Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков. Художественное время и пространство в романе «Мастер и Маргарита»

Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков. Художественное время и пространство в романе «Мастер и Маргарита»

Многие исследователи отмечали художественное своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Так, М. Крепс очень точно оценил жанровую природу произведения: «Роман Булгакова для русской литературы… в высшей степени новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки. Только критик приближается к нему со стандартной системой мер, как оказывается, что кое-что так, а кое-что совсем не так.

Краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков. Художественное время и пространство в романе «Мастер и Маргарита»

Платье менипповой сатиры при примеривании хорошо закрывает одни места, но оставляет оголенными другие, пропповские критерии волшебной сказки приложимы лишь к отдельным… весьма скромным событиям, оставляя почти весь роман и его основных героев за бортом. Фантастика наталкивается на сугубый реализм, миф на скрупулезную историческую достоверность, теософия на демонизм, романтика на клоунаду».

Художественное время и пространство в романе раз-ноплановы. Так, у Булгакова представлено три основных мира, в каждом из которых свое время и своя жизнь. Это современный автору московский мир, мир библейский, ершалаимский и мир Вечности.

Ершалаимский мир приходит к нам из романа Мастера, он погружает нас в прошлое, открывает время историческое. Современный московский мир открывает нам настоящее. Временная разница между двумя этими мирами у Булгакова — 1900 лет.

Мир вечности объединяет в себе все типы времени, он вбирает в себя и прошлое, и настоящее. Исследователи отмечали, что все эти миры у Булгакова взаимосвязаны, персонажи и сюжетные ситуации в них коррелируют друг с другом.

Так, непосредственной связкой выступает образ Воланда, персонажа, фигурирующего во всех временах и во все эпохи. В ершалаимском мире с этим образом соотносится образ Понтия Пилата. В мире московском — образ директора психиатрической клиники профессора Стравинского.

Вес три героя объединены идеей власти. Понтий Пилат определяет судьбу Иешуа. Стравинский является вершителем судеб для пациентов своей клиники, для многих московских жителей. Воланд же пользуется своей властью в мире московском.

Герои из двух реальных миров — это Иешуа Га-Ноцри и Мастер. Третьего персонажа (из мира Вечности) мы не находим в романе Булгакова, однако предполагается связь этих героев с образом Христа.

Иешуа Га-Ноцри совершает подвиг, принося свою жизнь на алтарь истины. Он отстаивает свои убеждения, гибнет за добро и любовь. Мастер же совершает подвиг творческий, создав свой роман. Он исследует в нем вечные проблемы — трусости и душевной стойкости, вечных мук совести, наказания за грехи.

Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. Мастер подвергается гонениям, и, подобно Гоголю, сжигает свой роман. «Рукописи не горят», — говорит нам Булгаков, однако его герой оказывается неспособным к борьбе, дальнейшему творчеству. Мастер предстает в романе нравственно сломленным, бесконечно уставшим от жизни человеком.

Герой говорит Воланду: «Он мне ненавистен, этот роман… я слишком много испытал из-за него». В финале Мастер обретает желанный покой, но он не достоин света. Получив свыше божественный дар таланта, герой Булгакова не выполняет своего предназначенья. И в этом мы видим расхождение авторской позиции и позиции героя.

Мир московский соотносится в романе с миром Вечности рядом своих мотивов. Так, исследователи отмечали, что один из ведущих мотивов романа — мотив пира. В рамках современной Москвы он развивается в образе знаменитого ресторана — «Грибоедова».

В мире потустороннем этот мотив реализуется в сцене бала у Сатаны. Все это рождает у читателей ассоциации с «пиром во время чумы». Именно так описывает автор все происходящее в современной ему Москве.

В центре изображения писателя — творческая интеллигенция, литераторы МАССОЛИТа. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена литературных интересов интересами сугубо материальными.

Будучи членом МАССОЛИТа, можно решить не только «творческие проблемы, но и квартирные, и дачные, и продовольственные». С изображением этих «художников» связан особый сатирический пласт в романе. Отмечая сходство с поэмой Н.В. Гоголя «Мертвые души», критики писали, что перед нами предстают словно образы-маски, кружащиеся бесовским хороводом.

Это «румяногубый гигант, золотоволосый, пышнощекий» Амвросий-поэт, беллетрист Бескудников, писательница Настасья Лукинишна Непременова, известная под псевдонимом «Штурман Жорж», бездарный поэт Рюхин, критики Латунский и Лаврович, ставшие гонителями Мастера, председатель МАССОЛИТа Берлиоз.

Эти люди имеют определенный вес в литературном мире, однако они озабочены лишь собственной карьерой. Это искусные ремесленники, безнравственные, циничные прагматики, служащие не идее, а «социальному заказу», открывающему им путь к материальному достатку.

Характерна в этом плане сцена заседания правления МАССОЛИТа. Занятые мыслями о распределении писательских дач, эти псевдолитераторы страдают от духоты. И это авторское замечание в высшей степени символично. М.А. Булгаков замечает, что «ни одна свежая струя не проникала в открытые окна». Таким образом, все интересы этих людей сосредоточены сугубо в сфере материальных благ.

Та же самая атмосфера царит и в мире городских чиновников, в театральной среде, в мире простых обывателей. За четыре дня пребывания в Москве Воланд открывает читателям истинное лицо многих персонажей.

Так, Степа Лиходеев, директор варьете, — никчемный человек и пьяница; Никанор Иванович Босой — взяточник; буфетчик Фокин — вор; «тщательно маскирующийся под пролетария» поэт Рюхин — «левый поэт», лицемер и подпевала. В мире Вечности этим героям, по мысли автора, соответствуют свои персонажи — преступники, отравители, палачи, сводники.

Сатана же предстает у Булгакова в роли судьи и обличителя московского мира, в роли своеобразного защитника истины.

Однако традиционно этот герой — воплощение темных сил, символ зла. Вместе с тем исследователи отмечали, что проделки Воланда несопоставимы в романе с настоящей московской действительностью, характерные черты которой — всеобщий развал, репрессии, узаконенное насилие. Таким образом, Москва соответствует в романе древнему городу — Ершалаиму. И современная политическая жизнь перекликается с общественной жизнью в Ершалаиме.

В романе Булгакова сложно переплетаются два исторических времени: тридцатые годы двадцатого века и тридцатые годы первого века нашей эры. Причем период действия в московских и ершалаимских главах совпадает. События происходят в течение нескольких дней перед праздником Пасхи. В финале же современный и древний мир у Булгакова сливаются в мире Вечном, потустороннем.

Мастер и его возлюбленная обретают покой в Вечности. Мастер избавляется от своих страданий, навсегда остается с Маргаритой и своим творчеством. Понтий Пилат получает прощение и избавляется от мук совести, терзавших его две тысячи лет. Иешуа же остается верен своим идеалам.

Таким образом, время — это сложная философская категория в романе. Писатель говорит нам о том, что мир не меняется с течением времени, все так же существует в нем добро и зло, люди «напоминают прежних», и в любом времени есть свой Понтий Пилат и свой Иешуа.

Булгаков М.А. «Белая гвардия». Образ дома в романе «Белая гвардия». Основная тема романа

Оставить ответ