Анализ стихотворение «В ресторане». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «В ресторане»

Стихотворение «В ресторане» было написано Блоком 19 апреля 1910 г. История создания его окончательно не прояснена. Согласно одной версии, оно посвящено актрисе и художнице Ольге Судейкиной, с которой поэт был знаком с детства и которая была влюблена в него.

Она была примой в кабаре «Бродячая собака». Согласно другой версии, стихотворение посвящено М.Д. Нелидовой, жене одного из актеров театра Комиссаржевской, которую поэт впервые увидел в ресторане «Вилла Родэ». По ее воспоминаниям Блок послал ей бокал вина, в котором была красная роза.

Анализ стихотворение «В ресторане». Восприятие, толкование, оценка

Этот поступок показался ей дерзким — она ушла. Спустя некоторое время они вновь встретились в доме А. Ремизова, и Блок прочел ей эти стихи.

Открывается стихотворение проявлением чувств лирического героя, в котором возникает романтический мотив: «Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер)…» Герой вспоминает один из вечеров в ресторане, который очень дорог ему, незабываем. Попутное авторское замечание, несмотря на его внешний прозаизм, вводит в стихотворение мотивов сна, грезы, мечты.

Романтический мотив развивается и в следующей затем метафоре: «пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо». Тот же самый пожар пылает н и сердце лирического героя. Однако весь романтический флер снижается приземленной, бытовой деталью: «И на желтой заре — фонари». «Желтая заря», фонари — все это плодит тему большого города. Кроме того, фонари в творчестве Блока являются символом порока.

Блоковский мотив «Незнакомки» (аллюзия к собственному произведению) здесь демонстративно снижается. При явном совпадении внешнего сюжета (встреча с Незнакомкой в ресторане) изменяется внутреннее содержание его.

Как отмечают исследователи, «метафизическая дева «Незнакомки» трансформировалась и ресторанную соблазнительницу с надменным взором.

Адаптация и лирического героя, и его женского идеала к богемной жизни совершилась, метафизика уступила место земному, астральные отношения — флирту». Смещение смысловых акцентов подчеркнуто и заглавием стихотворения — «В ресторане».

Далее продолжает развиваться мотив обыденности, повседневности, в которую погружается лирический герой:

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.

В духе ресторанной этики и поступок героя:

Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Таким образом лирический герой хочет сказать о своей любви. Черная роза становится здесь символом страсти, своеобразного вызова. Характерно сравнение — «золотого, как небо, аи». Небо является символом вечного, покойного, гармонического. Так уже здесь закладывается определенный контраст: «буйство чувств» обрамляется символом вечности и покоя. Далее мы видим своеобразный любовный поединок, в котором раскрываются чувства героев. Так, симметричность душевных движений присутствует в третьей строфе. Она смотрит «надменным взором», он — «смущенно и дерзко».

Однако эта надменность — лишь маска. Истинные чувства героини раскрываются во внимательном взгляде на героя, интуитивном ощущении его духовной близости. Так, смущение ее передастся в намеренно резком тоне, в чуть «заметном дрожанье руки», в несколько наигранном, юном презрении.

Далее в стихотворении вновь возникает мотив Незнакомки:

Ты рванулась движеньем испуганной птицы.
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Однако мотив этот тут же снижается, погружаясь в картину ресторанной жизни. Антитетичность подчеркивается здесь с помощью союза «но», открывающего следующую строфу:

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

Исследователи отмечали, что уникальность облика героини исчезает, ее красота словно растворяется во множестве зеркал. Образ цыганки символизирует здесь стихию, неопределенность чувств.

При этом музыкальная тема развивается в стихотворении дисгармонично: пошлый ресторанный мир грубо вторгается в тонкую сферу чувств, переводя их а иную плоскость. Взоры Незнакомки «кричат», «монисто бренчало», «цыганка визжала».

У Блока здесь рождается настоящая вакханалия и звуков, и чувств.

Дисгармоничным становится и финал стихотворения: несостоявшийся роман словно растворился в окружающем мире. «Желтая заря северного неба бросает свой больной отблеск на грешную жизнь людей. Красота поругана, уничтожена, растворена в желтом мире желтого города».

Композиционно в стихотворении мы можем выделить три масти.

Первая часть — вступление, своеобразная экспозиция, описание места действия. Вторая часть (основная) включает в себя движение лирического сюжета.
Третья часть — заключение (финальные строчки последней строфы).

В стихотворении чередуется четырехстопный и трехстопный анапест, оно написано катренами, рифмовка — перекрестная.

Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («на желтой заре», «черную розу», «взор Надменный»), сравнение («золотого, как небо, аи», «Ты про­ шла, словно сон мой легка»), олицетворение («И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка»).

Оставьте ответ