Тема дома и семьи является смысловой доминантой романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». В романе представлена своеобразная авторская концепция семьи, связанная с темой национального единства, осмыслением писателем судьбы нации.
В романе писатель создает грандиозную эпопею казачьей жизни, показывает нам жизнь и быт казачества. В этой среде всегда существовали свои определенные незыблемые традиции.
Казак должен был служить царю и Отечеству, почитать и уважать старших, повиноваться родительской воле. В основе жизни были православные ценности — вера в Бога, любовь к семье. За недостойные поступки — оскорбление женщины, измену Родине — могли покарать человека смертью.
Казаки были трудолюбивы, дисциплинированны, отзывчивы. Такова в романе семья Мелеховых. История этой семьи представлена уже в самом начале повествования. «Ме-леховский двор — на самом краю хутора» — так писатель начинает роман. И далее мы узнаем об обитателях этого двора — о трагедии Прокофия Мелехова, похоронившего красавицу-турчанку, о его потомках. Так, глава настоящей семьи Мелеховых — Пантелей Прокофьевич, складный, кряжистый старик. Он трудолюбивый, хозяйственный, по-крестьянски мудрый. На первый взгляд, обладает крутым нравом («в гневе доходил до беспамятства»), но в душе добрый и отходчивый.
В трудные времена он старается сплотить всю семью, сохратть хозяйство, несет в дом все, что находит, даже пулемет. Тангелей Прокофьевич следит и за моральной атмосферою! семье: всеми силами он пытается помешать преступи* любви Григория и Аксиньи, стремится сохранить семью сына, избавить от страданий Наталью. Мучительно пероивает герой все происходящее в стране: через дом Мелск«ых проходит линия обороны, и неоднократно приходится его покидать родной дом, спасая свою жизнь и хозяйство. В трудные минуты он всегда готов поддержать семью, помочь леям. Большим горем становится для него смерть старшего сына Петра, неопределенность судьбы Григория.
Постепенно разоряется крипкое мелеховское хозяйство, все приходит упадок. Но Пантелей Прокофьевич махнул рукой на эти потери: «Все, чего лишался старик, по его словам, было никуда не годное. Такая уж у него повелась привычка утешать себя». Тяжелым испытанием становится для героя раскол некогда дружной семьи: Дуняшка, «отцова слабость», влюбляется в убийцу своего брата Мишку Кошевого; Наталья, жена Григория, отдалится от семьи; Дарья, старшая сноха, почти не живет в дом.
Потом и вовсе приходит беда: Наталья избавляется от ребенка и умирает от потери крови, топится Дарья, подхватившая «дурную болезнь». А вскоре от тифа погибает и сам Пантелей Прокофьевич. И умирает он вдали от родного дома, на Кубани, куда вынужден бежать, спасаясь от наступления красных.
Пытается сохранить семью и Ильинична. Автор называет ее «мужественной и гордой старухой». В финале она смиряется с выбором дочери. Ильинична переживает за единственного оставшегося живых сына, и перед смертью она прощается с ним в степи: «Гришенька! Родненький мой! Кровинушка моя!»
Вслед за Ильничной умирает от скарлатины Полюшка, дочь Григория. Сам же он уходит с Аксиньей на Кубань, но в пути она погибает. Так рушатся родственные связи, гибнет то, что, по мысли автора, должно быть вечно и незыблемо. Разрушение семьи и гибель любимой женщины «лишает Григория связи с миром и желания в этом мире существовать, более того, оно означает распад всей органической целостности бытия».
Характерно в романс замечание Пантелея Прокофьевича: «У всех одинаково все рухнулось». Ш
Шолохов с горечью показывает, как драматична судьба каждой казачьей семьи. В романс гибнут и распадаются семьи Коршуновых, Кошевых, Моховых. И виноват в этом не только натиск внешнего мира, войны и революции, деливших зачастую «отцов и детей» на два враждебных лагеря. Но таковы, по мысли автора, и тенденции внутреннего течения жизни в романс.
Вся история «запретной» любви Григория и Аксиньи, приведшая к гибели Натальи, сюжетная линия Митьки Коршунова и Лизы Моховой, поведение Дарьи, конфликт Дуняшки со старшими из-за ее любви к Мишке Кошевому показывают, что надломился привычный уклад казачьего бытия, в основе которого всегда была патриархальность, безусловный авторитет старшего, а также религиозные и нравственные законы.
Таким образом, семья — это центр художественного мира у Шолохова. Нравственное единство «отцов и детей» — это тот положительный идеал, который противостоит «трагическому для нации разобщению человека с человеком». Поэтому гибель семьи осмысливается писателем как национальная трагедия.