Дети и труд

Всем доброго дня!

Вот уже прошло почти три месяца нового года. За ним три месяца весны, а за ним три месяца лета. Как быстро летит время, практически незаметно. Это я к чему. К тому, что скоро первое сентября. Необычно, да?

Да, необычно, но так оно и есть. За это длинное как кажется, а на самом деле короткое время, вашему ребёнку нужно многому научиться. А когда настанет первое сентября, вы сами увидите, как всё быстро пролетело.

Итак, наступает первое сентября. Всмотритесь в лица ребят, иду­щих в школу и в лица первоклассников, и на тех, кто идет во второй, в четвертый, в десятый классы. Это все лица в большинстве своём знакомые. И все-таки в этот день они не такие, какими были еще вчера.

У самых маленьких они выражают и любопытство, и страх перед чем-то неизвестным, новым. Школьники постарше, даже второклассники, держатся с необыкно­венной уверенностью, но и с интересом, а что же их в этом году ожидает?

Вот и школа. Для будущего первоклассника это не просто слово. Со школой связан некоторый перелом в жизни ребенка, у кого больше у кого меньше, но он есть, и он ощущает его, пусть пока не совсем еще понимая. А главное здесь переход, от детства к маленькой взрослой жизни. А взрослая жизнь, это труд, каждодневный, обя­зательный. Продолжительность такой работы составляет у всех по разному, но в любом случае она не меньше получения полного среднего образования.

Переход к такой интенсивной трудовой деятельно­сти даже тем детям, которые подготовились к ней в дет­ском саду, дается нелегко. Ведь там, в детском саду, занятия проводились на фоне игры и сменялись игрой, а потому казались нетрудными. А тут всё иначе, не­сколько уроков подряд надо быть серьезным. Не бол­тать, не смеяться, не отвлекаться. На переменах не бе­гать по коридору и не играть в шумные игры.

А как приходится детям, пришедшим в школу прямо из семьи? Им ведь ещё труднее даётся этот переход. Не забывайте, что в этом возрасте ребёнок переживает возрастной криз, очередную биологическую и психоло­гическую перестройку организма, которая сама по себе нелегка, а тут еще сопровождается такими переменами всего привычного житейского распорядка.

От родителей в школе и от воспитателей в подготовительной группе детского сада требуется максимум внимания к ребенку в этот ответственный период его жизни. А главное — его нужно готовить к такой пере­стройке заранее, чтобы облегчить ее, сделать наименее болезненной.

Что для этого нужно? Прежде всего, как можно раньше привить ребенку понятие о долге. У него и в детском саду и дома должны быть определенные обязан­ности. Об обязанностях по детсаду всё понятно, там есть определенная программа, надо её выполнять. Здесь важно, чтобы воспитатель, придя на работу, полностью отдавался работе и не отвлека­лся, как это иногда бывает, ни на какие личные дела. Ребята ведь это замечают и обязательно используют в своих интересах, иногда опасных.

Дома это сложнее. Нужно добиться, прежде всего, чтобы ребёнок уважал ваш труд, труд взрослых вооб­ще. Вот, например, такая ситуация. Построили забор, отгородив стройку от проходной части двора. Первая реакция ребят, какая? Правильно!  Надо через забор перелезть. И ведь переле­зают.

А что же взрослые? Они не только не останавли­вают детей, но нередко и сам лезут через забор, а то и выламывают доски из него для прохода. Это замечается всё реже, но оно есть. Сейчас отгораживаются либо металлическими щитами, либо сеткой. Но кое-где доски ещё используют. Получается, и то­го кто трудился, строил не уважают, и сами подвергают себя опасности.

Уборщи­ца только что подмела территорию, а кто-то из взрослых намусорил, окурками, бумажками, дети это видят, уборщица убирает, воспринимается как должное. Некоторые дети не хотят взять профессию отца или матери. Почему? Не знают? Нет! Стес­няются их работы. А если спросить аккуратно или узнать, то выясняется, что у одного родитель дворник или уборщица, у другого водитель на машине очистки сточных вод.

Игры и труд детей

И при­ходится доказывать необходимость таких работ, объяснять, что без дворника или без уборщицы мы не смогли бы пройти по улице или по лестнице, что все дворы были бы завалены мусором. Интересно, что выражение лица собеседника, ребёнка при этом сразу меняется, он уже не «стесняет­ся», а идет к маме или к папе говорит с пониманием, что у них важная и ответственная работа.

Как это можно допускать, чтобы дети не уважали труд родителей?

Разве сумеем мы воспитать у наших детей уважение к труду вообще, если не научим ценить собственный? Неужели нельзя разъяснить детям, что не могут все быть инженерами или врачами, или музы­кантами, что вовсе не обязательно каждому получить диплом высшего учебного заведения?

С самого раннего возраста необходимо воспитывать уважение к любому труду. А для этого очень важно, чтобы ребёнок имел определенные по­сильные обязанности дома и неукоснительно выполнял их без напоминаний. Разъясните, что вам ведь никто не напоминает о необходимости каждый день ходить на работу, хорошо её выполнять. Дети это отлично и правильно понимают и запоминают.

