Какова роль пейзажа в повести Бедная Лиза. Психологизм лирики Карамзина


Содержание:

  1. Образ Эраста в повести
  2. Образ Лизы и ее семьи в повести
  3. Психологизм Карамзина в повести
  4. Как Эраст относится к Лизе

Психологизм писателя и роль пейзажей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Для писателей-сентименталистов характерен интерес к внутренней жизни человека, миру его чувств и переживаний. Все это обусловило развитие психологизма в творчестве сентименталистов, особую роль в этих произведениях  пейзажей, портретов, авторских комментариев и т. д.

В повести Карамзина «Бедная Лиза» повествование построено на основе традиционных сентименталистских оппозиций: богатство — бедность, город — деревня, искусственность — естественность.

И эта полярность смысловых пластов проявляется уже в самом начале повествования.

Образ Эраста в повести

Персонажи произведения Бедная Лиза и их характеристика

Так, повесть открывается пейзажем, который заключаем в себе миры главных героев и мир героя-рассказчика. Печальные строчки его представляют нам мир города, мир «цивилизации», противопоставленный миру природы.

В этом пейзаже чувствуется величественность, даже помпезное и, но вместе с тем здесь намек на сложную духовную жизнь современного человека: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь по правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом».

Этот пейзаж связан с образом Эраста, уже здесь звучат сопровождающие его мотивы — мотив денег («алчную Москву»), мотив терпения («на бесчисленных крестах, к небу возносящихся»), ставший актуальным для героя в финале.

Образ Лизы и ее семьи в повести

Персонажи произведения Бедная Лиза и их характеристика

Другой пейзаж напоминает нам пастораль, сентиментальную идиллию: «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Этот пейзаж уже связан с образом Лизы и с темой ее семьи. Эта тема звучит и далее, но затем она уже выступает в качестве художественного предварения грядущих трагических событий.

Так, развалины монастыря символизируют разрушенную жизнь героини, ее опустошенную душу: «Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. Иногда вхожу в келии и представляю себе тех, которые в них жили, — печальные картины!

Здесь вижу седого старца, преклонившего колена перед распятием и молящегося о скором разрешении земных оков своих, ибо все удовольствия исчезли для него в жизни, все чувства его умерли, кроме чувства болезни и слабости. Там юный монах — с бледным лицом, с томным взором — смотрит в поле сквозь решетку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в морс воздуха, видит — и проливает горькие слезы из глаз своих. Он томится, вянет, сохнет — и унылый звон колокола возвещает мне безвременную смерть его».

Психологизм Карамзина в повести

Какова роль пейзажа в повести Бедная Лиза. Психологизм лирики Карамзина

Впечатления от увиденного сливаются здесь с размышлениями героя-рассказчика: «Иногда на вратах храма рассматриваю изображение чудес, в сем монастыре случившихся, там рыбы падают с неба для насыщения жителей монастыря, осажденного многочисленными врагами; тут образ богоматери обращает неприятелей в бегство. Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества — печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях.

Но всего чаще привлекает меня к стенам Си…нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»

В этом авторском размышлении проступает определенная символика: Москва сравнивается с беззащитной вдовицей, и беззащитной вдовицей является мать Лизы. Татаро-монгольское иго соотносится с пленом души (история Лизы). История России в этих размышлениях сопряжена с историей героини, значение судьбы которой осмысливается в контексте судьбы страны. Тем самым рассказчик подчеркивает значимость судьбы одного человека, равновеликость этой судьбы самой истории.

Далее герой-повествователь передает читателям историю бедной Лизы, зарождение в душе ее первой любви. Поэтапно писатель прослеживает развитие этого чувства. Вот она впервые встречается с Эрастом в Москве. Продавая ему ландыши, она краснеет и опускает глаза. Мы понимаем, что этот герой понравился ей. Вот она проводит томительные часы в ожидании следующей встречи.

Затем Эраст приходит к Лизе в дом, разговаривает с ее матерью. Лиза угощает его молоком и в этот раз она почти не разговаривает с ним.

Но душевные движения героев автор передает с помощью портретных, поведенческих деталей: «Всякий догадается, что он после того благодарил Лизу и благодарил не столько словами, сколько взорами». «И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; но не так скоро молния блестит и в облаке исчезает, как быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором». «Тут в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щеки ее пылали, как зари в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою». «Она раз пять повторила сие имя, как будто бы стараясь затвердить его».

