Сочинение Дорога чести Андрея Болконского. образ и духовные искания Андрея Болконского. Лев Николаевич Толстой. Война и мир.


Содержание:

  1. Образ и духовные искания Андрея Болконского
  2. Судьба Андрея Болконского в Аустерлицком сражении
  3. Андрей Болконский и Пьер Безухов дружба
  4. Андрей Болконский и Сперанский
  5. Последняя встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского
  6. Андрей Болконский накануне Бородинского сражения

Образ и духовные искания Андрея Болконского

Дорога чести Андрея Болконского в романеэпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Образ и духовные искания Андрея Болконского — это один из самых сложных образов в романе «Война и мир». Сначала, по замыслу Толстого, это был просто «блестящий молодой человек», убитый в Аустерлицком сражении, затем он стал сыном старика Болконского, потом образ приобрел еще большую самостоятельность и глубину.

Дорога чести Андрея Болконского или  образ и духовные искания Андрея Болконского заставляют читателя увидеть в романе на сколько бывают разные люди, по темпераменту, характеру жизни и достижению целей, ставить нам первое место сострадание и  всепрощение.

Попробуем проанализировать характер героя. Тип Андрея Болконского — тип человека рационального, рассудочного, склонного к постоянному самоанализу. Он наделен незаурядным умом, резким и ироничным, блестящей памятью, сильной волей. Пьер всегда удивлялся начитанности князя Андрея, его необыкновенной памяти, способности работать и учиться. Отсутствие же склонности Болконского к мечтательному философствованию тоже поражало Пьера, но в этом он видел силу князя Андрея, а не слабость.

Действительно, как замечает Н.К. Гудзий, по внутренней собранности, организованности, четкой дисциплине, сильной воле характер Болконского контрастирует с характером Пьера Безухова. Однако «сама напряженность его мысли — результат большого, хотя и скрытого, темперамента, внешне сдерживаемого внутренней дисциплиной и выдержкой человека, умеющего управлять своими душевными движениями».

Сочинение Дорога чести Андрея Болконского или образ и духовные искания Андрея Болконского. Лев Николаевич Толстой. Война и мир.
Образ и духовные искания Андрея Болконского

Отличительная черта князя Андрея — энергичность, стремление к активной деятельности. Он молод и честолюбив, мечтает о подвигах и славе. Кумиром Болконского в этот период является Наполеон. И князь Андрей едет в армию, где он может проявить себя, реализовать свои честолюбивые помыслы.

Судьба Андрея Болконского в Аустерлицком сражении

В Аустерлицком сражении он получает тяжелое ранение, и жизнь открывается ему совсем по-иному. Истекая кровью на Аустерлицком поле, Болконский вдруг осознает, насколько пусты, мелки и ничтожны все его прежние желания. Мечты о славе, героическом подвиге, любви окружающих, гений Наполеона — все кажется ему суетным, далеким от истинного смысла жизни, «заключенного в огромном, бесконечном небе», которое он видит перед собой.

«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака поэтому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец». В жизни героя происходит своего рода «откровение», резко изменяющее его судьбу.

Сочинение Дорога чести Андрея Болконского или образ и духовные искания Андрея Болконского. Лев Николаевич Толстой. Война и мир.
Судьба Андрея Болконского в Аустерлицком сражении

Осознав мелочность честолюбивых помыслов, князь Андрей уходит в частную жизнь. В душе его — «охлаждение к делу», в мыслях — скептицизм и безверие, в чувствах — равнодушие и безучастность. Болконский начинает жить для своей семьи, занимаясь воспитанием Николеньки после смерти Лизы.

Однако «простая жизнь дается ему со страданием, тайная ее глубина и значительность для него не открыта».

И причиной этого является не только чувство собственной исключительности, неизменно присутствующее в этом герое, но и особая внутренняя сложность князя Андрея, которая передается Толстым через соотнесение мироощущения его с образом далекого, бесконечного, голубого неба.

