Как понимать подростка

Часть 1

Всем добрый день!

Наши дети все находятся дома, кто-то дистанционно обретает знания, кто-то не ходит в сад, потому что он закрыт. И вот наступил то самый момент, когда родители просто обязаны уделять своим детям время, внимание, говорить, общаться больше с детьми, наладить наконец-то отношения, если таковое необходимо.

На самом деле, детям сейчас намного труднее, они не понимают, почему они сидят дома и даже не гуляют, их лишили каждодневных привычек, ходить в спортзал, бассейн, свободно гулять и общаться с друзьями и сверстниками, посещать библиотеки, и просто, ходить в школу и в сад.

Сейчас задача каждого родителя сохранить свое здоровье и особенно здоровье своего ребенка. С подростками ситуация может быть сложнее. Они как бы понимают, какова опасность коронавируса в стране и ее последствия, и все же могут диктовать свои условия самоизоляции, быть под влиянием друзей, сверстников, но родителям необходимо наладить контакт со своим чадом. Найти понимание с обеих сторон в целях безопасности.

Как найти с подростком общий язык, как родителям правильно построить язык общения с трудным подростком, чтобы обезопасить его от непоправимых последствий? Читаем…

Трудный возраст

Почему-то в последнее время мы с понятием «подросток» так или иначе, связываем понятие «трудный» — «трудный возраст», «трудный ребенок». Не могу согласиться с таким положением. Мне думается, что самым трудным возрастом следует считать грудной. Человек существует, живет, но не может выразить себя ничем, кроме плача и улыбки: ему приятно – он улыбается, плохо – плачет. Движения, к которым он обязательно стремится, постоянно ограничиваются, то пеленками, то руками матери.

А как трудно научиться ходить и говорить!

Конечно, много трудностей ребятам приходится преодолевать и в дошкольном, и в раннем школьном возрастах, особенно в периоды возрастных кризов.

Трудный возраст

Но вот, когда вашему ребенку исполняется 11-13 лет, то есть в одном случае несколько раньше, в другом — несколько позже, вы замечаете, что он «вдруг» как-то резко изменился. Вдруг сильно вырос, изменились пропорции тела. И поведение изменилось. У девочек появилась какая-то манерность, какие-то «свои» секреты. Мальчики стали грубее, резче, вспыльчивее. Учатся ребята с большим напряжением, чем это было еще недавно. Каждое замечание вызывает неадекватно острую реакцию. Вам становится трудно найти общий язык с сыном или дочерью.

Все это вызывает, понятно, беспокойство родителей. А ничего неожиданного, ничего «вдруг» не произошло. Наступил очередной возрастной криз. Дело в том, что этот криз происходит несколько иначе, чем два предыдущих (в дошкольном и младшем школьном возрастах).

Подготавливается он, как и оба предыдущие, исподволь, незаметно, постепенно. Но охватывает уже более совершенный организм, к тому же и в значительно более выраженной степени, обнимая больший круг физиологических и нервно-психических функций. Протекает он действительно быстро и бурно. Поэтому вам и кажется, что ваш ребенок как бы сразу уходит из детства.

Это неправильное представление является лишь следствием неумения замечать маленькие изменения в поведении и мышлении ваших детей. Сами-то они чувствуют приближение возрастного криза, но не могут понять, что с ними происходит, и стараются оставаться прежними детьми.

А изменения в физической и в нервно-психической сферах неумолимо нарастают. И наконец, наступает время, когда оставаться прежними ребята уже не могут. Сила возрастного криза становится непреодолимой, и все свойственные ему черты, скрываемые до последней возможности, вырываются наружу. И только тогда многие родители замечают изменения, происшедшие с их ребенком.

Но переход от детства к подростковому возрасту можно и нужно подметить вовремя, так как он часто отражается на всей дальнейшей жизни ваших сыновей и дочерей.

Дело в том, что в подростковом возрасте происходит очень важный для всей жизни человека процесс: начинается половое созревание. Это совершенно новое состояние для подростка.

Мы живем в годы, когда отмечается так называемая акселерация. Это значит, что биологически ребенок созревает раньше и быстрее, чем еще несколько лет тому назад. Понятно, что такая биологическая перестройка организма, как начало половой зрелости, да еще осложненная свойственным акселератам ускорением развития этого процесса, вызывает и большой нервный сдвиг, с которым подросток иногда не в силах справиться сам. Не хватает жизненного опыта, умения, да и мышление еще не созревает для того, чтобы правильно сопоставить то, что происходит с ним самим и вокруг него.

Родители же, как и некоторые педагоги, продолжают относиться к подростку, как к ребенку, злоупотребляя особенно неприятным теперь словом «нельзя». Если и в детском возрасте это слово вызывало протест, который, в общем-то нетрудно было погасить, то теперь оно часто приводит к затяжным конфликтам.

Ведь подросток, почувствовав себя взрослым, уже хочет решать все свои проблемы сам, без чьего бы то ни было вмешательства. А мы продолжаем его опекать. Вот эта дисгармония между его новым самосознанием и «старым» отношением к нему взрослых приводит к трудным, долго не проходящим нарушениям взаимоотношений в семье.

Чего греха таить, мы еще боимся, например, послать сына или дочь в летний трудовой лагерь: не устали бы они, не научились бы чему дурному. Хотя сейчас детские лагеря 2020 года могут быть закрыты из-за коронавируса. Но это не факт, поэтому будем надеяться на лучшее. Признаюсь по секрету, моя мама, провожая меня на работу, когда мне было уже двадцать три года, каждый день напоминала, чтобы я была осторожна, переходя улицу. А с вами чего-нибудь похожего не бывает?

Понятно, что в двадцать три года, я на эти наставления реагировала спокойно. А если вам 14-15 лет? Такое напоминание обидит вас – как можно мне, уже взрослому человеку, каждый день твердить одно и то же! Я же давно это знаю!

Ситуация складывается очень сложная. Человек и сам-то еще не понимает себя, а тут взрослые лезут со своей опекой. Конфликты возникают на каждом шагу, нервы подростка постоянно напряжены, и он в любой момент готов взорваться и дать порой даже не свойственную, для его характера, реакцию.

Трудный возраст

Противоречивость переживаний подростка — это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. В этом возрасте подросток особенно боится влияний, замкнут, и чаще предпочитает книгу, чем живого человека, к которому даже хорошо относится.

Так бурно течет этот подростковый возраст, что как-то быстро забывается. Вот вырос человек. Все встало в его понимании жизни на свои места. Он охотно вспоминает свое детство, причем часто помнит не только отдельные эпизоды, но и большие отрезки времени в определенной последовательности. Ну, о воспоминаниях юности и говорить не приходится, они помнятся долго.

А вот подростковый возраст с его нелогичностью, порывистостью как-то выпадает из памяти. Ну-ка, попробуйте вспомнить себя подростком. У вас сохранились, конечно, какие-то воспоминания, но в виде отдельных эпизодов, так или иначе встревоживших вас тогда. И помнится больше то, что было особенно грустно, неприятно. Из приятных воспоминаний, может быть, сохраняются в памяти только те, которые резко выделились из общей картины жизни.

Как сказал классик:

«Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом озарило конец этого возраста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии поре юности». Толстой Л.Н., друзья мои 🙂

Очень хорошо и на все времена сказано!

На этом пока закончим.

п.с.

Продолжение в следующей статье.

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *