Система образов персонажей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Н.M. Карамзин
Персонажи произведения Бедная Лиза характеризуются автором глубоко и многосторонне, исследованы характеры всех главных персонажей в повести.
Структура повести Карамзина «Бедная Лиза» необычна. Автор-рассказчик выступает одновременно и героем повествования. Причем образ героя-рассказчика не тождествен образу Карамзина-писателя. Это тоже литературный персонаж. Он наделен определенными чертами характера. Это тонкий, чувствительный, впечатлительный человек, любящий природу, интересующийся историей Отечества. Он любит гулять в окрестностях Симонова монастыря, размышлять о жизни. Вся история Лизы передана ему непосредственным участником событий, Эрастом.
С ним герой-рассказчик встречается за год до его гибели. И герой-рассказчик искренне сочувствует обоим персонажам — и Лизе, и Эрасту, не осуждая их, но пытаясь понять каждого. Повесть Карамзина лишена дидактизма и морализаторства.
Образ героини повести Карамзина Бедная Лиза
Авторская беспристрастность, определенная объективность обусловлена еще и тем, что за каждым из героев стоит свой культурно-литературный контекст. Так, мир Лизы — это мир пасторали, патриархальной идиллии, природы. Эта героиня чувствительная, возвышенная, утонченная, жертвенная. При этом ей свойственна рефлексия, мечтательность, способность к экзальтации чувств, ее мироощущение далеко от здорового крестьянского взгляда на вещи.
Вот как обрисовывает Карамзин внутренний мир своей героини, ее мысли: «Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое: ах! я поклонился бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым — взял бы, может быть, руку мою… Мечта!»
Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом». Исследователи рассматривают Лизу как традиционный сентименталистский образ, восходящий к героиням Ричардсона и Руссо.
Эраст герой повести Бедная Лиза
Эраст — «герой цивилизации», человек, неудовлетворенный существующей действительностью. Вот как говорит о нем автор: «Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет».
Автор говорит об Эрасте здесь с долей иронии, тем не менее, этот персонаж — предтеча героев романтизма, героев, противостоящих «большому свету», и предтеча «лишних людей» в русской реалистической литературе. Он напоминает нам и пушкинского Алеко из поэмы «Цыганы», и (в чем-то) лермонтовского Печорина, и Ивана Тимофеевича из повести Куприна «Олеся», и «блестящего барина» Паратова из драмы Островского «Бесприданница». Это достаточно сложный, противоречивый образ. Природная доброта не становится определяющей в поведении Эраста.
Он эгоистичен, слаб духом, меркантилен. Лейтмотивом этого образа становятся деньги, «которые в сентиментальной литературе всегда вызывали настороженное, подозрительное и даже осудительное отношение».
Так, при первом знакомстве с Лизой он покупает у нее ландыши. Перед уходом на Войну, расставаясь со своей возлюбленной, он «принудил ее взять у него несколько денег». В армии Эраст «вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение». В результате ему пришлось оставитьть Лизу и жениться на богатой вдове. В финале вновь возникает мотив денег. Прощаясь навсегда с Лизой, Эраст дает ей сто рублей.
Характерно, что этот же мотив денег словно переходит и на образ Лизы. Прощаясь с жизнью, она посылает деньги матушке — «десять империалов». Как отмечали исследователи, идиллический мир героини постепенно разрушается вторгшимся в него героем, который изначально является чужеродным для этой среды. Разрушается и натура Лизы, эволюции подвергается и ее поведение, и ее характер. Любовь, безраздельно завладевшая ее душой, словно подавляет все ее прежние свойства, лишив ее прежней целостности и гармоничности мироощущения. Чувство Лизы меняет ее взгляд на мир, на свою семью, на собственную личность.
Персонажи произведения Бедная Лиза выписаны Карамзиным очень тщательно, характеры их исследованы глубоко и многосторонне, насколько это возможно в пределах культуры сентиментализма.