Жанр и сюжет пьесы А.М. Горького «На дне»


Жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.М. Горького «На дне»

Исследователи отмечали жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие пьесы. В драме несколько конфликтов — любовный, социальный, философский (он является доминирующим). Кроме того, в душе практически каждого из персонажей пьесы присутствует внутренний конфликт — внутреннее несоответствие людей их положению, а также страх перед жизнью.

Наличием любовного конфликта пьеса напоминает нам социально-бытовую драму. В нем участвуют четверо персонажей: хозяин ночлежки Костылев, его жена Василиса, ее сестра Наташа, вор Васька Пепел. Завязкой этой истории становится появление в ночлежке Костылева, давшее толчок разговорам постояльцев об изменах Василисы. В ходе развития сюжета мы узнаем о ее отношениях с Васькой Пеплом, о его чувствах к Наташе, о ревности героини.

Хозяева ночлежки, Костылев и его жена, вбирают в себя самые негативные, дурные стороны человеческой натуры. Так, Василиса зла, жестока, хитра, коварна и изворотлива. В основе всех ее действий — корысть и трезвый расчет: она планирует избавиться от своего мужа при помощи любовника, стать единоличной владелицей «заведения».

Василиса не церемонится с постояльцами, избивает собственную сестру, использует Ваську Пепла, подбивая его на убийство мужа. Кульминацией любовного конфликта становится сцена скандала в этой семье, когда Василиса нападает на сестру и ошпаривает ее кипятком. Заступаясь за Наташу, Васька Пепел в драке нечаянно убивает Костылева. Развязкой становится арест героя и исчезновение Наташи.

Таким образом, любовный конфликт играет здесь второстепенную роль, является лишь одним из эпизодов пьесы. Все кульминационные события его вынесены за сцену, как бы отодвинуты на второй план.

Достаточно важен в драме социальный аспект. Об этом свидетельствует и ее заголовок, и место действия, и персонажи, обрисованные в духе «физиологического очерка». Герои Горького — представители всех слоев русского общества, люди, обладающие определенным внутренним потенциалом.

Ни один из них не является порочным от природы, — напротив, судьбы их искалечены невыносимыми условиями российской жизни. «Шулер, побитый за нечистую игру и одурманенный водкой, страстно, хотя и с надрывом, говорит об истинах, которые волнуют лучшие умы человечества. Старик, которого в жизни только мяли, выносит из своих тисков незлобивость и свежесть. Двадцатилетняя девушка, которая не видела в жизни ничего, кроме грязи и ужаса, сберегает сердце каким-то лилейно-чистым и детски свободным.

А Пепел, этот профессиональный вор, дитя острога и в то же время такой нервный, как женщина, стыдливый и даже мечтательный? Это внутреннее несоответствие людей их положению, эта жизнь, мыслимая поэтом как грязный налет на свободной человеческой душе, придают реализму Горького особо фантастический, а с другой стороны, удивительно русский колорит», — пишет И. Анненский.
Социальный конфликт не находит своего практического воплощения на уровне сюжета, однако он формирует определенный аспект авторской позиции, мотивируя обращение писателя к философской проблематике.

Речевые характеристики главных героев в пьесе «На дне» А.М.Горький

«Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» — писал Горький. Спор о правде и лжи составляет идейно-смысловой центр пьесы. Мотив этот задается уже в самом начале произведения в репликах Клеща: «Врешь!» и Квашни: «А-а! Не терпишь правды!» Синонимом понятия «правда» становится у Горького понятие «веры». Так, Лука замечает: «Во что веришь, то и есть».

Философский конфликт имеет свое определенное развитие. Экспозицией является описание ночлежки, появление действующих лиц (действие до появления в ночлежке Луки). Здесь мы узнаем жизненные истории практически всех героев. Так, в числе первых появляются Бубнов, Барон и Сатин.

Это так называемые «герои-правдолюбцы». У каждого из них собственная правда. Скептик и фаталист Бубнов признает лишь «правду факта». В прошлом он был владельцем ателье, скорняком, достаточно успешным человеком, однако его сгубило вероломство жены.

«В своем реализме» Бубнов жесток, лишен сострадания, жалости, он словно стремится обнажить изнаночную сторону жизни. Так, на просьбу умирающей Анны о тишине он отвечает: «шум — смерти не помеха». Ваське Пеплу он предрекает трагическую судьбу Наташи: «Через тебя пропадет…» Жизнь, по мысли этого героя, лишена всякого смысла: человек ничего не может в ней изменить. В людях Бубнов видит лишь низменное, эгоистичное начало. Он считает, что ночлежка становится своеобразным индикатором истинной сущности людей: «снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…»

Скептицизм, безверие и безысходность — вот философия Бубнова. Исследователи называли этого героя резонером-пессимистом (в отличие от Сатина).

Барон происходит из старинного дворянского рода. Он промотал свое состояние, а затем — казенные деньги и угодил в тюрьму. Этот человек предстает у Горького полностью опустошенным, он живет лишь прошлым, ни во что не верит, отчасти презирает окружающих, однако гордится своим происхождением и былым положением. Барон издевается над Настей, опровергая правдоподобие всех ее рассказов о «красивой любви».

Сатин — самая яркая фигура «правдолюбца». Именно этот персонаж становится в пьесе идейным оппонентом странника Луки. Сатин получил образование, в прошлом он служил на телеграфе, но, защищая сестру, совершил убийство и попал на каторгу. После этого стал шулером и пьяницей.

Жизнь сделала его жестоким и равнодушным. Сатин проповедует философию «свободного человека», веру в человека и его возможности: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!».

Этот же герой подытоживает сопоставление правды и лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев…», «Правда — бог свободного человека!» Высказывания Сатина перекликаются с поэмой Горького «Человек». Поэма изображает путь человека к осуществлению своего идеала.

Герой проходит через различные сферы зла, поднимается от мрака к свету. Путеводителем его становится Мысль, Разум. Он вступает в борьбу с темными, слепыми инстинктами, с природой, враждебными идеями (в том числе идеей «утешительной лжи»), с социальным устройством общества. Цель этой борьбы — творческое пересоздание жизни. Исследователи отмечали связь этой поэмы с идеями философии Фейербаха, а также с романтической традицией драматических поэм Байрона.

С другой стороны, монолог Сатина во многом перекликается с проповедями Луки (именно этот герой защищает странника). Как отмечают исследователи, Сатин в итоге «формулирует то, чего не сумел выразить сам Лука. Монолог Сатина — не столько обличение красивой лжи Луки, сколько пример пробуждения Человека еще в одном ночлежнике».

Речевые характеристики главных героев в пьесе «На дне» А.М.Горький

Однако сам герой словно существует отдельно от своих сентенций. Так, Сатин скептически смотрит на мир, он презирает труд, окружающих, все социальные условности.

Именно он иронически оценивает все устремления Насти и Актера. В ответ на реплику Насти о том, что она жаждет уйти «на край света», Сатин с усмешкой замечает: «Пойдешь — так захвати с собой Актера… Он туда же собирается… ему известно стало, что всего в полуверсте от края света стоит лечебница для органонов…» В самоубийстве Актера обычно обвиняют Луку. А фактически последней каплей в этой ситуации стали реплики Сатина и Барона (о возможности уйти в «никуда», где «ничего нет»).

Другая группа персонажей, предстающая в экспозиции, — «герои-мечтатели», люди, верящие в то, что жизнь их может еще измениться, они обретут желаемое. Самые яркие образы «мечтателей» — образы Насти и Актера. Настя — сирота, юная девушка, ставшая проституткой. Она мечтает о чистой, романтической любви и сочиняет эти истории для окружающих.

Актера погубило вино: из-за пагубной страсти он утратил былое положение, свой талант. Настоящее имя его неизвестно, в одной из сцен он сокрушается о том, что «потерял имя», известен лишь сценический псевдоним — Сверчков-Заволжский. В другом месте он сетует на то, что «пропил душу», так как не может вспомнить любимые стихи.

Актер цитирует в пьесе отрывок из Беранже, который перекликается с идейно-философской проблематикой произведения: «Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой». Одновременно Актер задает в пьесе тему смерти, цитируя «Гамлета».

Многозначительны и фразы героя: «Он — уйдет…» (так он говорит о себе), «Яма эта… будет мне могилой…» Наконец, он просит Татарина помолиться за него. Актер мечтает вылечиться от пьянства и вернуться на сцену. Однако надеждам его не суждено сбыться — осознав утопичность своих планов, Актер повесился на пустыре. Сцена самоубийства Актера рифмуется в пьесе с содержанием притчи о «праведной земле», которую рассказывает Лука.

Другой «герой-мечтатель» — потомственный вор и мошенник Васька Пепел. Это сильный, безудержный, страстный человек, с удалой русской душой, способный на поступок. «Право, не боюсь! Хоть сейчас — смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру — не охну!» — говорит он. Васька Пепел способен на любовь: он мечтает о новой жизни с Наташей в Сибири. Однако в финале становится жертвой интриги Василисы и попадает на каторгу.

Клещу, на первый взгляд, свойственна трезвая оценка происходящего. Он рабочий человек, трудится с малых лет, резко отделяет себя от других постояльцев заведения Костылева. Однако не может выбраться из нищеты. Жена его Анна смертельно больна, она умирает. В Клеще зарождается надежда: он думает, что после ее смерти сможет выбраться из нищеты.

Здесь Горький подчеркивает, как искажаются у ночлежников все морально-нравственные представления о жизни: надежды Клеща на собственное возрождение связаны у него со смертью близкого человека. Однако надеждам этим также не суждено сбыться: после смерти жены ему пришлось продать все инструменты, чтобы провести похороны.

Завязкой философского конфликта становится появление в ночлежке Луки, а кульминацией — сцена исчезновения странника. Образ этот получил противоречивые оценки критиков, по-разному определяя идейно-философское содержание пьесы. Так, в литературоведении существовало три основных трактовки образа Луки. Согласно, например, мнению Д. Мережковского, этот герой является носителем христианской морали всепрощения, «апостолом любви и милосердия», «проповедником добра».

Вторая версия — разоблачительная: Лука — «пройдоха, жулик, шарлатан», ложь его губительна для окружающих. Эту версию развивал сам автор. Так, Горький признавался А. Луначарскому: «Лука — это поистине лукавый человек. Лука умеет приложить пластырь лжи ко всякому больному месту. Его дело, найдя человека с вырванным клоком сердца, создать в награду для восстановления равновесия какую-то по мерке сделанную и подходящую ложь, — утешительный обман…».

Третья версия связана с трактовкой образа актером Москвиным.

Он считал, что Лука — «не проповедник истин, не спаситель, не идеальный христианин, примирившийся и примиряющий, а вечный, неуемный искатель «лучшего», ради чего живет человек…». «Лука лжет потому, что не знает истинной правды. Его ложь — разновидность фантазии, мечты. Она замещает будущую правду… Неправда Луки — поэтическая неправда, бессознательно направленная на то, чтобы выиграть время для поисков настоящей истины (для Пепла и Насти) или смягчить последние минуты в жизни Анны. Поэтическая ложь есть предвестник правды», — пишет И.К. Кузьмичев.

Действительно, образ Луки в пьесе неоднозначен, двойствен. Он тонкий психолог, умен, наблюдателен, имеет огромный жизненный опыт. Идейную позицию героя раскрывает рассказ Луки о двух грабителях и его притча о «праведной земле». Каково же влияние «проповедей» Луки на судьбы ночлежников? Он способствует зарождению в жизни персонажей надежды (Анне обещает обретение желанного покоя после смерти, Актеру говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське Пеплу — о возможности начать новую жизнь в Сибири, поддерживает романтическую историю Наташи о любви).

«Лука — не «герой», возвышающийся над толпой и несущий ей избавление. Из реальных взаимоотношений Луки с ночлежниками явствует, что освобождение людям могут принести не мессии, не выдающиеся личности, а те потенции, которые скрыты в «толпе».

Лука эти скрытые силы простых людей не только чувствует, не только верит в них, но и стремится помочь этим силам из тайных сделаться явными. И в душах ночлежников Лука находит отклик не потому, что обольщает их «красивой ложью», а потому, что его «правда» в чем-то коренном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям», — замечают исследователи.

Очень значима и композиционная роль Луки в пьесе. В разговорах и столкновениях с ним не только обозначаются идейные позиции всех персонажей, проясняются их характеры, но в них пробуждается и чувство личности, собственного достоинства. И сами герои в финале пьесы изменяются.

Критики отмечали ту атмосферу человечности, всеобщего воодушевления, которая воцаряется в ночлежке. Впервые щедр и добр к людям Клещ, Барон впервые задумывается над жизнью, Бубнов угощает всех, и звучащая песня объединяет людей.

Писатель подчеркивает эти изменения с помощью антитезы. Обстановка 1-го и 4-го действия у Горького антитетичны. Так, в начале пьесы мы видим мрачные, перегороженные переборками комнаты, Клещ ругается с окружающими, ожидает смерти жены. Общий разговор у постояльцев не складывается: мы видим пример чеховского полилога, когда каждый из героев ведет свою тему. В финале предстает совсем иная картина: переборки сломаны (преграды между людьми ушли),

Клещ чинит «гармонию» (многозначительное слово выбрано автором), комната наполнена светом от лампы, люди сидят за одним столом, они объединены общим разговором, песней. Лука «всколыхнул общую атмосферу ночлежки», пробудил в героях и жажду жизни, и веру в мечту, и индивидуально-личностное чувство, выразившееся в бунте Насти и Актера. Настя здесь впервые восстает против происходящего, уличает во лжи Барона (этот эпизод рифмуется с началом пьесы, где происходила обратная ситуация).

Бунт же Актера выливается в самоубийство.

Таким образом, развязкой философского конфликта становятся судьбы персонажей: смерть Актера, каторга для Васьки Пепла и т. д. Однако Лука ли виновен в происходящем? Какова авторская позиции в пьесе?

Отметим критический взгляд автора на социальное устройство российского общества, наличие у героев внутренних конфликтов (страх перед жизнью, слабая воля, леность души, боязнь перемен). Автор не разделяет явно ни позицию Луки, ни позицию Сатина. Он ставит в пьесе один из вечных вопросов, призывая зрителя к размышлению и к собственной оценке.

Безусловно, Горький-реалист выступает за человеческое мужество и веру в собственные силы. В монологе Сатина угадываются ранние ницшеанские увлечения писателя. Однако Горький-романтик высоко ценит способность человека к мечте. Именно это качество он поэтизирует в сказке «О Чиже, который лгал, и о Дятле, любителе истины». Поэтому в этом плане драма «На дне» — уникальное произведение в русской литературе: это тот случай, когда «понятийно-логическая автоинтерпретация… не соответствует художественному прозрению писателя.

«Комплекс Луки» с его «золотыми снами», «возвышающим обманом», „темной загадочной ненавистью к истине”», по мнению многих исследователей, был свойствен и самому Горькому, а также проявлялся в его творчестве. Именно поэтому, думается, образ Луки более удался писателю, нежели образ Сатина. Также заметно определенное «родство» этих персонажей, в финале пьесы, как мы отмечали выше, именно Сатин защищает Луку.

Таким образом, идейно-философское содержание пьесы отражает двойственность, противоречивость натуры самого писателя.

В драме «На дне» Горький предстает драматургом-новатором. Современники Горького называли его пьесу философской драмой, современные исследователи определяют ее как новый тип социально-философской драмы. Оригинальна сюжетно-композиционная структура пьесы. Прежде всего, это сюжетная разобщенность всех действующих лиц (нет связки единым сюжетом) и второстепенное значение социального конфликта и любовной интриги.

Все главные события (нападение на Наташу, убийство Костылева, смерть Актера) вынесены за сцену. Сюжетная линия завершается в третьем действии, а идейный центр тяжести пьесы перенесен в четвертое действие. Главный же фокус произведения — в его идейно-философской проблематике. Поэтому в пьесе сложно выделить главных и второстепенных героев. Единство и целостность действия обеспечивается за счет движения философского конфликта, за счет развития определенных мотивов, наличия рифмующихся эпизодов.

Отметим также использование автором полилога (многоголосия) в пьесе (действующие лица ведут разговор, не связанный единой темой, но образующий целостную картину). Таким образом, Горький-драматург ориентируется на чеховские принципы драматургии.

Оставить ответ