- Основные черты характера Плюшкина
- Описание портретов Плюшкина
- Какая была усадьба у Плюшкина
- Чичиков в доме Плюшкина
- Чичиков и Плюшкин сравнение
- Какая речь у Плюшкина
- Сцена купли-продажи мертвых душ у Плюшкина с Чичиковым
Образ помещика Плюшкина в поэме Мертвые души
Образ жизни Плюшкина — продажа «мертвых душ», собирательный образ черствого, бездушного, корыстолюбивого чиновника. Галерея «мертвых душ» заканчивается в поэме Плюшкиным. Истоки данного образа в комедиях Плавта, Мольера, в прозе Бальзака. Однако, вместе с тем, гоголевский герой — порождение русской жизни.
«В среде всеобщего мотовства и разорения… в обществе Петуховых, Хлобуевых, Чичиковых и Маниловых … человека мнительного и неглупого … невольно должен был охватить страх за свое благополучие. И вот скупость естественно становится той манией, в которую развивается его напуганная мнительность … Плюшкин — русский скупец, скупец от боязни за будущее, в устройстве которого русский человек так беспомощен», — замечает дореволюционный критик.
Основные черты характера Плюшкина
Основные черты характера Плюшкина — скупость, жадность, жажда накопительства и обогащения, настороженность и подозрительность. Черты эти мастерски переданы в портрете героя, в пейзаже, в описании обстановки и диалогах.
Описание портрета Плюшкина
Очень выразительна внешность Плюшкина. Характерно, что Гоголь представляет здесь несколько портретов героя.
Первый портрет Плюшкина
Первый портрет Плюшкина — это неопределенное впечатление Чичикова, который долго не мог распознать, кто перед ним: «баба или мужик». Здесь Гоголь использует прием «узнавания», которое «происходит по всем законам комического». Сначала Чичиков решает, что встретил ключницу, потом он увидел, что это «скорее ключник». И только в процессе разговора с «ключником» Павел Иванович выяснил, что перед ним хозяин усадьбы.
Второй портрет Плюшкина
Второй портрет героя также дан в восприятии Чичикова. Здесь Гоголь как бы предваряет субъективное восприятие внешности героями Толстого и Тургенева.
«Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая носом, они высматривают, не затаился ли где кот…».
В этом портрете Гоголь использует развернутое сравнение, прием, характерный для его творческой манеры. Одновременно здесь присутствует гротескный мотив сближения человека с животным.
Примечателен наряд Плюшкина — засаленный и рваный халат, наверченное на шее тряпье. Портретом этим восхищался С. Шевырев. «Плюшкин так живо видится нам, как будто мы его припоминаем на картине Альберта Дюрера в галерее Дориа…» — писал критик.
Маленькие бегающие глазки, похожие на мышей, свидетельствуют о настороженности и подозрительности Плюшкина, порожденной страхом за свое имущество. Лохмотья его напоминают одежду нищего, но никак не помещика, имеющего тысячу с лишним душ.
Третий портрет Плюшкина
В третьем портрете Плюшкина мы видим динамику его душевных движений. Вспомнив о своей былой дружбе с председателем, помещик оживляется. «И на деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег».
И далее Гоголь развертывает начатое сопоставление. «Но напрасно обрадовавшиеся братья и сестры кидают с берега веревку и ждут, не мелькнет ли вновь спина или утомленные бореньем руки, — появление было последнее. Глухо все, и еще страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственней и еще пошлее».
Этот портрет уже дан в авторском восприятии. Таким образом, мы не можем говорить о статичности портрета героя, как не статичен и сам образ Плюшкина.
Какая была усадьба у Плюшкина
Рассмотрим описание обстановки в усадьбе Плюшкина. В описании деревни помещика продолжает развиваться мотив нищеты. Во всех деревенских строениях заметна «какая-то особенная ветхость», избы сделаны из старых и темных бревен, крыши похожи на решето, в окнах нет стекол. Дом самого Плюшкина смотрится «каким-то дряхлым инвалидом».
Местами он в один этаж, местами в два, на ограде и воротах — зеленая плесень, сквозь дряхлые стены виднеется «нагая штукатурная решетка», из окон открыты только два, остальные — заставлены или забиты. «Нищенский вид» здесь метафорически передаст духовную нищету героя, жесткую ограниченность его мировосприятия патологической страстью к накопительству.
Позади дома тянется сад, такой же заросший и заглохший, который, однако, «вполне живописен в своем картинном запустении». «Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы… подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как …мраморная сверкающая колонна… Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем…».
Ослепительно белый, мраморный ствол березы, зеленые чащи, яркое, сверкающее солнце — по своей живописности, наличию световых эффектов пейзаж этот напоминает нам картины природы в произведениях Тургенева и Толстого. Здесь уже нет той условности в изображении природы, которая в целом присутствует в поэме. Это описание отличается от опальных пейзажей поэмы.
Во-первых, картина природы здесь создает «диссонанс» в целостной обрисовке образа Плюшкина. В главах, посвященных остальным помещикам, персонаж соответствует общей атмосфере повествования.
Во-вторых, описание природы здесь отражает философские размышления Гоголя. Е.А. Смирнова отмечает, что сад здесь может символизировать человеческую душу: личная воля каждого определяет «запущенность» нравственных качеств или же расцвет их. Философская символика здесь сближает гоголевский пейзаж с пейзажами Пушкина и Тургонева. Кроме того, стоит отметить, что по яркости своих красок и наличию световых эффектов пейзаж этот контрастен описанию внутреннего убранства помещичьего дома, воссоздающему атмосферу безжизненности, смерти, могилы.
