классицизма. Этот принцип реализован у Фонвизина практически для всех групп персонажей. Так, фамилия «Простаковых» соотносится со словом «простак», означающим «малоумный», «оплошливый».

Тарас Скотинин не только воплощает в своем облике любовь к свиньям, но и в  известной степени сближается автором с этими животными. Значение имени «Митрофан» — «похожий на мать». И мы действительно видим в этом герое неизменные черты простаковско-скотининской породы.

Характерными именами обладают в пьесе и положительные герои. Так, имя Софья означает «мудрость», Милон — ее избранник милый сердцу человек.

Правдин — государственный чиновник, восстанавливающий в пьесе справедливость.

Стародум приверженец «старого времени» и его принципов, человек, мыслящий «по-старинному». Все эти герои воплощают авторский идеал писателя, противопоставленный быту и нравам русской помещичьей среды.

«Говорящими фамилиями» обладают и другие персонажи «Недоросля». Так, фамилия Кутейкин порождает у нас церковно-религиозные негоциации (а герой этот является семинаристом). Фамилия Цыфиркин ассоциируется с арифметикой. Именно этот персонаж является учителем математики у Митрофана. Сама за себя говорит фамилия немца, обучающего героя Фонвизина «по-французски и всем наукам», — Вральман.

Теперь отметит новаторские черты Фонвизина-драматурга. В основе комедии лежит любовная интрига, но она теснейшим образом связана с идейной направленностью пьесы — картиной невежества и бесчинств, творящихся в русской помещичьей усадьбе.

Можно сказать, что любовная интрига здесь не является главенствующей. Некоторые исследователи даже отмечали пародийность этой интриги, т. к. Милон — единственный реальный претендент на руку Софьи, Тараса Скотинина же в реальности больше интересуют свиньи, а Митрофанушка мечтает жениться, чтобы положить конец учению. Так читатель постепенно подводится к мысли о серьезности противостояния совсем иного рода — между передовыми, просвещенными дворянами и невежественными, косными людьми.

Персонажи произведений классицизма были носителями одного доминирующего свойства характера. Фонвизин же в своей пьесе нарушает это правило, изображая характеры многогранными. Так, госпожа Простакова у него — не только домашний тиран, жестокая, грубая помещица, но и любящая мать. Характер ее автор дополняет такими чертами, как трусливость, глупость, алчность. Митрофанушка ленив, хитер, изворотлив, груб и невежествен.

Отметим здесь, что Фонвизин показывает нам истоки зарождения характеров (рассказ Простаковой о жизни в родительском доме, история Тараса Скотинина), характеры обусловлены у него социальной средой, жизненными обстоятельствами.

Вместо условного места действия мы видим правдивое, реалистическое изображение жизни помещичьего семейства екатерининской эпохи, подробное и достоверное изображение  быта, полноценную, яркую картину нравов.

Этому в комедии способствуют многочисленные внесюжетные бытовые сцены: примерки нового кафтана и брань Простаковой с портным Тришкой, разговор ее с Еремеевной, сцена с Митрофаном на уроке и т. д. При всем своем внешнем комизме картины ни выполняют в пьесе важную функцию. «Уже первая сцена «Недоросля», сцена с Тришкой, формально «не нужна» для развития основного сюжета, так же, как ряд других сатирико-бытовых сцен.

Но эти сцены крайне нужны в пьесе для другой, более глубокой темы — показа подлинной картины жизни; они выразительны, они реальны, и в этом их оправдание, хотя они и нарушают правило Буало о том, чтоб действие комедии, шествующее по указанию разума, никогда не терялось в «пустой» сцене («Поэтическое искусство»)».

Фонвизин нарушает в «Недоросле» и еще один классицистский канон — канон «чистоты жанра». В пределах одной пьесы он смешивает комическое, сатирическое и трагическое, низкое и высокое.

«При этом в «Недоросле» вовсе не все Смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора. В ней есть элемент серьезной драмы, есть мотивы, которые должны были умилить, растрогать зрителя.

Фонвизин вводит в свою комедию умилительные картины добродетели (сцены Милона, Софьи и Стародума), сближающие «Недоросль» с сентиментальной драмой.

Он решается ввести в свою пьесу даже такую, например, трагическую ситуацию, как попытка похищения Софьи, разрешаемую в героическом плане появлением Милона с обнаженной шпагой и спасением Софьи.

В «Недоросле» Фонвизин не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель.

«Недоросль» — «пукомедия, полудрама», — писал Г.А. Гуковский.

А вот как писал об этом современник Фонвизина, драматург и актер П.А. Плавильщиков: «Хотя комедия есть забавная сцена приключений и хотя главная цель ее — смешить зрителей действием своим, однако ж много есть и таких комедий, которые извлекают и слезы, и в которых приметно существенное различие от трагедии и драмы… Сколько ни производит наш Недоросль смеху, но сеть мгновение в четвертом действии, в которое у зрителя выступит слеза».

Жанр комедии и художественный метод в комедии Фонвизина вызывает у зрителя не простой, веселый смех, а горький, определяемый затем Гоголем как «смех сквозь слезы». «Этот смех-ирония составляет одну из черт национального своеобразия русской сатиры и русской комедии», эта же черта воплощена была в блестящей комедии Грибоедова, в гоголевском «Ревизоре».

Оставьте ответ