Всем доброго дня!
Вот уже прошло почти три месяца нового года. За ним три месяца весны, а за ним три месяца лета. Как быстро летит время, практически незаметно. Это я к чему. К тому, что скоро первое сентября. Необычно, да?
Да, необычно, но так оно и есть. За это длинное как кажется, а на самом деле короткое время, вашему ребёнку нужно многому научиться. А когда настанет первое сентября, вы сами увидите, как всё быстро пролетело.
Итак, наступает первое сентября. Всмотритесь в лица ребят, идущих в школу и в лица первоклассников, и на тех, кто идет во второй, в четвертый, в десятый классы. Это все лица в большинстве своём знакомые. И все-таки в этот день они не такие, какими были еще вчера.
У самых маленьких они выражают и любопытство, и страх перед чем-то неизвестным, новым. Школьники постарше, даже второклассники, держатся с необыкновенной уверенностью, но и с интересом, а что же их в этом году ожидает?
Вот и школа. Для будущего первоклассника это не просто слово. Со школой связан некоторый перелом в жизни ребенка, у кого больше у кого меньше, но он есть, и он ощущает его, пусть пока не совсем еще понимая. А главное здесь переход, от детства к маленькой взрослой жизни. А взрослая жизнь, это труд, каждодневный, обязательный. Продолжительность такой работы составляет у всех по разному, но в любом случае она не меньше получения полного среднего образования.
Переход к такой интенсивной трудовой деятельности даже тем детям, которые подготовились к ней в детском саду, дается нелегко. Ведь там, в детском саду, занятия проводились на фоне игры и сменялись игрой, а потому казались нетрудными. А тут всё иначе, несколько уроков подряд надо быть серьезным. Не болтать, не смеяться, не отвлекаться. На переменах не бегать по коридору и не играть в шумные игры.
А как приходится детям, пришедшим в школу прямо из семьи? Им ведь ещё труднее даётся этот переход. Не забывайте, что в этом возрасте ребёнок переживает возрастной криз, очередную биологическую и психологическую перестройку организма, которая сама по себе нелегка, а тут еще сопровождается такими переменами всего привычного житейского распорядка.
От родителей в школе и от воспитателей в подготовительной группе детского сада требуется максимум внимания к ребенку в этот ответственный период его жизни. А главное — его нужно готовить к такой перестройке заранее, чтобы облегчить ее, сделать наименее болезненной.
Что для этого нужно? Прежде всего, как можно раньше привить ребенку понятие о долге. У него и в детском саду и дома должны быть определенные обязанности. Об обязанностях по детсаду всё понятно, там есть определенная программа, надо её выполнять. Здесь важно, чтобы воспитатель, придя на работу, полностью отдавался работе и не отвлекался, как это иногда бывает, ни на какие личные дела. Ребята ведь это замечают и обязательно используют в своих интересах, иногда опасных.
Дома это сложнее. Нужно добиться, прежде всего, чтобы ребёнок уважал ваш труд, труд взрослых вообще. Вот, например, такая ситуация. Построили забор, отгородив стройку от проходной части двора. Первая реакция ребят, какая? Правильно! Надо через забор перелезть. И ведь перелезают.
А что же взрослые? Они не только не останавливают детей, но нередко и сам лезут через забор, а то и выламывают доски из него для прохода. Это замечается всё реже, но оно есть. Сейчас отгораживаются либо металлическими щитами, либо сеткой. Но кое-где доски ещё используют. Получается, и того кто трудился, строил не уважают, и сами подвергают себя опасности.
Уборщица только что подмела территорию, а кто-то из взрослых намусорил, окурками, бумажками, дети это видят, уборщица убирает, воспринимается как должное. Некоторые дети не хотят взять профессию отца или матери. Почему? Не знают? Нет! Стесняются их работы. А если спросить аккуратно или узнать, то выясняется, что у одного родитель дворник или уборщица, у другого водитель на машине очистки сточных вод.
И приходится доказывать необходимость таких работ, объяснять, что без дворника или без уборщицы мы не смогли бы пройти по улице или по лестнице, что все дворы были бы завалены мусором. Интересно, что выражение лица собеседника, ребёнка при этом сразу меняется, он уже не «стесняется», а идет к маме или к папе говорит с пониманием, что у них важная и ответственная работа.
Как это можно допускать, чтобы дети не уважали труд родителей?
Разве сумеем мы воспитать у наших детей уважение к труду вообще, если не научим ценить собственный? Неужели нельзя разъяснить детям, что не могут все быть инженерами или врачами, или музыкантами, что вовсе не обязательно каждому получить диплом высшего учебного заведения?
С самого раннего возраста необходимо воспитывать уважение к любому труду. А для этого очень важно, чтобы ребёнок имел определенные посильные обязанности дома и неукоснительно выполнял их без напоминаний. Разъясните, что вам ведь никто не напоминает о необходимости каждый день ходить на работу, хорошо её выполнять. Дети это отлично и правильно понимают и запоминают.