Чичиков в доме Плюшкина
Войдя в дом Плюшкина, Чичиков сразу же попадает в темноту. «Он ступил в темные, широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери».
Далее Гоголь развивает намеченный здесь мотив смерти, безжизненности. В другой комнате помещика (куда попадает Чичиков) — сломанный стул, «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил свою паутину»; люстра в холстинном мешке, благодаря слою пыли похожая «на шелковый кокон, в котором сидит червяк». На стенах Павел Иванович замечает несколько картин, но сюжеты их вполне определенны — сражение с кричащими солдатами и тонущими конями, натюрморт с «висевшею головою вниз уткой».
Как интерьер дома Плюшкина дополняет его образ. В углу комнаты на полу навалена огромная куча старого хлама, сквозь огромный слой пыли Чичиков замечает там кусок деревянной лопаты и старую подошву сапога. Картина эта символична. Как замечает И.П. Золотусский, куча Плюшкина — это «надгробный холм над идеалом материалиста».
Исследователь отмечает, что всякий раз, когда Чичиков встречается с кем-либо из помещиков, он совершает «осмотр своих идеалов». Плюшкин в данном случае «представляет собой» состояние, богатство. Фактически это самое главное, к чему стремится Чичиков. Именно денежная независимость открывает для него дорогу к комфорту, счастью, благополучию и т. д. Все это неразрывно слито в сознании Павла Ивановича с домом, семьей, родственными связями, «наследниками», уважением в обществе.
Чичиков и Плюшкин сравнение
Плюшкин же проделывает в поэме обратный путь. Герой как будто открывает нам оборотную сторону чичиковского идеала — мы видим, что дом помещика полностью запущен, семьи у него нет, все дружеские и родственные связи он разорвал, в отзывах о нем других помещиков нет и намека на уважение.
А ведь был когда-то Плюшкин бережливым хозяином, был женат, и «сосед заезжал к нему пообедать» и поучиться у него хозяйству. И все было у него не хуже, чем у других: «приветливая и говорливая хозяйка», славившаяся хлебосольством, две миловидные дочки, «белокурые и свежие, как розы», сын, «разбитной мальчишка», и даже учитель-француз. Но «добрая хозяйка» его и младшая дочь умерли, старшая сбежала со штаб-ротмистром, «сыну пришла пора на службу», и Плюшкин остался в одиночестве.
Гоголь внимательно прослеживает этот процесс распада человеческой личности, развитие в герое его патологической страсти. Одинокая жизнь помещика, вдовство, «седина в жестких волосах», сухость и рационализм характера («…человеческие чувства …не были в нем глубоки…») — все это дало «сытую пищу скупости».
Потакая своему пороку, Плюшкин постепенно разорял все свое хозяйство. Так, сено и хлеб у него гнили, мука в подвалах превращалась в камень, холсты и материи «обращались в пыль». Страсть Плюшкина к накопительству стала поистине патологической: каждый день он ходил по улицам своей деревни и собирал все, что подвернется под руку: старую подошву, бабью тряпку, железный гвоздь, глиняный черепок. Чего только не было на дворе помещика: «бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки…».
«Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, — ему бы показалось, уж не попал ли он в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи … делать свои хозяйственные запасы…» — пишет Гоголь. Подчиняясь жажде наживы и обогащения, герой постепенно утратил все человеческие чувства: он перестал интересоваться жизнью своих детей и внуков, рассорился с соседями, отвадил всех гостей.
Какая речь у Плюшкина
Характеру героя в поэме целиком соответствует и его речь. Как отмечает В.В. Литвинов, речь Плюшкина представляет собой «одно непрерывное брюзжание»: жалобы на окружающих — на родственников, крестьян, и брань со своими дворовыми.
Сцена купли-продажи мертвых душ у Плюшкина с Чичиковым
В сцене купли-продажи мертвых душ Плюшкин, как и Собакевич, начинает торговаться с Чичиковым. Однако если Собакевич, не заботясь о моральной стороне вопроса, вероятно, догадывается о сути аферы Чичикова, то Плюшкин даже не задумывается об этом. Услышав о том, что можно получить «прибыль», помещик как будто забывает обо всем: он «ожидовел», «руки его задрожали», деньги от Чичикова он «принял в обе руки и понес их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее». Таким образом, моральная сторона вопроса уходит от него сама собой — она просто меркнет под напором «нахлынувших чувств» героя.
Именно эти «чувства» выводят помещика из разряда «равнодушных». Белинский считал Плюшкина «лицом комическим», гадким и отвратительным, отказывая ему в значительности чувств. Однако в контексте творческого замысла автора, представленной в поэме жизненной истории героя данный характер представляется самым сложным среди гоголевских помещиков.
Именно Плюшкин (вместе с Чичиковым), по замыслу Гоголя должен был появиться нравственно возрожденным в третьем томе поэмы. Образ жизни Плюшкина в поэме Мертвые души писатель представляет нам как жизненную историю героя, пейзаж здесь перестает быть условным, портрет не совсем статичен. Думается, Гоголь сознательно нарушает единую тональность повествования.