Классицизм, романтизм, реализм в комедии Горе от ума. Художественное направление Горе от ума

Классицизм, романтизм, реализм в комедии Горе от ума. Художественное направление Горе от ума


  1. Классицизм
  2. Романтизм
  3. Реализм

В комедии Грибоедова сочетаются черты трех художественных направлений — классицизма, романтизма и реализма.

Каково соотношение их в произведении.

Классицизм

Формально «Горе от ума» соответствует требованиям классицизма, который выдвинул правило «трех единств» — единства места, времени и действия. Поговорим о единстве места и времени в комедии Грибоедова.

Все действие происходит в одном месте — в Москве, в доме Фамусова. Однако сценическое пространство пьесы расширяется и за счет героев, посещающих дом Фамусова, и за счет внесценических персонажей. Так, упоминание о дядюшке Софьи вводит в пьесу тему Английского клуба, Репетилов имеет дом на Фонтанке, рассказ о Максиме Петровиче порождает ассоциации с екатерининским двором.

Кроме того, персонажи часто упоминают в комедии различные места России. Так, Молчалин «коптел бы в Твери», если бы ему не удалось пристроиться в доме Фамусова.

Сюжет комедии Горе от ума Грибоедова . Композиция пьесы Горе от ума

Чацкий в своем монологе вспоминает «французика из Бордо». Удушьев Ипполит Маркелыч, по рассказам Репетилова, «в Камчатку сослан был». Наконец, уличив Софью в финале, отец собирается отправить ее «к тетке, в глушь, в Саратов».

Художественное пространство пьесы расширяется и за счет философских, афористичных высказываний персонажей.

«Молчалины блаженствуют на свете!» — с горечью замечает Чацкий. «Куда как чуден создан свет!» — восклицает Фамусов. Таким образом, как отмечали исследователи, художественное пространство в пьесе не ограничивается домом Фамусова, Москвой или даже Россией. Оно обретает символические масштабы всего мира.

У Грибоедова сохраняется принцип единства времени. Все действие пьесы происходит в течение суток. За это время Чацкий трижды посещает дом Фамусова. Причем время в комедии максимально концентрированно. В течение одного дня фактически решается судьба героя: он переживает целый спектр чувств и эмоций — надежду и любовь, радость от возвращения домой, тревогу, боль и отчаяние. «Все действие пьесы происходит в течение одних суток, начинаясь на рассвете одного зимнего дня и заканчиваясь под утро следующего.

Лишь один день понадобился возвратившемуся в родной дом, к любимой девушке Чацкому для того, чтобы отрезвиться «сполна от слепоты своей, от смутнейшего сна»», — писал С.А. Фомичев.

Действие происходит в течение одного дня, однако день этот становится «отражением всей эпохи».

Таким образом, выводы относительно сценического пространства комедии справедливы и в отношении сценического времени. Оно также символично, вмещает в себя и «век нынешний», и «век минувший». Те или иные персонажи вводят в комедию мотивы иных времен и эпох. Так, мотив Максима Петровича вводит в пьесу тему екатерининской эпохи. Критикуя жизнь современной ему Москвы, Чацкий вспоминает о «временах Очаковских и покоренья Крыма». Скалозуб вспоминает о 1809 годе — времени начала его армейской службы.

Грибоедов нарушает лишь принцип единства действия: в комедии четыре действия вместо пяти, мы видим две сюжетные линии — любовную и общественную, соответственно, имеем два конфликта, один из которых не имеет своей развязки.

Однако развязка любовной истории также не укладывается в рамки традиций классицизма: «наказание порока» в комедии относительно. Софья прогоняет Молчалина из дома, он лишается выгодного места.

Относительным является и «торжество добродетели»: Чацкий тяжело переживает измену Софьи, ее ложь, сплетню, распущенную о нем, свой конфликт с обществом. Однако моральная победа остается за этим героем, потому что за ним — «век нынешний», «каждое дело, требующее обновления», «борьба свежего с отжившим, больного со здоровым».

В основе традиционной комедии классицизма лежит любовная интрига. Формально это выполняется в комедии Грибоедова. Однако, как мы уже отмечали ранее, две сюжетные линии существуют у драматурга на равных. Любовная линия способствует развитию общественного, идеологического конфликта, придавая пьесе необходимый психологизм, жизненную достоверность, реалистичность.

Кроме того, исследователи отмечали, что персонажи «Горя от ума» лишь формально и частично соответствуют традиционным амплуа героев комедии классицизма. «Классический канон предписывал строго определенный набор амплуа: «благородного отца», «героини», «первого любовника», «второго любовника», «комической старухи», слуг — помощников своих господ в любовной интриге и т. п.

Это и определяло комедийный ансамбль, редко превышающий 10-12 действующих лиц. Грибоедов в «Горе от ума» резко нарушает канон. В системе «действующих» в пьесе Грибоедова лиц мы можем отмстить прием художественной градации.

Вес персонажи пьесы делятся на группы: 1) главные персонажи, 2) гости Фамусова, 3) упоминаемые по ходу действия, вне сценические персонажи, — замечает С.А. Фомичев. Кроме того, главные герои лишь формально отвечают требованиям классицизма.