В классе будет около много детей, а быть другом всех невозможно. Хорошие взаимоотношения еще не дружба. Они должны быть со всеми, но друга надо будет выбрать. Без друзей, без верности и самоотверженной преданности жить нельзя. Ваш ребёнок будет выбирать себе друга среди всех детей класса, как своего, так и параллельного, и, может быть, выберет не того, который вам нравится. Не торопитесь вмешиваться. Грубость, неосторожность могут только повредить, нарушить отношения между вами и ребенком.
Вы должны ясно представлять себе, что происходит с вашим ребёнком в этот период, период как биологической, так и психологической перестройки организма, сопровождающейся изменением условий жизни.
Ваш ребёнок сразу попадает в обстановку, совершенно не похожую на ту, которая его окружала раньше. От пего впервые начинают требовать ответственности за самостоятельно проделанную работу. Он как бы попадает в условия, сходные с условиями жизни взрослого. К этому его организм уже готов. Ребенок становится значительно сдержаннее, лучше разбирается в ситуации, увереннее пользуется сравнениями и анализом, как в играх, так и в жизни.
Он уже не слепо верит тому, что ему говорят взрослые, но он слышит и видит в окружающем информационном пространстве, и критически рассуждает (бывает не всегда правильно), осуждает или оправдывает то пли иное событие или человека. У него уже вырабатывается какой-то идеал, которому он хотел бы следовать.
Ваш ребенок выбрал себе друга, как-то разделяющего его интересы, настроения. И если тот вам не по душе, нельзя сразу пытаться разбить дружбу, ничего хорошего из этого не получится. Семилетний человек уже будет более или менее твердо отстаивать свою точку зрения, и ваши попытки навязать ему какого-то другого внесут только охлаждение в ваши взаимен ношения, посеют недоверие к вам.
Полезнее, если вы считаете необходимым разлучить такой еще не окрепший дружеский союз, действовать не словами, не запретами, а на деле, в конкретной жизненной ситуации, показать вашему ребёнку недостатки их избранника. В том числе, и начать можно с отношения к труду и его важности в жизни человека. Да много можно привести примеров, ведь ваш ребёнок, рос в вашей семье, и только вы знаете, что и как должно быть.
А еще лучше попытаться вместе с вашим ребенком и педагогом в школе исправить эти недостатки.
Даже безуспешность такой попытки полезна, потому что ребёнок поймет всю доброту ваших стараний и сам убедится в вашей правоте.
Хотя, могут быть и варианты. Мы, взрослые, имея некий опыт за плечами, можем порой безошибочно определить, с кем стоит быть вашему ребёнку, с кем нет. И переделки тут ни к чему.
Но уж если дружба укрепилась, требуйте от обоих честности, самоотверженности и преданности в ней. Эти понятия уже доступны семилетнему человеку. А одновременно требуйте уважения к самим себе, к другу, к старшим и, обязательно, к младшим.
Не редки случаи, когда
самый отвязный подросток, совершив, в некоторой степени, а иногда и в прямой
степени, героический поступок, меняется. Да, это факт, и этим пренебрегать не
стоит. Конечно, это исключительный случай, но он очень ярко показывает, что в
самом недисциплинированном, запущенном в воспитательном смысле ребенке обязательно
сохраняются добрые задатки, надо только вовремя их подметить и развить.
С первых же дней школьной жизни ребенок ищет для себя какое-то увлечение. Одних привлекает спорт, других музыка, третьих танцы, четвертые с удовольствием в свободное время мастерят. Это понятно. Бездеятельность несвойственна ребенку. Ему необходимо занятие, преимущественно связанное с движением. Следует всячески поощрять такие увлечения.
Однако не нужно навязывать ребёнку то, к чему у него не лежит душа. Вот, например, многие родители стремятся обучать своих детей музыке. А есть ли необходимость насильно усаживать ребенка за музыкальный инструмент?
Другое дело, если он сам любит петь или хочет на чем-либо играть, тогда надо посоветоваться со специалистом и, при наличии одаренности, начать музыкальное образование. Но учтите, что истинный талант музыканта проявляется гораздо раньше, еще в дошкольном возрасте, а в школе, может быть, окажется, придётся заставлять ребенка колотить по клавишам.
Ну и самое главное. Отдых и игры
Школьник, первоклассник, ещё бывший ребёнок из детского сада. Ему нужен режим. И какой бы важной не была его работа, в первый год жизни в школе после детсада, нагрузка занятий должна быть примерно такой же.
Ведь получается, что ребёнок будет заниматься умственным трудом в течение семи-восьми часов! Даже для взрослого это многовато. А семилетний ребёнок имеет еще несовершенную нервную систему, его внимание, память не могут выдержать такой нагрузки. И будет он сидеть часами за столом совершенно бесплодно.
Это я к тому, что должен быть отдых после школы перед выполнением уроков. Прививайте это с самого первого класса. Чем лучше ребёнок отдохнёт, тем быстрее и качественнее будут сделаны его уроки.
Примером такого отдыха может быть не только игра, но и выполнение лёгкого труда, который не меньше вовлечёт ребёнка в процесс взрослой жизни.
Продолжим в следующей статье.
До встречи!