Образ Софьи считается самым сложным в комедии Грибоедова. Толкование ее характера, выявление мотивировок поведения — все это вызывало многочисленные споры критиков.
Образ Софьи, как отмечал Белинский, крайне противоречив. Она наделена многими достоинствами: живым умом, волей, независимостью и самостоятельностью суждений, энергией характера. Софья не дорожит мнением фамусовского общества: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…».
Пренебрегая светским этикетом, она решается на ночное свидание с Молчалиным. В этом эпизоде Б. Голлер видел «вызов», бунт против лицемерных моральных устоев фамусовского общества. «Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом. Или удаление от общества», — писал критик.
Поведение Софьи естественно: она не может скрыть своих чувств, увидев падение Молчалина с лошади. «Боюсь, что выдержать притворства не сумею», — замечает она Алексею Степановичу. В какой-то степени героиня «естественна» и в отношениях с Чацким: она искренне злится в ответ на его остроты. Вместе с тем Софья искусно лжет отцу, скрывая от него свои отношения с Молчалиным.
Софья бескорыстна, она оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним качествам. Фамусов хлопочет о выгодной партии для дочери: «желал бы зятя он с звездами да с чинами». Софья же не приемлет подобной морали: она хочет выйти замуж по любви. В ее натуре «прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное».
Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба — Софья же и слышать не хочет «о подобном счастье»: «Он слова умного не выговорил сроду, мне все равно, что за него, что в воду».
Софья достаточно проницательна: она верно оценивает Скалозуба, прекрасно видит пошлость и пустоту людей, вхожих в дом Фамусова. Однако она не может «разглядеть» «истинное лицо» Молчалина.
Мотивы поступков Софьи
Как мы отмечали выше, образ этот вызывал наибольшее количество споров в критике. Еще Пушкин писал, что Софья «начертана неясно».
Гончаров, считал, что Софья испытывает сильное влияние окружающей ее среды: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха».
Белинский же, считая не реальным противоречивый характер героини, писал, что Софья — «не действительное лицо, а призрак».
Попробуем разобраться в том, какова же героиня Грибоедова на самом деле, проанализировав се воспитание и жизненные обстоятельства.
Фамусов — вдовец, Софья, выросшая под присмотром мадам Розье, очевидно, пользовалась в доме определенной свободой. Подобно пушкинской Татьяне, она мечтательна, побит сентиментальные романы со счастливым концом, где один из героев беден, но обладает целым рядом достоинств. Именно таким героем, по мнению Софьи, является Молчании: «уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких…».
Грибоедовская героиня, подобно Татьяне Лариной, любит в избраннике не конкретного человека, а свой высокий идеал, почерпнутый из книг.
Исследователи отмечали, что внутренний мир Софьи, как и внутренний мир Чацкого, во многом определяется литературно-культурными стереотипами романтизма.
«Однако они представляют разные традиции в романтизме: за Софьей стоит мир баллад и «французских книг», за Чацким — мир Байрона. …Формальный конфликт стилей получает соответствие и на содержательном уровне любовной интриги: Чацкий и Софья мыслят на разных языках и не могут понять друг друга, в том числе, когда речь идет о любви».
Однако Софья выглядит неестественно и в отношениях с Молчалиным. Любимому человеку очень трудно давать характеристику, а она с легкостью обрисовывает характер своего избранника, не забывая добавить, что «нет в нем этого ума… который скор, блестящ и скоро опротивит».
Само ночное свидание героев, эта чувствительная сцена — не что иное, как романтическое клише. Рассказ Софьи о ночном свидании вызывает смех Лизы, которая в этой сцене является воплощением здравого смысла. Она вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал молодой француз. И эта история как бы предваряет дальнейшее развитие событий в комедии.
Чацкий же выдвигает собственную версию выбора Софьей Молчалина. Он считает, что идеал героини — «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей». В финале комедии, узнав правду о выборе Софьи, он становится едок и язвителен, обвиняя ее в усвоении пошлой морали фамусовского мира.
Однако обвинение Чацкого несправедливо. Софья — натура незаурядная, глубокая, во многом отличающаяся от людей своего круга. Заметив Молчалина с Лизой, Софья оскорблена в своих чувствах, и примирение с ним для нее невозможно.
Да и не нужен ей «высокий идеал московских всех мужей», ей нужна истинная любовь. Основным мотивом поведения Софьи является обида на некогда оставившего ее Чацкого. Недаром Молчалин обладает качествами, прямо противоположными характеру Чацкого: Алексей Степанович во всем умерен, аккуратен, тих, безмолвен, «не богат словами», нет в нем «этого ума, что гений для иных, а для иных чума…», «чужих и вкривь и вкось не рубит».
Откровенная обида слышится в словах героини: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко?» Отсюда и ее злословие («…не человек, змея»), ее сплетня о сумасшествии Чацкого. Именно так объясняли поведение Софьи многие исследователи.
Мы задумываемся, почему она не хочет рассказать Чацкому правду о своих чувствах к Молчалину, однако причины этого просты: она держит поклонника в неведении, желая отомстить ему. Софья не может простить Чацкому его отъезда, его «трехлетнего молчания». Жива ли в душе ее привязанность к Чацкому? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Думается, мы не можем найти на него ответа в тексте комедии. Но обида и как следствие неприязнь Софьи — это прослеживается четко и определенно.
Таким образом, мотивы поведения героини очень сложны. В них угадывается многое: обида, жалость — Софья сочувствует Молчалину, зная «сердитый нрав» отца, «покровительство, любопытство молодого чувства к первому интимному сближению с мужчиной, романтизм, пикантность домашней интриги…».
Молчалин же как таковой на самом деле героиню не интересует. Она лишь думает, что любит его. Как замечает Васильев, «под влиянием книг Молчалин возбудил в сердце Софьи совершенно самостоятельный, оригинальный роман, бывший слишком сложным, чтобы привести к страсти».
Поэтому Чацкий недалек от истины, когда он не верит в чувства Софьи к Молчалину. Здесь не психологическая слепота героя, а, скорее, его интуитивное прозрение.
Тем не менее, когда в финале Софья узнает всю правду о своем избраннике, это открытие становится для нес настоящей драмой. Она оскорблена и унижена, испытывает чувство стыда, горечи и разочарования.
Таким образом, Софья — сложный объемный характер, противоречивый и неоднозначный, в изображении которого драматург следует принципам реализма.
Образ Чацкого в комедии Горе от ума