Анализ стихотворения «Разговор с Анакреоном» М.В. Ломоносова восприятие, толкование, оценка
Анакреонтическая поэзия включу в себя перевод произведений древнегреческого поэта Анакреонта, а также оригинальные произведения, созданные в этом духе,
стихотворения, воспевающие «земные радости»: вино, веселье, любовь. Среди произведений этого жанра отметим у Ломоносова «Разговор с Анакреоном» и стихотворение «Ночною темнотою…» (1747). Также приближается к ним по своей тематике оригинальный перевод Ломоносовым З0-й оды Горация — стихотворение «Памятник».
Стихотворение «Разговор с Анакреоном» было создано в 1761 году. Это произведение называют поэтическим манифестом Ломоносова, поскольку здесь он раскрывает свои взгляды на предназначение искусству, обозначает свою творческую позицию.
Композиция произведения своеобразна. Ломоносов перевел четыре оды Анакреона и включил их в текст стихотворения. Сам же автор стал «оппонентом» Древнегреческого поэта.
Так, каждому высказыванию Анакреона в стихотворении соответствует ответ Ломоносова. Таким образом, возникает диалог, непринужденный разговор, предполагающий искреннее, откровенное и свободное течение мыслей.
Оды М.В. Ломоносова «Разговор с Анакреоном»
Тема первой оды
Тема первой оды — предмет поэзии. Для Анакреона это — частная жизнь человека, любовь:
Мне петь было о Трое,
О Кадме мне бы петь,
Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть.

Анакреон — певец «земных радостей», такова его поэтическая индивидуальность, в этом он находит наиболее плодотворное применение своему таланту. Ломоносов — певец героев, его поэзия проникнута общественным пафосом:
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.
Тема второй оды
Во второй оде Анакреон раскрывает свою жизненную философию. Поскольку жизнь коротка, то нужно посвятить ее удовольствиям и развлечениям, дружбе и любви:
Не лучше ль без терзанья
С приятельми гулять
И нежны воздыханья
К любезной посылать?
В своем ответе Ломоносов признает достоинства древнегреческого поэта, т. к. Анакреон «жил по тем законам, Которые писал…»:
Анакреон, ты верно
Великий Философ:
Ты делом равномерно
Своих держался слов…
В этом же ответе присутствует антитеза. Анакреон противопоставлен философу-стоику Сенеке. Сенека проповедовал отказ от земных благ, полный аскетизм, считал, что перед лицом смерти человек должен отказаться от всего.
Однако философия Сенеки в практической жизни зачастую была нежизнеспособной, искусственной, его идеи и принципы было очень трудно воплотить:
Возьмите прочь Сенеку:
Он правила сложил
Не в силу человеку,
И кто по оным жил?
Эти строчки получили различное объяснение в работах исследователей. Так, существует мнение, что Ломоносов здесь встает на сторону Анакреона, поскольку слова его не расходились с делом. Однако отметим, что строки эти пронизаны тонкой авторской иронией, которая создает второй план стихотворения, углубляя его смысл.
И за этой иронией — уважение к философу-стоику. Ломоносов словно показывает читателю, что существует и иной образ жизни, и иной образ мыслей. И далее этот мотив в произведении идет по восходящей линии.
Тема третьей оды
Тема третьей оды — старость человека. Здесь возникает мотив рока, судьбы, тема жизни и смерти. Анакреон и здесь очень последователен в своих высказываниях:
Лишь в том могу божиться,
Что должен старичок
Тем больше веселиться,
Чем ближе видит рок.
Отметим, что, согласно преданию, сама смерть Анакреона явилась продолжением всей его жизненной философии: он умер, подавившись виноградной косточкой. И в этом плане образу древнегреческого поэта Ломоносов противопоставляет образ республиканца-стоика Катона, который посвятил свою жизнь общественному делу и который пронзил себя мечом, не желая сдаваться Цезарю:
Анакреон, ты был роскошен, весел, сладок,
Катон старался ввесть в республику порядок;
Ты век в забавах жил и взял свое с собой,
Его угрюмством в Pим не возвращен покой;
Ты жизнь употреблял как временну утеху,
Он жизнь пренебрегал к республики успеху;
Зерном твой отнял дух приятный виноград,
Ножом он сам себе был смертный супостат;
Беззлобна роскошь в том была тебе причина,
Упрямка славная была ему судьбина.
«Изнеженным старцам, которые спешат вкусить наслаждение на краю могилы, Ломоносов противопоставляет «упрямку славную» людей общественного долга, убежденных в своей правоте и не идущих на сделки со своей совестью», — отмечали исследователи.
Тема четвертой оды
В четвертой оде Анакреон создаст образ своей Музы, который сливается с образом его возлюбленной. Здесь поэт создаст абстрактный образ женской красоты, образ, лишенный каких бы то ни было личностных черт: «кудри черны»; «дугами брови»; белая, как снег, кожа; нежный, как роза, румянец; небесный цвет очей. И вместе с тем исследователи отмечали, что в этом образе доминирует чувственность: уста привлекают «своим приятством»; яркое, алое платье притягивает взгляд.
В своем ответе Ломоносов создает образ «возлюбленной Матери», которая становится у него символом самой России. И здесь уже нет ни малейшего намека на чувственность. В этом образе поэт подчеркивает достоинство и величие, целомудрие и спокойствие, достигшую своего расцвета красоту и внутреннюю силу:
О мастер в живопистве первый,
Ты первый в нашей стороне
Достоин быть рожден Минервой,
Изобрази Россию мне.
Изобрази ей возраст зрелый
И вид в довольствии веселый.
Отрады ясность по челу
И вознесенную главу.
Анализ стихотворения «Разговор с Анакреоном» раскрывает творческую позицию Ломоносова. Поэзии камерной, воспевающей радости обыденной жизни, он предпочитает поэзию общественную, гражданскую, проникнутую общенациональным пафосом.