Теперь Лиза уже не радуется по-прежнему жизни, она не ощущает прежнего своего единства с матушкой, скрывая от нее свои чувства. Отношение Эраста постепенно становится определяющим в восприятии всего мира этой героиней. И первое, в чем начинает проявляться крушение всей ее прежней натуры, — это дисгармония в отношениях с природой. Прекрасная картина летнего утра контрастна описанию душевного состояния героини.

«Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу».

Исследователи отмечали, что этот контраст «лишь внешняя форма более глубокого контраста — между Лизой прежней… и Лизой… новой». Таким образом, пейзаж здесь фактически становится психологическим, он раскрывает душевное состояние человека.

И напротив, признание Эраста в любви пробуждает в душе героини прежнюю любовь к природе и бесконечное чувство радости жизни: «Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» — восклицает Лиза.

Сложную смысловую нагрузку несут и другие пейзажи повести. Так, два ночных пейзажа контрастны по своему настроению. Первая картина природы сопровождает невинные свидания героев «под тению столетних дубов»: «Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга; часто лучи сии освещали в глазах нежной Лизы блестящую слезу любви, осушаемую всегда Эрастовым поцелуем. Они обнимались — но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия». Этот пейзаж спокойный, умиротворенный, гармоничный.

И совсем иной становится природа в вечер состоявшейся близости героев: «Мрак вечера питал желания — ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения. Между тем блеснула молния и грянул гром. Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Этот пейзаж уже страшный, дисгармоничный, тревожный. Лиза воспринимает эти природные явления как Божью кару.

Теперь понятно, какова роль пейзажа в повести Бедная Лиза. Пейзажи у Карамзина являются фоном происходящего, раскрывают душевное состояние человека, служат средством характеристики героев, создают определенную эмоциональную атмосферу, несут определенную символику, выполняют функцию художественного предварения.

Однако, раскрывая чувства героев, их душевные состояния, писатель использует и другие художественные средства, например внутренний монолог. Исследователи отмечали, что страсти преобладают над разумом Лизы, приводят ее к потере собственной воли. И писатель раскрывает это читателю, обнажая сокровенные мысли героини: «…Лиза думала: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» «Лизина страсть — это порыв, который разрушает все границы, существующие в ее душе. По сути, фраза, обращенная повествователем к Эрасту: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» — может быть истолкована по отношению к Лизе; она так же безвольно и безрассудно отдается чувствам».

Как Эраст относится к Лизе

Персонажи произведения Бедная Лиза и их характеристика

Точно так же внимательно прослеживает автор и душевные движения героя. Познакомившись с Эрастом, мы понимаем, что его интерес к Лизе в значительной степени обусловлен новизной ситуации, тем контрастом, который явило ему сопоставление светского мира и жизни простых людей. Романтический мотив бегства в природу в полной мере реализуется в образе этого героя. Кроме того, Эраста привлекает новизна отношений.

«Эраст восхищался своей пастушкой — так называл Лизу — и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, — думал он, — не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!»

Однако вскоре положение меняется, между героями возникают близкие отношения, и вот тогда наступает пресыщение. «Любовь дикарки» оказывается ничем не лучше «любви знатной барыни».

Чувства Эраста угасают, он испытывает своеобразное разочарование в своей любви. И вот как размышляет об этом автор: «Свидания их продолжались; но как все переменилось! Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы — одними ее любви исполненными взорами одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, — а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствий, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы».

Тяготясь этими отношениями, Эраст начинает избегать свою возлюбленную, затем идет на войну. Проиграв состояние, он вынужден жениться на богатой вдове и расстаться с Лизой. Однако в финале мы видим этого героя изменившимся. Его история становится исповедью. А исповедь несет в себе возможность покаяния. И мы, действительно, видим искреннее раскаяние героя. И здесь он уже выходит из традиционной роли героя-соблазнителя: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке».

Психологизм писателя и роль пейзажей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» — это суровая правда жизни героев, их трагедии и душевное состояние, отношение друг к другу. Автор раскрывает и ассоциирует пейзаж Москвы с душой каждого героя повести, ничего не скрывая и не приукрашивая.

Заключительный пейзаж в повести перекликается с ее началом. Герой-повествователь вновь возле окрестностей Симонова монастыря: «Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья». Таким образом, мы видим кольцевую композицию, придающую произведению цельность и законченность.

Система образов персонажей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Н.M. Карамзин