Как замечает С.Г. Бочаров, образ неба здесь заключает в себе многое — тут и величие, и вечность, и стремление к идеалу, и холодность, безжизненность. Оборотная сторона нетерпимости, категоричности князя Андрея — это стремление к «небесному» идеалу, жажда обрести его в земной жизни, жажда совершенства. Болконский, по замечанию исследователя, не может соединить «небесное» и «земное» в своей душе, не может примириться даже с малейшим отступлением от «идеала».

Грубая действительность часто оскорбляет возвышенное восприятие князя Андрея. Поэтому здесь возникает подспудный мотив смерти — Болконский «слишком хорош» для земной жизни.

Андрей Болконский и Пьер Безухов дружба

Сочинение Дорога чести Андрея Болконского или образ и духовные искания Андрея Болконского. Лев Николаевич Толстой. Война и мир.
Андрей Болконский и Пьер Безухов дружба

Пьер, приехавший в Богучарово, поражается душевному состоянию князя Андрея, его потухшему взгляду. Пьер с воодушевлением рассказывает другу о тех преобразованиях, которые он предпринял в имениях, но Болконский скептически относится к необходимости этих нововведений.

Безухов убеждает друга в необходимости «жизни для всех». Но такая жизнь приносит князю Андрею лишь горечь и разочарование: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол».

Пьер считает, что душевный кризис друга — состояние временное, что сиюминутные убеждения Болконского далеки от истины, которая существует в мире независимо от всех человеческих заблуждений. «…Есть истина и есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить… что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно…» — убеждает он князя Андрея.

Слова Пьера воодушевляют Болконского, в душе его просыпается «что-то давно заснувшее, что-то лучшее и радостное». «Возвращению к миру» помогает и его поездка в Отрадное. Здесь он замечает Наташу Ростову, слышит нечаянно ее ночной разговор с Соней. Как замечает В. Ермилов, Наташа самим существованием своим, «полнотою, избытком сосредоточенной в ней силы жизни» дает Болконскому новые силы.

Именно после этого эпизода в душе его просыпается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

Обновленный, преображенный дуб, напомнивший о старости, теперь вызывает в душе князя Андрея «беспричинное весеннее чувство радости», жажды деятельности и любви. Однако здесь вновь возникает мотив отчуждения героя от жизни. Наташа определяет судьбу Болконского, но он даже не познакомился с ней, лишь увидев и услышав ее. Тем самым писатель подчеркивает, что «жизнь идет независимо от Андрея Болконского, сама по себе; ей, жизни, нет дела до уединившегося, отгородившегося от нее князя Андрея».

И этот мотив отчуждения от жизни, думается, связан и с несостоявшимся счастьем Болконского, с его несчастливой любовью. По Толстому, счастья достоин лишь тот человек, в котором есть для этого необходимая воля к жизни, любовь к ней, принятие ее. Все то, что дает ощущение жизненной полноты и бессмысленной радости человеческого существования.

В Болконском же все его бессознательные порывы к жизни не могут восстановить гармонического равновесия личностного восприятия и реального, прозаического окружающего мира. Поэтому чувства героя здесь — это не более чем один из таких порывов его.

После поездки в Отрадное князь Андрей вновь обретает желание «жить вместе со всеми», в нем возрождается утраченная энергия, пробуждается интерес к общественной деятельности. Он едет в Петербург, чтобы принять участие в проводимых в России реформах. Его кумиром на этот раз является Сперанский. Став членом комиссии составления воинского устава, князь Андрей испытывает в Петербурге «чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы».

Андрей Болконский и Сперанский

Сочинение Дорога чести Андрея Болконского или образ и духовные искания Андрея Болконского. Лев Николаевич Толстой. Война и мир.
Андрей Болконский и Сперанский

Сперанский кажется ему идеалом «вполне разумного и добродетельного человека», он испытывает к нему «страстное чувство восхищения, которое он когда-то испытывал к Бонапарте». Однако, восхищаясь необыкновенным складом ума Сперанского, его энергией и упорством, князь Андрей вместе с тем неприятно поражен его холодным, зеркальным взглядом, не пропускающим к себе в душу, и слишком большим презрением к людям, которое он заметил в этом человеке.

