Труд и дети. Воспитание наказанием.

Часть 2.

В продолжении нашего повествования о прививании ребёнку трудовых качеств, статья дети и труд. Школьники-подростки, и не только они, размышляют об очень многих вещах, оценивают многие обстоятельства, судят и о человеческих качествах товарищей по классу, учителей, а также своих родных и близких. и их оценка зачастую слишком объективна, потому как не имеют жизненного опыта.

Я имею ввиду не многолетний семейный стаж со всеми пережитыми трудностями, в том числе в виде семейного кризиса. Ничто не проходит мимо внимания подростков. Именно поэтому совершенно необходимо полное согласие в действиях воспитателей, а родителей в особенности. Вопрос, как к взрослым, так и к детям, в части взаимопонимания.

Но никогда не следует выяснять свои взаимоотношения в присутствии детей.

Всё они услышат, всё поймут по-своему и по-своему сделают выводы. А это может привести к непониманию и дальнейшему неверному восприятию окружающего мира общения.

Что, в наказаниях есть смысл?

Еще один очень важный элемент воспитания — наказания. К наказаниям следует прибегать как можно реже и осторожнее, с учетом особенностей склада характера подростка. Некоторые родители избирают такой метод наказания, как лишение какого-либо удовольствия, допустим гаджетов или гуляния с друзьями.

Если отказ от гаджетов не причинит особого вреда, то лишение ребенка возможности побыть на свежем воздухе, безусловно, принесет только вред.

Почему нет оснований ожидать пользы от таких наказаний? Потому, что это мероприятие разовое. Ваш ребёнок провинился, и сегодня вы наказали, оставив без игр или сладкого. Пережить такое детям не составит труда. Не сегодня, так завтра ребенок это получит. Даже через неделю, всё равно эффект минимальный.

Лишение прогулки, не для самолюбия или самосознания ребенка, а для его здоровья вредно. Вопрос только с кем и когда гулять. Вот тут есть варианты. Если это ограничение с друзьями, это одно, если общее ограничение, это другое. Сходите с ребёнком сами, пусть это будет вечер, не поздний, естественно. А в выходной, тем более. Семейный отдых всем полезен. Либо, откажитесь от такого наказания, раз не можете найти ему замену в своём лице.

Дом — это не исправительная колония.

Наказания лишениями, если они применяются как система, становятся привычными, нестрашными и на них иногда ребенок идет сознательно, совершая повторно такой же проступок, за который его прежде наказывали подобным образом, потому что рано или поздно, он будет искать в этом выгоду для себя. Результат опять таки нулевой для наказывающего.

Иногда родители предпочитают вместо наказания вразумляют ребенка словами. Беседа их почти всегда тоже бесполезна, но главным образом из-за того, что родители не представляют себе, как трудно ребенку выслушивать долгие, пространные нотации, которые он в силу своей ещё неопытности не понимает. Именно многословие и приводит к тому, что, послушав родителя, несколько минут, ребенок уже не может сосредоточиться на том, что ему говорят, и думает о чем-то своем. Тем более, что он и сам хорошо понимает свою вину, может быть, понимал еще до того, как совершить проступок. Но совершить его «должен был» по каким-то одному ему известным причинам.

Бывает, что хватает дружеского разговора с ребёнком, и подростком в том числе, чтобы он понял неправильность своего поступка. Вообще же, привлечение к труду в виде наказания, даже детей в возрасте от 2 до 3 лет вполне реально. Не смотрите на то, что такой маленький ребёнок, порой ещё не умеющий нормально разговаривать, не способен трудиться.

Естественно, за проступки таких малышей наказывать глупо и не объективно, но родителям-то важно наказание за проступок. Реализовать его можно, пусть вы сочтёте это за наказание. Ребёнку это может быть сделано в виде сбора игрушек, разбора каких либо вещей. Покажите ему, что вы расстроены его поступком, и чтобы вы снова были веселы, нужно выполнить какую-либо работу. И в соответствии с возрастом вы можете этот эффект усилить.

Работа по дому, а особенно если у вас свой дом или дача, всегда найдётся. Впоследствии, итоги такого эксперимента вас удивят. Наказание перерастёт в желаемое действие ребёнка или подростка, вероятность совершения какого-либо проступка сведётся к минимуму. Все мы не безгрешны.

Наказания физические

О наказании ограничения чего-либо для ребёнка мы поговорили. Что ещё применяют для воспитания. Дети на физические наказания реагируют дети на них. Один перед страхом боли признается даже в таких проделках, в которых не повинен, плачет, просит прощения; другой смеётся или даже звука не издаёт, но зато озлобляется, и его злоба растёт после каждого такого наказания, а в силу возраста, выход этой злобы может привести к непоправимым последствиям каждого из участников. Есть и варианты у наказуемых, в том числе и обманывать, пытаясь всё свалить на других.

Запомните. Дети, к которым применяются физические наказания, как правило, становятся пациентами врачей. Когда родители говорят, что не справляются с детьми и они их не понимают, и считают, что ребёнку нужен психолог, то буквально короткого общения с родителями по вопросу воспитания детей понимаешь, ребёнку нужен психиатр, а не психолог.

Вполне естественно и то, что дети таких родителей просто не идут с ними на контакт, а из-за страха быть ещё больше наказанными, даже психологу могут многое не рассказать. Вопрос возраста. Маленький не соврёт, большой да.

Наказание детей

У некоторых в школьном возрасте под влиянием физических наказаний развивается ночное недержание мочи, у кого-то заикание, у кого-то нервный тик. Исправить подобное до вмешательства врачей способно изменение системы воспитания.

Как всегда говорят, поставь себя на место другого. Как бы вы сами реагировали, если бы за каждую вашу провинность на работе ваш руководитель вас бил или словестно унижал в присутствии подчинённых? Ведь вы бы расценили это как оскорбление своего человеческого достоинства, и были бы правы. А кто нам даёт право оскорблять, унижать человеческое достоинство вашего же ребенка? Никто, и слова: «Это мой ребёнок», не являются словами: «Это моя вещь».

Помните, что в раннем школьном возрасте физические наказания бесследно для ребёнка никогда не проходят. Частота таких наказаний, и их тяжесть, способны привести не только к нравственному и физическому вреду ребёнка, но и при определённой ситуации довести наказывающего до уголовной статьи, поскольку законом предусмотрено уголовное наказание за наказание детей.

Редки случаи, к сожалению, такой ответственности, но они есть. Оба участника нарушения и наказания должны понимать неотвратимость последствий.

Дети плохими не рождаются никогда. Какими они вырастут, зависит от вашего подхода к ним. Из ребенка со слабым типом нервной деятельности, который не умеет постоять за себя, а ещё и физически слабого не вырастет крепкий, смелый, уверенный в своих силах человек. Вырастет подхалим и обманщик.

Не будет у такого человека ни авторитета, ни стремления к чему-либо, кроме своего маленького благополучия. В его жизни может это и устроит, а в вашей? каково потратить силы, время на воспитание ребёнка, чтобы он вырос таким? Неприятно, естественно и обидно.

Ребенок с сильным характером, даже после детских воспитательных побоев, вырастет серьёзным человеком, но ему трудно будет с людьми, что тоже не благоприятно. Ведь без общения сложно добиться того успеха, о котором можно мечтать. Не будет у него доверия к людям, а пока разберется, может многое потерять. И дружба и любовь у него будут трудными.

И не сможет стать он хорошим сыном. Помогать родителям материально он будет, а жить с ними не захочет, если не заставят обстоятельства, которые тоже не сделают его более успешным. Да и, в самом деле, откуда взяться любви к родителям, если воспоминания о детстве у него будут связаны с побоями?

Естественно, такие выводы не стоит делать после очередного наказания ребёнка. В зависимости от домашней обстановки, состояния членов семьи и тяжести проступка, совершённого ребёнком, могут быть различные реакции, как членов семьи, так и родителей.

Процесс воспитания ребёнка должен происходить не в непосредственном взаимодействии с ребёнком, он должен происходить в головах родителей всё время. Поэтому и говорится, что воспитание детей, это ежедневная круглосуточная работа. Хотя, работой я бы это не назвала. Это всё-таки собственный выбор, семья. А выбирая любимую работу, ты не воспринимаешь её как работу.

Представьте на миг, что если бы правители держав, имеющие в своём арсенале серьёзное оружие, не могли бы договариваться? Вряд ли вы бы читали эту статью, потому что я бы её не писала. Так же и с детьми. Наказание ребёнка должно быть не просто адекватно нарушению, оно должно быть мягче нарушения, но действеннее. Не должно слово «наказание», восприниматься как нечто ужасное и грубое.

В этом  как раз и состоит важная миссия родителей в части воспитания своего ребёнка.

п.с.продолжение следует.

Оставьте ответ