Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге». Восприятие, толкование, оценка


Стихотворение «На железной дороге». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «На железной дороге» было нашим Блоком в 1910 г. (посвящено М.П. Ивановой). Оно вот в известный цикл «Родина». В примечаниях поэт пип что оно создано под влиянием одного из эпизодов ром® Л.Н. Толстого «Воскресение»: «Катюша Маслова ви и в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещение купе первого класса». Явно перекликается сюжет Блока и i стихотворением Н.А. Некрасова «Тройка». Мотив поруган н» красоты, загубленной женской судьбы является общим д) обоих произведений.

Что ты жадно глядишь на дорогу.
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

Так начинается стихотворение Некрасова. Он предрекает своей героине обыкновенную, банальную судьбу крестьянской девушки — замужество, черную и трудную работу, страдания и несчастья. Это один из вариантов (самый реальный и прозаичный) развития событий.

Блок же предлагает нам другой вариант. В его стихов творении столкновение мечты и реальности оборачивается трагедией — гибелью прекрасной молодой девушки.

Жанр стихотворения — рассказ в стихах. Открывается оно картиной гибели героини, завершается — осмыслением этой трагедии (мы имеем кольцевую композицию). Центральная же часть произведения посвящена прошлой жизни героини. Однако здесь мы не видим каких-либо конкретных нений и мотивировок ее поведения. Используя прием ретроспекции, поэт словно пытается разгадать загадку этой девушки. Однако сделать это уже невозможно.

Первая строфа фотографична, она напоминает нам газетную заметку, рассказ, очерк. Вместе с тем сцена эта у Блока противоестественна, антитеза жизни и смерти предельно насыщает ее, придавая прозаическому рассказу подлинный драматизм:

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Первая строфа является своеобразным вступлением, композиционно это — первая часть стихотворения.

Вторая часть чуть-чуть приоткрывает нам страницу судьбы героини. Поэт не дает нам каких-либо подробностей, но ведущей темой становится здесь мечта девушки о счастье и трагическое осознание недостижимости его.

Исследователи отмечали, что героиня Блока противопоставлена окружающей ее реальности, т. к. в душе ее живы чувства, она способна волноваться, тосковать, страстно желать любви, горевать. Напротив, окружающий ее мир — безжизненный и пустой, мертвенный. Антитеза жизни и смерти, таким образом, получает у Блока оригинальное воплощение: погибшая девушка напоминает о жизни, а продолжающий жить мир бездушен, пропитан мертвенностью. Отношение героини к миру и мира к ней контрастно противоположно.

У нее — «жадный взор», юность, открытая для новых впечатлений, сердце, страстно жаждущее счастья, разум, устремленный к иной жизни. Но окружающий мир жесток, он равнодушен к мечтам, порывам, его не способна вдохновить красота:

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом.

В глазах проезжающих эта юная девушка становится всего лишь частью провинциального пейзажа. Пустота окружающей жизни порождает в душе ее неизбывную тоску, сопоставимую с образом поезда и железной дороги:

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Дорога здесь становится еще и символом жизненного пути, символом неумолимо бегущего времени. Кульминацией противостояния мечты и реальности становятся у Блока следующие строки:

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Третья композиционная часть стихотворения словно подводит итог юной загубленной жизни. Одновременно мы ощущаем здесь горячее сочувствие поэта, обличение им этого бездушного мира, в котором гибель человека способ­ на породить лишь обывательский интерес и любопытство.

Здесь звучит приговор и бездушному времени, «железному веку», ломающему человеческие судьбы. В подтексте едва уловимо звучит мотив противостояния прогресса, вечного движения вперед (железная дорога) и внутренней жизни Человека (вечной мечты о счастье):

Не подходите к ней с расспросами,
Вам все равно, а ей довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Через судьбу героини поэт осмысливает и судьбу России (такая трактовка распространена в работах исследователей).

Стихотворение относится к городской лирике, оно написано катренами. Четырехстопный ямб чередуется здесь с пятистопным. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («тоска дорожная, железная»), сравнение («лежит и смотрит, как живая»), анафору («Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул — и поезд в даль умчало»), олицетворение («Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая»), градацию («любовью, грязью иль колесами»).

Оставить ответ