Игры и труд детей

В классе будет около много детей, а быть другом всех невозможно. Хорошие взаимоотношения еще не дружба. Они должны быть со всеми, но друга надо будет выбрать. Без друзей, без верности и самоотвер­женной преданности жить нельзя. Ваш ребёнок будет выбирать себе друга среди всех детей класса, как своего, так и параллельного, и, может быть, выберет не того, который вам нравится. Не торопитесь вмешиваться. Грубость, неосторожность могут только повредить, нарушить отношения между вами и ребен­ком.

Вы должны ясно представлять себе, что происходит с вашим ребёнком в этот период, период как би­ологической, так и психологической перестройки организма, сопровождающейся изменением условий жизни.

Ваш ребёнок сразу попадает в обстановку, совершен­но не похожую на ту, которая его окружала раньше. От пего впервые начинают требовать ответственности за самостоятельно проделанную работу. Он как бы по­падает в условия, сходные с условиями жизни взросло­го. К этому его организм уже готов. Ребенок становится значительно сдержаннее, лучше разбирается в ситуации, увереннее пользуется сравнениями и анализом, как в играх, так и в жизни.

Он уже не слепо верит тому, что ему говорят взрослые, но он слышит и видит в окружающем информационном пространстве, и критически рассуждает (бывает не всегда правиль­но), осуждает или оправдывает то пли иное событие или человека. У него уже вырабатывается какой-то идеал, кото­рому он хотел бы следовать.

Ваш ребенок выбрал себе друга, как-то разде­ляющего его интересы, настроения. И если тот вам не по душе, нельзя сразу пытаться разбить дружбу, ни­чего хорошего из этого не получится. Семилетний человек уже будет более или менее твердо отстаивать свою точку зрения, и ваши попытки навязать ему какого-то другого внесут только охлаждение в ваши вза­имен ношения, посеют недоверие к вам.

Полезнее, если вы считаете необходимым разлучить такой еще не окрепший дружеский союз, действовать не словами, не запретами, а на деле, в конкретной жиз­ненной ситуации, показать вашему ребёнку недостатки их избранника. В том числе, и начать можно с отношения к труду и его важности в жизни человека. Да много можно привести примеров, ведь ваш ребёнок, рос в вашей семье, и только вы знаете, что и как должно быть.

А еще лучше попытаться вместе с вашим ребенком и педагогом в  школе исправить эти недостатки.

Даже безуспешность такой попытки полез­на, потому что ребёнок поймет всю доброту ваших ста­раний и сам убедится в вашей правоте.

Хотя, могут быть и варианты. Мы, взрослые, имея некий опыт за плечами, можем порой безошибочно определить, с кем стоит быть вашему ребёнку, с кем нет. И переделки тут ни к чему.

Игры и труд детей

Но уж если дружба укрепилась, требуйте от обоих честности, самоотверженности и преданности в ней. Эти понятия уже доступны семилетнему человеку. А одно­временно требуйте уважения к самим себе, к другу, к старшим и, обязательно, к младшим.

Не редки случаи, когда самый отвязный подросток, совершив, в некоторой степени, а иногда и в прямой степени, героический поступок, меняется. Да, это факт, и этим пренебрегать не стоит. Конечно, это исключительный случай, но он очень ярко показывает, что в самом недисциплинированном, запущенном в воспитательном смысле ребенке обяза­тельно сохраняются добрые задатки, надо только вовре­мя их подметить и развить.

С первых же дней школьной жизни ребенок ищет для себя какое-то увлечение. Одних привлекает спорт, других музыка, третьих танцы, четвертые с удовольстви­ем в свободное время мастерят. Это понятно. Бездея­тельность несвойственна ребенку. Ему необходимо за­нятие, преимущественно связанное с движением. Следу­ет всячески поощрять такие увлечения.

Однако не нужно навязывать ребёнку то, к чему у него не лежит душа. Вот, например, многие родители стремятся обучать своих детей музыке. А есть ли необ­ходимость насильно усаживать ребенка за музыкаль­ный инструмент?

Другое дело, если он сам любит петь или хочет на чем-либо играть, тогда надо посоветовать­ся со специалистом и, при наличии одаренности, начать музыкальное образование. Но учтите, что истинный та­лант музыканта проявляется гораздо раньше, еще в до­школьном возрасте, а в школе, может быть, окажется, придётся заставлять ребенка колотить по клавишам.

Ну и самое главное. Отдых  и игры

Школьник, первоклассник, ещё бывший ребёнок из детского сада. Ему нужен режим. И какой бы важной не была его работа, в первый год жизни в школе после детсада, нагрузка занятий должна быть примерно такой же.

Игры и труд детей

Ведь получается, что ребёнок будет заниматься умственным трудом в течение семи-восьми часов! Даже для взрослого это многовато. А семилетний ребёнок имеет еще несовершенную нервную систему, его внимание, память не могут выдержать такой на­грузки. И будет он сидеть часами за столом совершенно бесплодно.

Это я к тому, что должен быть отдых после школы перед выполнением уроков. Прививайте это с самого первого класса. Чем лучше ребёнок отдохнёт, тем быстрее и качественнее будут сделаны его уроки.

Примером такого отдыха может быть не только игра, но и выполнение лёгкого труда, который не меньше вовлечёт ребёнка в процесс взрослой жизни.

Продолжим в следующей статье.

До встречи!

Оставьте ответ