Образ Владимира Ленского
Исследователи отмечали антитетичностъ образов в романе, симметричность происходящих событий.
Так, Татьяна полюбила Онегина, который не смог ответить на се чувства. Ленский же полюбил Ольгу, чувства которой, в сущности, оставались очень поверхностными. Онегин и Ленский не просто полярные персонажи, они воплощают собой два художественных типа — разочарованного скептика-байрониста и пылкого, восторженного романтика.
«Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского, другую жертву русской жизни, другую сторону Онегина. Это — острое страдание рядом с хроническим. Это одна из тех целомудренных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде; приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от этой нечистой почвы, разве только смерть. Эти отроки — искупительные жертвы — юные, бледные, с печатью рока на челе, проходят как упрек, как угрызение совести, и печальная ночь, в которой «мы движемся и пребываем», становится еще чернее», — писал А.И. Герцен.
Среди прототипов Ленского исследователи называют Кюхельбекера, Дмитрия Венсбитинова. Ленский — это юный поэт, мечтатель, сохранивший веру в идеалы. Вернувшись из Германии, он привез «учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч». Характеристики этого героя рассыпаны по тексту романа: «Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт», «Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених», «Он сердцем милый был невежда».
Ленский совершенно не имеет жизненного опыта, его душа не испорчена светом, характер возвышен и благороден. Но вместе с тем Ленский совершенно далек от реальной жизни.
Он увлечен поэзией, своей любовью к Ольге, не постигнув сущности ее натуры. «Он полюбил Ольгу, — и что ему была за нужда, что она не понимала его, что, вышедши замуж, она сделалась бы вторым, исправленным изданием своей маменьки, что ей все равно было выйти — и за поэта, товарища ее детских игр, и за довольного собою и лошадью улана?
Ленский украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было и о которых она и не заботилась. Существо доброе, милое, веселое, Ольга была очаровательна, как все «барышни», пока они еще не сделались «барынями»; а Ленский видел в ней фею, сильфиду, романтическую мечту…» — писал Белинский.
Исследователи отмечали, что выбор Ленского характерен. Он возвел в свой идеал пустое ничтожество, не заметив поэтической, глубокой натуры Татьяны (Д. Благой). И эта ситуация подчеркивает оторванность этого героя от реальной жизни, беспочвенность романтизма.
И Пушкин неоднократно подчеркивает это в тексте романа. Так, в своих стихах Ленский «пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль, И романтические розы…». Автор любит своего героя, но порой мягко иронизирует над ним.
«Пушкин обрисовал характер Ленского с той нежностью, которую испытывает человек к грезам своей юности, к воспоминаниям о временах, когда он был так полон надежды, чистоты, неведения. Ленский — последний крик совести Онегина, ибо это он сам, это его юношеский идеал. Поэт видел, что такому человеку нечего делать в России, и он убил его рукой Онегина…» — писал А.И. Герцен.
Ленский — это единственный человек в романе, с которым сходится Онегин. И как заметил В.Г. Белинский, дружба с Ленским «всех громче говорит против мнимого бездушия Онегина».
Он слушал Ленского с улыбкой…
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству.
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет.
Да верит мира совершенству.
Однако финалом этой дружбы становится дуэль. «В простом желании Онегина подшутить над ним он [Ленский] увидел и измену, и обольщение, и кровавую обиду. Результатом всего этого была его смерть, заранее воспетая им в туманно-романтических стихах».
Какой могла быть судьба Ленского при иных обстоятельствах?
Пушкин не дает точного ответа на этот вопрос. Автор предлагает читателю два возможных варианта судьбы героя — высокий, поэтический удел и обыкновенная, прозаическая жизнь:
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат…
Итак, в образе Ленского поэт развивает несколько важнейших для него тем — темы юности, дружбы, идеализма, первой любви.
Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» состоит в том, что одним из персонажей его является сам автор. Роман насыщен мыслями и рассуждениями поэта, его чувствами, воспоминаниями о юности, друзьях и т. д.
Как замечает С.Г. Бочаров, «в «Онегине» нам не дано забыть об авторе…, и объективность романа обращена постоянно в образ сознания…». Причем автор активно вмешивается в действие, проявляя свое отношение к происходящему. Все это создает определенную дистанцию между автором и созданным им героем — Евгением Онегиным. «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной…» — замечает Пушкин.
Здесь поэт провозглашает реалистический принцип изображения жизни (романтики через своих героев выражали собственные мысли и чувства, Пушкин же последовательно отделяет себя от своего героя).
Каким же предстает образ автора в романе?
Прежде всего, отметим, что он существенно меняется в процессе повествования. Как и образ Онегина, образ автор претерпевает определенную духовную эволюцию. В начале романа мы видим автора молодым человеком, живым, естественным, свободным, веселым и жизнерадостным, чуть ли не эпикурейцем.
Пушкин говорит о своей любви к театру, восхищается блеском и праздничной суетой балов, вспоминает о былых романах, восторгается женской красотой. Он вспоминает прожитые годы, важнейшие события своей жизни. Все пережитое в Лицее, в Петербурге, на юге, в Михайловском верным эхом отзывается в романе.
В финале же романа, по прошествии восьми лет, Пушкин предстает перед нами уже зрелым человеком, приобретшим жизненный опыт, мудрость, новый взгляд на вещи.
Какие б чувства не таились
Тогда во мне — теперь их нет:
Они прошли иль изменились…
Мир вам, тревоги прошлых лет!
Характерно, что образ автора при этом не тождествен до конца образу поэта А.С. Пушкина. Автор — повествователь и одновременно «герой» «Евгения Онегина»1. Исследователи отмечали, что «Пушкин стремится к постоянной игре с читателем, он, с одной стороны, как будто рассказывает о реальных событиях, с другой — постоянно указывает на то, что герои вымышленные. Достигается своеобразный эффект «мерцания»…».
Автор показывает свое отношение к героям: Татьяна для него — «милый идеал», Онегин тоже в чем-то близок ему — в определенный период жизни поэту «нравились его черты». Призвав на помощь шутку и иронию, автор ведет откровенный разговор с читателем, зачастую иронизирует над светскими представлениями о жизни, размышляет о быстром ходе времени.
Мы видим, что автор живет в гармонии со своим природным ритмом, со своим возрастом — каждая пора его жизни отмечена сообразностью чувств, эмоций и поступков, наполнена глубоким смыслом в общечеловеческом контексте, воспринята им самим как бесценный духовный опыт:
0Так, полдень мой настал, и нужно
Мне в том сознаться, вижу я.
Ну так и быть: простимся дружно,
О юность легкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары;
Благодарю тебя. Тобою,
Среди тревог и в тишине,
Я насладился… и вполне;
Довольно! С ясною душою
Пускаюсь ныне в новый путь
От жизни прошлой отдохнуть.
Так постепенно предстает перед нами образ искреннего, мудрого, цельного и жизнелюбивого поэта, истинные ценности для которого — это любовь, дружба, творчество. Свой роман Пушкин заканчивает пожеланием к читателю:
Дай Бог, чтоб в книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти,
За сим расстанемся, прости!
Как мы уже отмечали ранее, образ автора определяет отмеченный критиками энциклопедизм романа. В «Евгении Онегине» всесторонне исследованы самые характерные тенденции жизни русского общества начала 20-х годов XIX века.
«В своей поэме он [Пушкин] умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», — писал Белинский.
Образ Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин