Мариинский театр история создания


Современный Мариинский театр располагается по адресу г. Санкт-Петербург Театральная площадь, 1.

Мариинский театр Санкт-Петербург история

Мариинский театр история создания
Большой театр сер. XIX в

В 1760-1770-х гг. на месте нынешней Театральной площади существовало «карусельное место». (Каруселями тогда называли любимое развлечение придворного общества — театрализованные действа в подражание рыцарским турнирам.) Стояло здесь и небольшое деревянное здание одного из первых столичных театров.

История здания Мариинского театра достаточна обширная и интересная. В нем давали спектакли воспитанники Петербургской танцевальной школы, выступала итальянская оперная труппа. Нередко на Карусельной площади проходили народные гулянья.

В 1775-1783 г. высочайшим повелением Екатерины II на месте деревянной постройки возвели каменный театр по проекту итальянского архитектора А. Ринальди. Императрица не пожалела средств на огромное величественное здание, богато украшенное колоннами и мраморной скульптурой.

Своими размерами и пышностью оно превосходило многие крупнейшие европейские театры тех времен. Над главным входом возвышалась статуя древнеримской богини Минервы — покровительницы наук и искусств.

Зрительный зал был не очень вместительным, однако сцену оборудовали по последнему слову техники.

Театр называли Большим или Каменным, а площадь перед ним — площадью Каменного театра (впоследствии просто Театральной).

Петербуржцы охотно посещали новый театр, где давала представления придворная оперно-балетная труппа. Вначале публику оповещали о спектаклях через рассыльных, а затем в городе появились «печатные зрелищные листочки» — прародители современных афиш.

В 1811 г. театр сгорел. Восстановление продвигалось медленно, помешала начавшаяся война с Наполеоном. Только через семь лет в обновленном здании продолжились оперные и балетные постановки.

В 1848 г. на площади перед Большим театром на берегу Крюкова канала возвели новое строение — своеобразный театр-цирк с огромным зрительным залом больше чем на полторы тысячи мест.

На его круглой сцене можно было давать как театральные, ток и цирковые представления. Автором проекта этого необычного здания стал архитектор А. К. Кавос.

Через десять лет на площади опять случился пожар и театр-цирк сгорел. Александр II поручил Кавосу восстановить здание, но уже исключительно как театр для музыкальных выступлений.

В октябре 1860 г. театр, названный Мариинским в честь жены императора Марии Александровны, вновь открыл свои двери для зрителей. По свидетельствам современников, это был «великолепнейший в Европе театр». Его первым представлением стала знаменитая опера М. И. Глинки «Жизнь за царя».

Вскоре в здание переехала русская оперная, а затем и ба­ летная труппа. Старый Каменный театр закрыли, в его здании разместилась Санкт-Петербургская консерватория.

В конце XIX в. здание Мариинского театра решили реконструировать и расширить: перестало хватать служебных помещений.

Под руководством архитектора В. А. Шретера деревянные конструкции театра заменили металлическими, кроме того в здании уст­ роили новейшие системы отопления и вентиляции. К главному фасаду со стороны Театральной площади пристроили новый корпус, в ко­ тором разместилось фойе, вестибюль и парадные лестницы.

Изменился не только внешний вид театра, но и зрительный зал. Его украсили скульптурой, позолоченным орнаментом и роскошной трехъярусной бронзовой люстрой с хрустальными подвесками.

Внимание всех зрителей неизменно приковывал живописный плафон с изображением танцующих девушек и амуров, окруженный портретами известных русских драматургов. Зал дошел до наших дней практически без изменений и по­ ныне считается одним из самых красивых в мире.

В 1914 г. в театре появился уникальный занавес, ставший его эмблемой. Он был создан по эскизам выдающегося театрального художника А. Я. Головина.

После Октябрьского переворота театр был передан в ведение Народного комиссариата просвещения, а в 1920 г. его название сменилось на Государственный академический театр оперы и балета. В 1934 г. после убийства С. М. Кирова театру присвоили имя этого политического деятеля.

Среди горожан в то время бытовало неофициальное название Кировский.

В годы Великой Отечественной войны часть театрального коллектива была эвакуирована в Пермь, где артисты продолжали работать и даже ставить новые спектакли.

Но многие из них остались в блокадном Ленинграде и работали в концертных бригадах. За годы войны здание театра сильно пострадало от вражеских снарядов и авиабомб. Его восстановление началось еще до снятия блокады и завершилось уже к осени 1944 г.

В 1970 г. с южной стороны здания пристроили новый корпус для малой сцены и репетиционных залов. Его фасады оформили в едином стиле с основным зданием, возведенным более ста лет назад.

После распада СССР в 1992 г. театр вновь стал Мариинским. В начале нынешнего столетия на противоположном берегу Крюкова канала началось строительство его второй сцены, вызвавшее у горожан множество неоднозначных суждений. В мае 2013 г. она была открыта.

На протяжении всей истории Мариинского театра в нем звучала музыка выдающихся композиторов: A. П. Бородина, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, И. Ф. Стравинского. На его сцене танцевали легенды русского балета Е. И. Истомина, М. Ф. Кшесинская, А. П. Павлова, Г. С. Уланова, B. Ф. Нижинский, Р. X. Нуреев, M. Н. Барышников, выступали всемирно известные певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, H. Н. Фигнер и многие, многие другие.

Мариинский театр история создания
Современный мариинский театр

Здесь создавались и знаменитые «Русские сезоны» талантливого антрепренера С. П. Дягилева, которые пользовались успехом во всем мире и стали первым шагом к небывалому расцвету русского балета.

Сегодня в репертуар «Мариинки» входят произведения золотого фонда мировой оперной и балетной классики. В последние годы его коллектив осуществил совместные постановки с крупнейшими театрами мира: миланским «Ла Скала», лондонским «Ковент-Горден», венецианским «Ла Фениче», парижским «Опера Бастиль», ньюйоркским «Метрополитен-опера».

Мариинский театр, один из старейших в России, по сей день считается одним из символов русской культуры. Приезда его труппы с нетерпением ждут за рубежом, а представления в Петербурге всегда проходят с аншлагами.

Никольский морской собор в Санкт-Петербурге история

Оставьте ответ