Стихотворение «В ресторане»
Стихотворение «В ресторане» было написано Блоком 19 апреля 1910 г. История создания его окончательно не прояснена. Согласно одной версии, оно посвящено актрисе и художнице Ольге Судейкиной, с которой поэт был знаком с детства и которая была влюблена в него.
Она была примой в кабаре «Бродячая собака». Согласно другой версии, стихотворение посвящено М.Д. Нелидовой, жене одного из актеров театра Комиссаржевской, которую поэт впервые увидел в ресторане «Вилла Родэ». По ее воспоминаниям Блок послал ей бокал вина, в котором была красная роза.
Этот поступок показался ей дерзким — она ушла. Спустя некоторое время они вновь встретились в доме А. Ремизова, и Блок прочел ей эти стихи.
Открывается стихотворение проявлением чувств лирического героя, в котором возникает романтический мотив: «Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер)…» Герой вспоминает один из вечеров в ресторане, который очень дорог ему, незабываем. Попутное авторское замечание, несмотря на его внешний прозаизм, вводит в стихотворение мотивов сна, грезы, мечты.
Романтический мотив развивается и в следующей затем метафоре: «пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо». Тот же самый пожар пылает н и сердце лирического героя. Однако весь романтический флер снижается приземленной, бытовой деталью: «И на желтой заре — фонари». «Желтая заря», фонари — все это плодит тему большого города. Кроме того, фонари в творчестве Блока являются символом порока.
Блоковский мотив «Незнакомки» (аллюзия к собственному произведению) здесь демонстративно снижается. При явном совпадении внешнего сюжета (встреча с Незнакомкой в ресторане) изменяется внутреннее содержание его.
Как отмечают исследователи, «метафизическая дева «Незнакомки» трансформировалась и ресторанную соблазнительницу с надменным взором.
Адаптация и лирического героя, и его женского идеала к богемной жизни совершилась, метафизика уступила место земному, астральные отношения — флирту». Смещение смысловых акцентов подчеркнуто и заглавием стихотворения — «В ресторане».
Далее продолжает развиваться мотив обыденности, повседневности, в которую погружается лирический герой:
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
В духе ресторанной этики и поступок героя:
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Таким образом лирический герой хочет сказать о своей любви. Черная роза становится здесь символом страсти, своеобразного вызова. Характерно сравнение — «золотого, как небо, аи». Небо является символом вечного, покойного, гармонического. Так уже здесь закладывается определенный контраст: «буйство чувств» обрамляется символом вечности и покоя. Далее мы видим своеобразный любовный поединок, в котором раскрываются чувства героев. Так, симметричность душевных движений присутствует в третьей строфе. Она смотрит «надменным взором», он — «смущенно и дерзко».
Однако эта надменность — лишь маска. Истинные чувства героини раскрываются во внимательном взгляде на героя, интуитивном ощущении его духовной близости. Так, смущение ее передастся в намеренно резком тоне, в чуть «заметном дрожанье руки», в несколько наигранном, юном презрении.
Далее в стихотворении вновь возникает мотив Незнакомки:
Ты рванулась движеньем испуганной птицы.
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Однако мотив этот тут же снижается, погружаясь в картину ресторанной жизни. Антитетичность подчеркивается здесь с помощью союза «но», открывающего следующую строфу:
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
Исследователи отмечали, что уникальность облика героини исчезает, ее красота словно растворяется во множестве зеркал. Образ цыганки символизирует здесь стихию, неопределенность чувств.
При этом музыкальная тема развивается в стихотворении дисгармонично: пошлый ресторанный мир грубо вторгается в тонкую сферу чувств, переводя их а иную плоскость. Взоры Незнакомки «кричат», «монисто бренчало», «цыганка визжала».
У Блока здесь рождается настоящая вакханалия и звуков, и чувств.
Дисгармоничным становится и финал стихотворения: несостоявшийся роман словно растворился в окружающем мире. «Желтая заря северного неба бросает свой больной отблеск на грешную жизнь людей. Красота поругана, уничтожена, растворена в желтом мире желтого города».
Композиционно в стихотворении мы можем выделить три масти.
Первая часть — вступление, своеобразная экспозиция, описание места действия. Вторая часть (основная) включает в себя движение лирического сюжета.
Третья часть — заключение (финальные строчки последней строфы).
В стихотворении чередуется четырехстопный и трехстопный анапест, оно написано катренами, рифмовка — перекрестная.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («на желтой заре», «черную розу», «взор Надменный»), сравнение («золотого, как небо, аи», «Ты про шла, словно сон мой легка»), олицетворение («И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка»).