На домашнем обеде у Сперанских князь Андрей окончательно разочаровывается в своем кумире. В домашней обстановке человек наиболее естествен — Болконскому же все жесты, позы, речи Сперанского кажутся делаными и наигранными. Тонкий звук голоса Сперанского неприятно поражает князя Андрея. И опять героя посещают мысли о ничтожности происходящего, он вспоминает свои хлопоты, искательства, формализм заседаний, где «старательно и кратко обходилось все, что касалось сущности дела».

Поняв всю праздность этой работы, бюрократизм чиновников, а главное, почувствовав, что она не может сделать его счастливее и лучше, князь Андрей уходит с государственной службы.

Последняя встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского

В Петербурге Болконский вновь встречается с Наташей Ростовой, и эта случайная встреча на балу становится судьбоносной. «Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с се удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке». В Наташе его бессознательно привлекает то, чего нет в нем самом, — простота, полнота жизни, принятие се, непосредственность восприятия и огромная внутренняя свобода. Он чувствует в Наташе «присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей…».

Последняя встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского
Последняя встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского

Сам Болконский никогда не был внутренне свободен — он скован общественными правилами, моральными нормами. Поэтому любовь к Наташе — самое сильное из всех чувств, испытываемых героем. Это самый большой порыв его к жизни. Однако счастью Болконского не суждено было состояться, Наташа неожиданно увлеклась Анатолем Курагиным.

Андрей Болконский накануне Бородинского сражения

И Болконский вновь идет на военную службу. Теперь служба для него — это спасение от личного несчастья, желание забыться в кругу новых людей и дел. «Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и поэтому он старался в отношении этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг». Но чувство долга не позволяет ему оставаться безучастным к великим, грандиозным событиям.

Нашествие французов на Россию для Болконского — точно такое же несчастье, как и смерть его отца, как и разрыв с Наташей. Свой долг князь Андрей видит в том, чтобы защищать Родину. Перед Бородинской битвой он разговаривает с Пьером, приехавшим на поле сражения. Болконский больше не верит в военный гений и в разумную волю отдельной личности. Вера его теперь заключается в «народном чувстве», той «скрытой теплоте патриотизма», которая объединяет всех русских солдат и дает им уверенность в победе. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» — говорит он Пьеру.

Сочинение Дорога чести Андрея Болконского или  образ и духовные искания Андрея Болконского. Лев Николаевич Толстой. Война и мир.
Андрей Болконский накануне Бородинского сражения

В бою князь Андрей получает тяжелое ранение, герой ощущает близость смерчи, и только теперь происходит перелом в его мировосприятии. После перенесенных страданий он чувствует «блаженство, давно не испытанное им». Сердце его наполняет не испытанное им ранее чувство христианской любви. Он чувствует жалость и сострадание, увидев лежащего рядом раненого Анатоля.

Сочинение Дорога чести Андрея Болконского или образ и духовные искания Андрея Болконского. Лев Николаевич Толстой. Война и мир.
Наташа Ростова и Андрей Болконский

«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал бог на земле…» — все это открывается вдруг князю Андрею. Однако всеобщая, сострадательная любовь начинает бороться в умирающем Болконском с любовью к Наташе, с любовью, привязывающей его к жизни, когда они встречаются в Мытищах. И первая любовь побеждает — вместе с ней князь Андрей «отказывается» от жизни, умирает. Толстой в романе противопоставляет жизнь и христианскую, всепрощающую любовь.

Жизненный путь Андрея – это «дорога чести». Все жизненные испытания Андрея Болконского в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого – это  момент истины. Судьба Андрея Болконского – это путь человека, который совершает ошибки и способен искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенствованию.

Дорога чести Андрея Болконского или  его образ и духовные искания были проникнуты стремлением к недостижимому идеалу.Таким идеалом для него оказывается всепрощение и сострадание. Обретя новое мировосприятие, он преодолевает душевную ограниченность индивидуализма и нетерпимости. Умирает он, достигнув гармонии если не с жизнью, то хотя бы с самим собой.

Путь духовных исканий Пьера Безухова сочинение. Лев Николаевич Толстой. Война и мир.

Княжна Марья Болконская образ в романе Война и мир.  Л.Н. Толстой.