Так, Софья — главная героиня, но на руку ее существуем несколько претендентов — Чацкий, Молчалин и Скалозуб. В классицистской комедии мы имеем двоих женихов, первый является положительным героем и одерживает победу.

Второй же претендент — это отрицательный персонаж, он терпит поражение. У Грибоедова эти роли словно перепутаны: «первым любовником», избранником Софьи, является Молчалин, отрицательный герой, совершенно ничтожная личность, — «второй любовник». Чацкий, выразитель авторских взглядов, лицо симпатичное автору и читателям, напротив, терпит фиаско в любви. Кроме того, Чацкий в комедии является еще и выразителем авторских взглядов.

Лиза выступает в традиционной роли ловкой служанки, помощницы главной героини, является при этом еще и героиней-резонером, дающей меткие характеристики всем потенциальным женихам Софьи.

Фамусов — «благородный обманутый отец», однако традиционная роль его снижается авторской иронией, отчетливо звучащей в само характеристике героя, «Монашеским известен поведеньем», сценами флирта его с Лизой.

Кроме того, в финале он так и остается «обманутым», правда не открывается ему в рамках содержания комедии: он ошибочно считает, что у Софьи роман с Чацким.

И это новаторство Грибоедова было отзвуком реалистического искусства, новым словом в драматургии.

Романтизм

Исследователи отмечали присутствие в комедии Грибоедова романтических мотивов. Такова, прежде всего, и пьесе роль Чацкого — одинокого романтического героя, противопоставленного обществу. С образом Чацкого связаны некоторые романтические мотивы — мотив противостояния Героя и толпы, мотив несчастной любви, мотив странника.

Однако автор намеренно снижает эту роль определенными комическими ситуациями и бытовыми деталями. Так, образ Репетилова является пародией на образ главного героя. «В „комедийном пространстве” не может быть абсолютно серьезного отношения к такой роли. Чацкий как бы пришел в комедию из совершенно другого жанра…

Эта жанровостилевая противоречивость текста Чацкого соответствует на содержательном уровне внутреннему конфликту Чацкого („ум с сердцем не в ладу”, где „ум” — роль благородного героя и резонера в комедии, а „сердце” — роль несчастного влюбленного, байронического героя)», — отмечали исследователи.

Романтические мотивы связаны у Грибоедова и с образом Софьи, воспитанной на французских романах. Образы сна героини восходят к сюжету баллады Жуковского «Светлана». Кроме того, роман Софьи с Молчалиным воспроизводит тему «любви неравных», актуальную для сентиментализма.

Реализм

Прежде всего, это новый подход к созданию образа. Драматург нарушает традиционный принцип однозначности, однолинейности характера. Его герои многогранны, они выступают во множестве своих ролей.

Так, Чацкий — это герой-резонер, выразитель авторских взглядов, носитель идеалов декабризма, передовой человек своей эпохи. Одновременно это и комический персонаж, и герой, в чем-то близкий всему московскому миру (светскость Чацкого, дендизм, высокомерие). Он же — пылкий и незадачливый влюбленный. Чацкий резок, бескомпромиссен в своих оценках людей, века, событий, при этом он искренен, в чем-то даже простодушен.

Фамусов — типичный московский барин, оплот «века минувшего», влиятельный государственный чиновник. При этом в сценах с Софьей он проявляет себя как заботливый отец, а в сценах с Лизой — как стареющий волокита.

Фамусов умей, даже остроумен, склонен к философствованию. Он гостеприимен, по-своему отзывчив, взял на воспитание сына покойного друга.

Таким образом, в комедии нет четкого деления персонажей на положительных и отрицательных, как это было принято в комедиях классицизма.

Грибоедов соблюдает в комедии принцип историзма. Драматург обрисовывает определенную историческую эпоху, создает характерные для нее образы, улавливает сам дух времени, тонко передаст атмосферу общественной и духовной жизни России того времени. Он достоверно изображает быт и правы московского дворянства. При этом действительность предстает перед нами в своем активном развитии, в динамике, все события получают реалистические мотивировки.

В центре внимания драматурга — конфликт человека со средой, автор исследует противоречивость самой жизни.

Реализм Грибоедова проявился и в изображении характеров, данных в типических обстоятельствах, характеров, обусловленных социальной средой. Читателю доступен анализ внутреннего мира героя, его душевного состояния.

Грибоедов представляет нам жизненные истории персонажей как фактор, определяющий развитие характера.

Отметим также форму имен действующих лиц, лишенную романтической или комедийной окраски. При этом многие фамилии в комедии являются «говорящими», и в этом драматург следует традициям классицизма.

Так, Софья означает «мудрость», фамилия Фамусов соотносится с лат. fama («молва»), фамилия Репетилов — с франц. repeter («повторять»).

Символическое звучание обретают фамилии Молчалина, Скалозуба, Хлестовой, Тугоуховских.

Таким образом, в комедии Грибоедова органично сливаются черты трех художественных направлений — классицизма, романтизма и реализма. Это сочетание определило художественное своеобразие произведения, успех его у зрителей и читателей.

Оставить ответ