Если ребенок плохо себя ведет

Взрослым очень не нравится, когда ребёнок не слушается, делает всё по-своему: не собирает игрушки, шумит, ругается, громко кричит, игнорирует просьбу родителя или воспитателя. Попробуем разобраться в причинах плохого поведения детей.

Причины плохого поведения

  • Борьба за внимание.
  • Борьба за самоутверждение, в том числе против чрезмерной родительской власти и опеки.
  • Желание отомстить, например, «Вы мне сделали плохо — пусть и вам будет плохо!».
  • Потеря веры в собственный успех.

Кроме того, причинами плохого поведения ребёнка могут стать:

  • неважное самочувствие
  • трудности в отношениях со сверстниками в детском саду
  • проблемы адаптации в детском саду

Выявить основную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться несколько парадоксальным: нужно обратить внимание на собственные чувства!

1. Ребёнок борется за внимание, то и дело, досаждая своим непослушанием и выходками, — у взрослого часто появляется чувство раздражения.

2. Если причина стойкого непослушания — противостояние воле взрослого, то у последнего может возникнуть эмоция гнева.

3. Если скрытая причина — месть, то ответное чувство — обида.

4. При переживании ребёнком чувства собственного неблагополучия у взрослого в свою очередь возникает чувство безнадёжности или отчаяния, иногда — чувство вины.

Чтобы не допустить плохого поведения, взрослые должны:

  • быть внимательными к чувствам и интересам ребёнка, уметь не просто слушать, но и слышать, найти возможности для совместной игровой деятельности;
  • учиться контролировать свои эмоции;
  • стараться поощрять любые попытки ребёнка самостоятельно контролировать свои эмоции;
  • показывать, что ребёнок успешен во многих делах;
  • размышлять и взвешенно подходить к системе поощрений и наказаний в отношении ребёнка;
  • поддерживать ребёнка — словами и улыбкой!

Правила, которые помогают поддерживать бесконфликтную дисциплину

1. Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.

2. Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть много, они должны быть адекватными и понятными.

3. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка шумная игра, двигательная активность, рисование и когнструирование.

4. Правила, ограничения, требования, запреты должны быть обязательно согласованы всеми взрослыми между собой.

5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть убедительным, но спокойным.

6. Нельзя наказывать ребёнка, используя ругань и физические наказания. Наказать ребёнка, если это действительно необходимо следует, лишив какого-либо поощрения.

Если ребенок плохо себя ведет?

  • Постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как ждёт от вас ребёнок.
  • Стараться контролировать свои эмоции и попытаться отвлечь ребёнка от действий, которыми он выражает своё плохое поведение.
  • Если ребёнок очень сильно «завёлся», не надо ему читать нотаций, он не услышит их, а по возможности дать ему успокоиться самому, переждать его «кризис».
  • Если ребёнок «разбушевался» совсем, то необходимо изолировать его на время, обеспечив ему покой и безопасность, используйте тайм-аут, то есть чётко ограничьте время и пространство.

Соблюдение правил не гарантирует дисциплину в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный. Главное, мы, взрослые, должны переключить свои отрицательные эмоции на конструктивные действия.

Уважаемые родители! Ребёнок нуждается в вашей поддержке и понимании.

Вы можете поддержать его посредством:

  • отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «молодец»);
  • высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рада твоей помощи», «Всё идёт прекрасно», «Я рада, что ты в этом участвовал (а)», «Я рада, что ты попробовал(а) это сделать, пусть даже не всё получилось так, как ты ожидал(а)»);
  • прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребёнка и т.д.);
  • совместных действий, физического участия во время труда, прогулки на свежем воздухе, отдыха; вместе посмотреть интересный мультфильм и обсудить его;
  • выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Как пишет доктор Хаим Гинотт: «Конечная цель воспитания состоит не в том, чтобы воспитать послушного и сговорчивого ребёнка…»

В каком-то смысле придётся менять себя. Иногда попытка улучшить взаимоотношения с ребёнком может усилить плохое поведение на время, но это испытание необходимо выдержать!

Будьте здоровы!

Оставьте ответ